?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Его прощальный поклон

chat_noir
Случайно наткнулась на текст уважаемой tat_malyukova об искусстве модерна, который она относит к периоду «между двумя мировыми войнами» и пишет про «сладковатый запах тления», якобы исходящий от него. Первое – просто неверно; что же касается второго, то мое восприятие – прямо противоположное.


Модерн – искусство грани веков, fin de siècle, той благословенной эпохи, когда газеты писали, что вот, наконец, настал долгожданный мир и началось всеобщее процветание. Мы-то, конечно, знаем, чтó за этим последовало, но даже и мы ведь до сих пор сравниваем свои показатели с «Россией в 1913 году». Модерн – искусство недавно появившегося класса предпринимателей, к этому моменту уже доросшего до стремления к прекрасному, но еще не утратившего свойственных ему энергии и оптимизма; и эти-то качества и отражает этот стиль.

Его часто описывают как воплощение в искусстве растительных мотивов. Это, конечно, верно, но еще точнее будет сказать, что эстетика модерна заключена в эстетике раковины: прихотливость плавной линии, асимметрия и переливы перламутра. Но доминирует при этом именно линия, и потому графика, а не живопись – сфера творцов модерна, самый известный из которых – Обри Бердслей: «Прелестницы, теперь я научен, попробуйте прийти, и вы найдете духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете». Его «Аполлон в погоне за Дафной» (1896) – внизу слева.

Тулуз-Лотрек – замечательный живописец, но символ модерна – его литографии (эта, в центре, датируется 1892-1893), как и незабываемая афиша Стейнлена для знаменитого кабаре «Chat Noir». (На мой взгляд, Микки-Маус, a с ним – и вся мультипликация, вышли непосредственно из этого кота). И даже «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896, справа) такого выдающегося колориста, как Врубель, делает произведением модерна именно линия.

modern2

Предпринимателю свойственен прагматизм, и потому модерн – обычно прикладное, а иногда и публичное искусство. Самый известный пример последнего – входы на первые станции парижского метро (в частности, «Place Blanche» (1902), внизу слева), оформленные великолепным Эктором Гимаром, прославившимся также своими балконными решетками (та, что показана внизу, отлита им в 1909-1911 годах). Но основные заказчики, конечно – обеспеченные представители третьего сословия. Вот (в центре) жемчужина московского модернаособняк Рябушинского, построенный Федором Шехтелем в 1900-1902 годах. А вот (справа) Casa Batlló (1904), творение великого Гауди. О еще двух выдающихся создателях модерна, Билибине и Тиффани, я здесь уже писала.

modern11

Великая война прекратила, конечно, все это великолепие – разрушив иллюзии, на которых оно держалось. С войны и начался настоящий 20-й век, а модерн достался нам как прощальная улыбка века предыдущего.

А вот здесь – целый путеводитель по московскому архитектурному модерну от уважаемого archistorik.

Posts from This Journal by “модерн” Tag

  • В городе Понта Дельгада нет магазинов роскошных

    Написанные о столице Азорских островов, эти стихи точно передают ощущение и от самого Пиренейского полуострова – в чем я убедилась, посетив…

  • Это диво, так уж диво

    Когда-то мне в руки попалась книжка ирландских легенд, и, к своему удивлению, я обнаружила там двух давних знакомцев: Вия (которого звали как-то…

  • Вышли мы все

    Историю советской мультипликации – ну, или, по крайней мере, студии «Союзмультфильм» – выводят из диснеевского Микки-Мауса, показанного в 1934 году…

Comments

atrey
Feb. 6th, 2014 11:19 am (UTC)
Иными словами-мне кажется, что у любого стиля должен быть потенциал развития, проходят годы, формируются новые художники и новые заказчики, которым не нужно повторение того что уже было 5 лет назад.Должна быть какая-то глубина,которая ещё не изведана, ресурс который ещё не использован. А здесь получилось что за несколько лет мастера уже довели стиль до совершенства, и следующим уже нечего было делать. Вот ренессансная стилистическая система чтобы дойти до барокко должна была развиваться 2 века(согласно сочинению Г.Вёльфлина "Ренессанс и барокко"), и барокко в каком-то смысле имеет аналогии с развитым модерном. В том смысле что дальше уже не видно пути.

