?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Стояла зима

Казалось бы, Рождество и Пасха – два симметричных полюса одного и того же христианского года, но их сравнительная культурная значимость явно меняется с географией. В Европе, несомненно, доминирует Рождество («Nußknacker und Mausekönig», «A Christmas Carol»), а вот в России – Пасха (достаточно вспомнить толстовское «Воскресение»). Я думаю, причина этого различия – просто климат (и Гоголь, с его царицыными черевичками – граница области доминирования Рождества, с ее мягкими зимами). Но, может, тут просматривается и более глубокий смысл?..


nussknaker

Петер Карл Гайсслер. «Вечер накануне Рождества» –
иллюстрация к «Щелкунчику и Мышиному королю»
(из собрания Stiftung Preußischer Kulturbesitz)

Posts from This Journal by “религия” Tag

  • Все будущее галерей и музеев

    Даже после того, как «Бог умер» (по словам Ницше), наша европейская (распространившаяся и на другие материки) цивилизация держится на христианских…

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Мой бог, сотворенный из глины

    Сталкиваясь с агрессивным неприятием чужого мнения у соотечественников, я в первую очередь думаю о семидесяти годах под мудрым руководством партии,…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Dec. 25th, 2013 03:57 pm (UTC)
Какую связь с климатом Вы усматриваете?
egovoru
Dec. 25th, 2013 04:02 pm (UTC)
Да очень просто: Пасха-то приходится на весну, а российской зимой - не очень-то попразднуешь... А Вам как кажется?
(no subject) - nebos_avos - Dec. 25th, 2013 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 25th, 2013 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 25th, 2013 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 25th, 2013 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 25th, 2013 05:27 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jan. 6th, 2019 08:27 pm (UTC)
О, нашла еще кое-то в тему о Рождестве и Пасхе, из интервью Бродского:

"— Ваш подход к евангельским темам, вы говорите, общехристианский, но сосредоточенность на Рождестве — уже некий выбор. Ведь в западном христианстве именно это — главный и любимейший праздник, а в восточном — Пасха.

— В этом-то вся разница между Востоком и Западом. Между нами и ними. У нас — пафос слезы. В Пасхе главная идея — слеза.

— Мне представляется, что главное различие — в западном рационализме и восточной мистичности. Одно дело — родиться, это каждому дано, другое дело — воскреснуть: тут чудо.

— Да, да, это тоже. Но в основе всего — чистая радость Рождества и...

— ...и радость через страдание.

— И радость через страдание. Поэтому у Пастернака куда более сногсшибательные стихотворения — стихи о Распятии, про Магдалину. Это замечательные стихи, совершенно фантастический там конец. Тут мне есть что сказать. У Пастернака, этого поэта микрокосма, как ни странно, в рождественском стихотворении и в двух про Магдалину все движение — противоположное его натуре, тому, с чем мы всегда сталкиваемся у него. В евангельских его стихах движение, я уже говорил, — центробежное. Настолько, что он выходит за пределы доктрины. Например, когда он говорит: «Слишком многим руки для объятья / Ты раскинешь по концам креста».

— Тут, конечно, слово «слишком» — как бы слишком.

— Это, если угодно, ересь. Но здесь сказывается центробежная сила стихотворения. Чем замечательна изящная словесность — что при использовании религиозного материала метафизический аппетит поэта или самого стихотворения перерастает метафизический аппетит доктрины как таковой. Вот в «Магдалине» что происходит? Согласно доктрине, Он воскресает. Но стихотворение само диктует, строфы накапливаются и обретают массу, которая требует следующего движения, расширения.

— Доктрина по определению сужает, ограничивает.

— В ее пределы стихотворение не укладывается. То же самое происходит, скажем, с «Божественной комедией» — это мир куда более огромный, чем задан темой.

— Но в «Рождественской звезде» у Пастернака такого еретического выхода за пределы нет.

