?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сосуд зла

Когда сегодняшним трезвым взглядом смотришь кинофильмы полувековой давности, нельзя не заметить, как часто в них разыгрывается одна и та же коллизия. Остановлюсь только на трех, самых знаменитых.


«И Бог создал женщину» Роже Вадима (1956): кусок безмозглой плоти (Брижит Бардо) приводит в совершенный хаос целый город. «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (1962): одна невротичка (Жанна Моро) попеременно донимает двух хороших мужиков, блондина и брюнета. Наконец, «Девять дней одного года» Михаила Ромма (1962): вздорная стерва (Татьяна Лаврова) отравляет жизнь целеустремленного энтузиаста. Какая, однако, резко выраженная реакция на сексуальную революцию!


Кадр из фильма «Девять дней одного года»:
Леля – Татьяна Лаврова, Гусев – Алексей Баталов

А вот сейчас таких фильмов уже никто не делает: убедились, надо думать, что не так страшен черт :)

Posts from This Journal by “кино” Tag

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

  • А нюх, как у собаки

    Продолжая тему представления меньшинств в художественных произведениях, отмечу Брюно Дебранда в роли «первого в истории детектива-колясочника».…

  • И гудит малиновый звон

    Подобно Лапласу, я пока не нуждаюсь в этой гипотезе, но легко могу себе представить, откуда берется вера в бессмертие души: если не из страха…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
vls_smolich
Dec. 7th, 2013 12:03 pm (UTC)
Да нет, просто революция свершилась, пролетариат победил и бунтовать некому.
Да и неактуально уже -- новая на пороге.
egovoru
Dec. 7th, 2013 01:32 pm (UTC)
А как Вам видится эта новая?
vls_smolich
Dec. 7th, 2013 03:57 pm (UTC)
Да вот это современное стирание различий между полами -- унисекс. После этого никаких уже бунтов -- сплошное равенство и братство. Точнее -- сестринство.
egovoru
Dec. 7th, 2013 04:27 pm (UTC)
Ну, это уж слишком мрачно...
egovoru
Feb. 15th, 2014 11:13 pm (UTC)
Вот еще один взгляд на ту же проблему: http://freesopher.livejournal.com/221375.html.
vls_smolich
Feb. 16th, 2014 11:50 am (UTC)
Да, это тоже из разряда визуализации всё тех же страхов.
Хотя Картину Бориса Вальехо (если не ошибаюсь в авторстве), надо было первой поставить.
sv0812
May. 21st, 2016 06:02 pm (UTC)
Про "9 дней одного года", по-моему, наоборот - там герой редкостный подонок и эгоист. Не нужна женщина - нах было уводить?
egovoru
May. 21st, 2016 06:16 pm (UTC)
Вы имеете в виду персонаж Баталова или персонаж Смоктуновского? Если Баталова, то, если я правильно помню, он никого никуда не уводил? Но у меня персонаж Лавровой (и, боюсь, сама актриса) вызывает такое отвращение, что я могла и перепутать какие-то детали ;)

Показательно, однако, то, что именно мужчина - творец, а женщина - груз на его плечах. Сама женщина, конечно, профессии не имеет и никакой увлеченности своим делом понять по определению не может ;) И это в советской-то России, поставившей женщин укладывать шпалы :(

Но должна признаться, что для меня самым сильным впечатлением от этого фильма была фраза, которую ненароком произносит второстепенный герой Евстигнеева - о том, что науки без войны не бывает. Заметьте, это ведь звучит с большого экрана в год Карибского кризиса :(
sv0812
May. 21st, 2016 06:21 pm (UTC)
Баталова, да.
Он именночто уводил - дама колебалась и практически уже созрела к выбору Смоктуновского, но Баталов прикинулся нищщастным котиком.

Показательно, однако, то, что именно мужчина - творец, а женщина - груз на его плечах. Сама женщина, конечно, профессии не имеет и никакой увлеченности своим делом понять по определению не может ;)
Вот как раз Баталову такую и надо было, плевать он хотел на жену и на то, чего хочет она. А она вполне себе работала в той же организации. Ну, не гений, дык ить, гениев в принципе мало.
Тем более,что Баталов - какой-то гений... подобный флюсу. Всовем деле он ас, а во всем остальном - полный кретин.
egovoru
May. 21st, 2016 06:30 pm (UTC)
"Всовем деле он ас, а во всем остальном - полный кретин"

Но, заметьте, именно за эту роль его ведь и выбрали актером года! Значит, публика распознала в его герое что-то привлекательное ;)

Лаврову же, если я правильно понимаю, отнюдь не выбрали лучшей актрисой ;)

Впрочем, выбор публики не всегда легко понять. Я помню, как ведущий какой-то немецкой телевикторины долго колебался, прежде чем объявить ее итоги. В викторине надо было ответить, кто твой любимый киноперсонаж (персонаж, не актер!) всех времен и народов. На первом месте оказался не Джеймс Бонд, не Индиана Джонс, а ... Ганнибал Лектер!
sv0812
May. 21st, 2016 09:37 pm (UTC)
Но, заметьте, именно за эту роль его ведь и выбрали актером года! Значит, публика распознала в его герое что-то привлекательное ;)
===
Еще бы не выбрали ) Голосовали-то, в основном, женщины, а Баталов - душка )

На первом месте оказался не Джеймс Бонд, не Индиана Джонс, а ... Ганнибал Лектер!
Дык, девушки любят плохих мальчиков ) А Бондиана и Индиана - это кино для мальчиков, девочки, в массе,такое не любят )
egovoru
May. 21st, 2016 09:51 pm (UTC)
А Вы полагаете, что в таких викторинах участвуют в основном женщины?