Хотя конечно 1 МВ тоже оборвала нить развития, новые люди уже развивали футуризм конструктивизм... но тем не менее неоклассика и арт-деко сумели пережить 1МВ.А модерн не сумел. Интересно, почему.
egovoru
Feb. 6th, 2014 02:06 pm (UTC)
"за несколько лет мастера уже довели стиль до совершенства, и следующим уже нечего было делать"

Я бы даже сказала, что модерн явился сразу готовым, как Афродита из пены - никакого периода становления у него и не было. Но, на мой взгляд, краткость существования отнюдь не дискредитирует его художественную ценность.

Почему модерн не пережил войну - здесь, мне кажется, нет никакой загадки. Ведь он строился на прекрасных иллюзиях, с которыми война обошлась так жестоко.
atrey
Feb. 6th, 2014 03:05 pm (UTC)
да,он явился сразу готовым. Но я и не считаю что он не имеет художественной ценности, я просто хотел понять почему он был так краток. Вообще-то меня ругали за "модерн" когда ещё никого не ругали(:-). Когда я учился в академии на архитектуре, в 1974 году на 5 курсе сделал проект бассейна в бионике как я её понимал, и проыессор из соседней мастерксой А.К.Барутчев стал критиковать форму, сказал-"мне это напоминает недоброй памяти модерн". А он в детстве застал ещё те времена до 1МВ, так что источник из первых рук.На что его друг а мой непосредственный руководитель Фомин ответил- "ну и что, в модерне тоже были неплохие постройки например у Лидваля"
egovoru
Feb. 7th, 2014 12:10 am (UTC)
"просто хотел понять почему он был так краток"

И так определенен, я бы добавила.

"мне это напоминает недоброй памяти модерн"

В устах профессора архитектуры это звучит как-то странно: ведь важно только то, насколько рассматриваемое произведение прекрасно или ужасно, а вовсе не то, к какому именно стилю его можно отнести! Боюсь, эти слова того профессора неважно его характеризуют, а?..


Edited at 2014-02-07 01:06 am (UTC)
atrey
Feb. 9th, 2014 06:49 pm (UTC)
Очень хороший профессор Армен Константинович Барутчев! И именно в вопросах стилистики он считался наиболее тонким ценителем, и кстати сам вроде бы как говорится "отдал дань" этому модерну когда-то(:-)хотя он тогда видимо в "гимназии Мая" на В.О. учился. Вы не знаете какое презрительное отношение было к модерну в 50-60 годы, когда они все, наши учителя стали ведущими в ленинградской архитектуре. потом в 70-80 модерн стали наоборот превозносить, а арт-деко тогда ещё не замечали, замечают только сейчас.
egovoru
Feb. 9th, 2014 06:59 pm (UTC)
"какое презрительное отношение было к модерну в 50-60 годы"

А с чем, как Вам кажется, это было связано? Почему вдруг такая резкая реакция? Может, он казался "мещанским" - или идейно вредным, "буржуазным"? Или просто "устаревшим" - вместе со всем прошлым искусством? Или этот негативизм был направлен в адрес только модерна, а, скажем, барокко восхищались?
(no subject) - atrey - Feb. 14th, 2014 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 15th, 2014 01:03 pm (UTC) - Expand
atrey
Feb. 9th, 2014 06:51 pm (UTC)
Собственно говоря ему именно по вашему и ответил И.И.Фомин мой непосредственный учитель-что и в модерне были хорошие постройки например Ф.И.Лидваль
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2014 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 14th, 2014 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 15th, 2014 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 16th, 2014 03:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 16th, 2014 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 16th, 2014 03:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 16th, 2014 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 16th, 2014 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 16th, 2014 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 16th, 2014 08:04 pm (UTC) - Expand
egovoru
Feb. 8th, 2014 03:01 pm (UTC)
И все-таки Вы воспринимаете модерн, как "упадочный". Вот, Вы пишете совсем по другому поводу: "Подобно тому, как конструктивизм и Арт-деко в 1920-30 гг. выросли из упадочного модерна, ещё прошлой эпохи." И что, Вам действительно кажется менее упадочным вот это?
centre pompidou

Это, конечно, 70-е, но ведь это то, к чему и пришел конструктивизм в своем логическом развитии.

Edited at 2014-02-08 03:07 pm (UTC)
atrey
Feb. 9th, 2014 06:25 pm (UTC)
Это уже немножко за гранью искусства, я считаю(:-). Да и вообще конструктивизм... там в нем почти не было крупных мастеров именно ИСКУССТВА. Леонидова можно счесть пуристом, а Мельников скорей ближе к Арт-Деко чем к т.н. конструктивизму по-моему.А больше и мастеров не было.Леонидова кстати использовали американцы в 1939 году в главном павильоне Всемирной выставки(выполненном в арт-деко).
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2014 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 9th, 2014 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2014 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 9th, 2014 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2014 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 14th, 2014 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 14th, 2014 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 15th, 2014 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 16th, 2014 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 16th, 2014 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 9th, 2014 08:28 pm (UTC) - Expand
atrey
Feb. 6th, 2014 03:09 pm (UTC)
кстати говоря сейчас архитектурная бионика возвращается, в связи с новыми возможностями компьютерных технологий, например так называемые 3D принтеры. Вот например вконтакте есть архитектор- энтузиаст 3D принтеров- Юрий Насонов http://vk.com/yury_ng?w=wall143038247_578%2Fall
egovoru
Feb. 7th, 2014 12:14 am (UTC)
"архитектурная бионика возвращается"

Ну, еще бы: чем более технологическим становится мир, тем яснее чувствуется тоска по живой природе! А вот причем здесь 3D принтеры, я не совсем поняла: они ведь отштампуют все, что им ни задашь?

Edited at 2014-02-07 01:06 am (UTC)
atrey
Feb. 9th, 2014 06:56 pm (UTC)
Они не просто штампуют, а есть специальные параметрические программы которые позволяют изменять форму по какому-то закону. Сейчас компьютерная программа не просто средство осуществления, а и средство проектирования. На компьютере можно задать к примеру начальную фазу изменения формы и конечную. а программа построит все промежуточные фазы которых может быть сто или 200 как кадры в кино. всё вместе рождает трехмерную пространственную форму, которую невозможно нарисовать или вычертить. Проблема заключается в том чтобы научиться задавать художественно, а не при митивно.
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2014 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 14th, 2014 08:23 am (UTC) - Expand
atrey
Feb. 6th, 2014 03:16 pm (UTC)
так что может быть и художественные достижения модерна ещё сослужат службу в развитии новых стилей. Конечно отличие большое-поскольку модерн был чисто "рукотворным", и даже противопоставлял себя машинности, то его формы все нарисованы а не сочинены по математическим алгоритмам, даже пусть самым сложным. Кстати говоря, линии произведений модерна кажущиеся нам естественными, на самом деле очень трудно формализуются в компьютере, у них очень богатая форма, не подчиненная какому то одному алгоритму, т.е. именно художественная. То есть его открытия будут актуальны если мы будем жить в мире спроектированном машиной, модерн будет призван чтобы его очеловечить. Вот какая проблема пожалуй будет волновать скоро архитекторов всего мира. Ведь и Барокко возникло как раз в момент расцвета математики открытия интегрального и дифференциального исчисления, но барокко(Борромини)-это конечно продукт художественного творчества, непосредственной интуиции, хотя и направленной в ту же сторону что и изыскания математиков(в сторону построения не-элементарных кривых)
egovoru
Feb. 7th, 2014 12:22 am (UTC)
"его открытия будут актуальны, если мы будем жить в мире, спроектированном машиной, модерн будет призван чтобы его очеловечить"

Да, именно. В этом смысле модерн был гораздо большим футуризмом, чем любой футуризм - он был рассчитан "на вырост" человечества, на то время, когда мы создадим себе уже такой плотный технологический кокон, что сами начнем в нем задыхаться. Сейчас наши восторги по поводу техники уже существенно поуменьшились - так что самое время модерну снова войти в моду. Конечно, это будет уже какой-то неомодерн.

А Ваше замечание насчет сложности форм модерна - очень верное. Не просто кривые - но сложные кривые, несводимые к элементарным функциям.
atrey
Feb. 9th, 2014 07:00 pm (UTC)
Вот именно! Всё это именно так!Он был рассчитан на вырост. Сразу заглянул в конец пьесы, в 5 акт, пропустив всю середину. середина пьесы видимо (перетязивание каната, позиционная борьба между техницизмом и художественностью)будет сейчас
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2014 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atrey - Feb. 14th, 2014 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 15th, 2014 01:11 pm (UTC) - Expand