— Там другое расширение. Я думаю, что источник этого стихотворения тот же, что и мой, а именно — итальянская живопись. По своей эстетике стихотворение мне напоминает Мантенью или Беллини, там все время такие круги идут, эллипсоиды, арки: «Ограды, надгробья, оглобля в сугробе / и небо над кладбищем, полное звезд» — вы слышите их во всех этих «о», «а», «об». Если сопрягать с отечественной эстетикой, то это, конечно, икона. Все время нимбы строятся — расширяющиеся. В рождественском стихотворении у Пастернака вообще много всего — и итальянская живопись, и Брейгель, какие-то собаки бегут и так далее, и так далее. Там уже и замоскворецкий пейзаж. Саврасов проглядывает.

— Грачи во всяком случае есть: «Гнезда грачей и деревьев верхи».

— Источником этого цикла у него и источником, до известной степени, его обращения — хотя я позволяю себе уже совершенно непозволительные вещи: гадать по поводу его религиозных ощущений, — я думаю, источником была прежде всего итальянская живопись. Вполне возможно, книжка с иллюстрациями."

В оценке пастернаковких стихотворений я позволю себе не согласиться с мэтром: "Магдалина" меня вовсе не трогает, а вот "Звезда" кажется совершенно гениальной. Для меня она не похожа на итальянцев, а вот на Брейгеля - да: полным отсутствием пафоса.

Честно сказать, мне кажется, что и Бродский здесь лукавит, потому что его собственное "Сретенье" ясно показывает, что "Звезда" произвела на него сильное впечатление - ведь оно написано совершенно в той же самой манере, так что его даже можно считать прямым подражанием:

Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
святой Симеон и пророчица Анна и т.д.
nebos_avos
Dec. 25th, 2013 05:25 pm (UTC)
Из статьи В.Непомнящего http://pereplet.ru/text/nepomnyashiy28apr02.html
На Западе главный праздник – Рождество. “Нет гнезда выше орлиного, нет праздника выше Рождества”,– говорит немецкая пословица. Почему? A потому, что Бог так любит меня, что Он мне уподобился. A раз так, раз Бог уподобился мне такому, каков я есть,– стало быть, я хорош таков, как есть…
A у нас главный праздник – Пасха, и это совсем другой подход: в Пасхе, в Своих страданиях, в Воскресении Бог зовет меня Ему уподобиться: “Возьми свой крест и иди за Мной”.
Это разные точки отсчета. У них отсчет, грубо говоря, “снизу”, от меня, а у нас отсчет “сверху”, от Бога (или, на светском языке,– от Идеала). Вот в чем разница западного и восточного христианства. Разные точки отсчета рождают и разную перспективу: у них – линейная, у нас так называемая обратная. Не Бог предстоит мне на картине, а я предстою перед Богом. И я должен тянуться к Нему, а не он мне уподобляться на каждом шагу.

egovoru
Dec. 25th, 2013 05:43 pm (UTC)
Очень интересно! Да, Рождество - несомненно, символ приближения Бога к человеку: а то Бог ведь - предвечен, как он может рождаться? Периодически же умирать и воскресать - ему как-то более пристало.

А немцы, надо сказать, хоть они и изобретатели рождественской елки, на самом деле довольно близки к симметрии: Пасха в Германии - почти так же заметна, как и Рождество, со своими кроликами (символ плодородия) и гусятами (надо думать - того же, как и наши яйца), а вот в США ее как будто и вовсе нет, и, кажется, во Франции - тоже (по крайней мере, так пишет живущий там уважаемый bgmt: http://bgmt.livejournal.com/909936.html).
bgmt
Dec. 26th, 2013 09:36 am (UTC)
поправка: я не пишу, что её как будто и нет, а просто, что это менее заметный праздник, менее общий. Возможно, семейный. Во Франции католиками себя считают значительно больше людей, чем верующими. Так что, вероятно, традиция есть.
(no subject) - egovoru - Dec. 26th, 2013 01:58 pm (UTC) - Expand
egovoru
Apr. 25th, 2015 04:40 pm (UTC)
Яковенко тоже пишет об этом различии:

"Главный праздник протестантско-католического мира - Рождество, в то время как в православном мире главный праздник - Пасха. Применительно к теме нашего исследования это различие объясняет все. Западные христиане празднуют вхождение Спасителя в мир, и в акцентуации этого праздника раскрывается базовая интенция западного христианства. Оно принимает "этот мир", наделяет его самостоятельной ценностью, усматривает божественную санкцию и божественное присутствие в мире, видит гарантией этого Рождество.