Оно, конечно, "кинематограф у женщин - единственное утешение в жизни", но хорошо бы все-таки иметь какие-то цифры для подтверждения?

Насчет бондианы хочу поспорить - я, хотя и женского пола, но поклонница этой эпопеи, правда, только ранних ее этапов: с Шоном Коннери и отчасти Роджером Муром. Кусок какого-то стравнительно недавнего изделия с Пирсом Броснаном во главе меня разочаровал: там такая звериная серьезность, что не продохнуть ;) Говорят, самые последние фильмы, с Крэйгом - снова повеселели, но я не видела. А Вы?
sv0812
May. 22nd, 2016 05:09 am (UTC)
но хорошо бы все-таки иметь какие-то цифры для подтверждения?
Я публиковал списки лидеров проката в СССР.

Посмотрите - там среди самых посещаемых индийских фильмов больше половины. Это говорит о чем? :)

Насчет бондианы хочу поспорить - я, хотя и женского пола, но поклонница
Ну, вы же понимаете, что в данном случае вы относитесь к немногочисленной группе )

А Вы?
Я их больше не смотрю вообще. Во-первых, пересмотрел до тошноты в конце 80-х - начале 90-х, во-вторых, все нынешние - это просто жалкие вторичные пародии с крайне тупыми сценариями.
egovoru
May. 22nd, 2016 11:55 am (UTC)
"там среди самых посещаемых индийских фильмов больше половины. Это говорит о чем?"

Но с другой стороны, согласитесь, что тот факт, что самый кассовый советский фильм - это "Пираты XX века", мало согласуется с этой гипотезой?
sv0812
May. 23rd, 2016 06:57 pm (UTC)
Нет, вполне согласуется, потому что Пираты охватили сразу две большие аудитории - детско-подростковую и молодежную, причем, детишки бегали не по одному разу, а молодежь шла вся - и мальчики, и девочки
плюс некоторое количество аудитории постарше
egovoru
May. 24th, 2016 12:12 am (UTC)
Для меня такая сверхпопулярность "Пиратов" - полная загадка; сама я к этой картине совершенно равнодушна ;)
sv0812
May. 24th, 2016 02:52 am (UTC)
Так это пацанский фильм был, причем, больше даже подростковый )
sveshinieks
May. 24th, 2016 07:02 am (UTC)
У меня в журнале использован другой кадр из "Девять дней одного года" для иллюстрации. devjat.dnej.odnogo.goda.avi_snapshot_00.07.20_[2012.09.12_22.02.35]
- Скажи ему, что я устала.

Самое важное, что этот фильм задал модель поведение как для мужчин, так и для женщин. Не зря я назвал этот фильм одной из причин Чернобыльской аварии.
devjat.dnej.odnogo.goda1
- А что стряслось с реактором?
- Уух! Новый строят!
- Да скажи же, наконец, что там было?!
- Ну было, было, было! Победителей не судят!


Так что в фильме все хороши - и мужчины, и женщины. Просто легче увидеть недостатки у представителей своего пола. Для женщин Баталов слишком красив, чтобы замечать, а мужчины вообще без ума от вздорных женщин, на что Вы и обратили внимание.

Кстати, если говорить о герое Баталова, то как Вам вот эта сцена.


- Прежде всего, ты идейно неустойчив. В былые времена любого твоего высказывания...
- Так в былые времена я помалкивал.


egovoru
May. 24th, 2016 12:21 pm (UTC)
"Самое важное, что этот фильм задал модель поведение как для мужчин, так и для женщин"

Мне кажется, для мужчин тут нет ничего нового: увлечение своей работой до степени забвения и собственного здоровья, и человеческих отношений - стереотип, давным-давно присутствующий в искусстве.

Чо же касается женщин, то новизна мне видится именно в том, что женщина показана до ужаса противной. Ни до, ни после на экране не было такого засилья вздорных баб, которым нечем заняться. До этого женщина тоже не занималась мужскими делами, но это не было причиной для злости, а воспринималось, как должное. Сегодня нам беспрерывно показывают злобных бизнес-леди - но это ведь уже совсем другой типаж. А этот фильм зафиксировал переходный момент: женщина уже злится от того, что у нее нет "настоящего" дела, но еще не решается им заняться ;)

"Для женщин Баталов слишком красив"

Нет, мне он таким сосвем не кажется ;)

Меня в этом фильме более всего поразила фраза героя Евстигнеева насчет того, что война необходима для развития науки. Что-то я не могу найти в сети сценария, чтобы припомнить ее дословно - не знаете ли, где он есть?



Edited at 2016-05-24 12:22 pm (UTC)
sveshinieks
May. 24th, 2016 01:30 pm (UTC)
Вот и Вы не заметили, что во втором кадре ученый не только угробил себя, но и взорвал реактор.
А что касается советских фильмов, то, во-первых, они все есть на Ютюбе, а во-вторых их можно скачать по ссылке: http://film.arjlover.net/film/ . Я уже давно, если мне нужно вспомнить цитату, просто скачиваю весь фильм.
egovoru
May. 24th, 2016 10:59 pm (UTC)
"Я уже давно, если мне нужно вспомнить цитату, просто скачиваю весь фильм"

А вот я, увы, ленюсь это делать :( Смотреть целый фильм - или даже прокручивать его - ради одной фразы кажется мне слишком неэффективным :( Другое дело - текст, в котором можно сделать мгновенный поиск по заданным словам :)
livejournal
Jan. 17th, 2017 05:08 am (UTC)
Сосуд зла
User sveshinieks referenced to your post from Сосуд зла saying: [...] Оригинал взят у в Сосуд зла [...]
( 22 comments — Leave a comment )