Акцент на Пасхе как главном двунадесятом празднике, указывает направление духовного движения - прочь от этого мира - расставляет приоритеты, диктует психологические и культурные интенции, задает характеристики ментальности."

Мне это кажется натяжкой: какое же Пасха духовное движение прочь из мира, когда речь ведь идет именно о чудесном возврашении в мир, воскресении?

Я бы согласилась с тем, что различие между двумя праздниками заключается в наличии элемента чуда: в конце концов, рождаются-то все, а вот воскресают - только избранные ;) Соответственно, ориентацией на Пасху как на главный праздник православие обнаруживает свою бóльшую приверженность чуду по сравнению с другими деноминациями. А?
nebos_avos
Apr. 25th, 2015 04:48 pm (UTC)
Ваше замечание мне нравится. А насколько оно верное - о том лучше спросить профессионального богослова.
a_gorb
Apr. 26th, 2015 06:14 pm (UTC)
Любопытно.
”различие между двумя праздниками заключается в наличии элемента чуда: в конце концов, рождаются-то все, а вот воскресают - только избранные”
В этом что-то есть. Но с другой стороны – непорочное зачатие тоже чудо.
Тут надо может подумать вот в каком направлении. Ведь мы повторяем путь Христа. Рождаемся, получая душу от Бога. Затем умираем. Но ведь умирает тело, душа то продолжает жить, как живет Христос после смерти и воскрешения. Так что для нас важнее?
(no subject) - egovoru - Apr. 26th, 2015 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Apr. 26th, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 23rd, 2017 04:01 pm (UTC) - Expand
egovoru
Dec. 23rd, 2017 04:11 pm (UTC)
"На Западе главный праздник – Рождество"

Случайно наткнулась в другом блоге на такую информацию:

"Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова."

Не знаете, верно ли это? А то автор не дает никаких ссылок на источник этой информации. На первый взгляд это противоречит тому, что в России, позаимствовашей свое христианство от греков, акцент как раз на Пасху, а не на Рождество.
(no subject) - nebos_avos - Dec. 23rd, 2017 04:32 pm (UTC) - Expand
a_gorb
Dec. 25th, 2013 05:42 pm (UTC)
Что для важнее: рождение или воскресенье?
egovoru
Dec. 25th, 2013 05:45 pm (UTC)
Так в том-то и дело, что, по-видимому, для разных культур - по-разному. Там выше высказали очень интересную мысль, что акцент на именно рождении - знак приближения Бога к человеку. А Вам как кажется?
a_gorb
Dec. 25th, 2013 06:13 pm (UTC)
”Там выше высказали очень интересную мысль, что акцент на именно рождении - знак приближения Бога к человеку.”
Да, интересный комментарий.
Рождество – приближение бога к человеку.
Пасха – приближение человека к богу.
Так, что вы правы ”для разных культур - по-разному”
А дальше нужно анализировать разницу культур. Но на это я не способен.
”А Вам как кажется?”
Да мне все равно, я не религиозен. Если, конечно, не считать Макаронного монстра:)
(no subject) - egovoru - Dec. 25th, 2013 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Dec. 26th, 2013 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 25th, 2015 04:41 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Dec. 29th, 2017 08:12 am (UTC)
Климат точно ни при чём, т.к. в Европе ещё 100 лет назад зимы были весьма суровыми. А в Норвегии, Швеции, Финляндии с зимами и сейчас всё в порядке. В отличие от православной Греции, как здесь правильно отметили.
egovoru
Dec. 29th, 2017 02:04 pm (UTC)
А в православной Греции тоже Пасха - центральный праздник года, как в России?
(no subject) - steblya_kam - Dec. 30th, 2017 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 30th, 2017 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jan. 2nd, 2018 10:17 am (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )