?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Его прощальный поклон

chat_noir
Случайно наткнулась на текст уважаемой tat_malyukova об искусстве модерна, который она относит к периоду «между двумя мировыми войнами» и пишет про «сладковатый запах тления», якобы исходящий от него. Первое – просто неверно; что же касается второго, то мое восприятие – прямо противоположное.


Модерн – искусство грани веков, fin de siècle, той благословенной эпохи, когда газеты писали, что вот, наконец, настал долгожданный мир и началось всеобщее процветание. Мы-то, конечно, знаем, чтó за этим последовало, но даже и мы ведь до сих пор сравниваем свои показатели с «Россией в 1913 году». Модерн – искусство недавно появившегося класса предпринимателей, к этому моменту уже доросшего до стремления к прекрасному, но еще не утратившего свойственных ему энергии и оптимизма; и эти-то качества и отражает этот стиль.

Его часто описывают как воплощение в искусстве растительных мотивов. Это, конечно, верно, но еще точнее будет сказать, что эстетика модерна заключена в эстетике раковины: прихотливость плавной линии, асимметрия и переливы перламутра. Но доминирует при этом именно линия, и потому графика, а не живопись – сфера творцов модерна, самый известный из которых – Обри Бердслей: «Прелестницы, теперь я научен, попробуйте прийти, и вы найдете духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете». Его «Аполлон в погоне за Дафной» (1896) – внизу слева.

Тулуз-Лотрек – замечательный живописец, но символ модерна – его литографии (эта, в центре, датируется 1892-1893), как и незабываемая афиша Стейнлена для знаменитого кабаре «Chat Noir». (На мой взгляд, Микки-Маус, a с ним – и вся мультипликация, вышли непосредственно из этого кота). И даже «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896, справа) такого выдающегося колориста, как Врубель, делает произведением модерна именно линия.

modern2

Предпринимателю свойственен прагматизм, и потому модерн – обычно прикладное, а иногда и публичное искусство. Самый известный пример последнего – входы на первые станции парижского метро (в частности, «Place Blanche» (1902), внизу слева), оформленные великолепным Эктором Гимаром, прославившимся также своими балконными решетками (та, что показана внизу, отлита им в 1909-1911 годах). Но основные заказчики, конечно – обеспеченные представители третьего сословия. Вот (в центре) жемчужина московского модернаособняк Рябушинского, построенный Федором Шехтелем в 1900-1902 годах. А вот (справа) Casa Batlló (1904), творение великого Гауди. О еще двух выдающихся создателях модерна, Билибине и Тиффани, я здесь уже писала.

modern11

Великая война прекратила, конечно, все это великолепие – разрушив иллюзии, на которых оно держалось. С войны и начался настоящий 20-й век, а модерн достался нам как прощальная улыбка века предыдущего.

А вот здесь – целый путеводитель по московскому архитектурному модерну от уважаемого archistorik.

Posts from This Journal by “модерн” Tag

  • В городе Понта Дельгада нет магазинов роскошных

    Написанные о столице Азорских островов, эти стихи точно передают ощущение и от самого Пиренейского полуострова – в чем я убедилась, посетив…

  • Это диво, так уж диво

    Когда-то мне в руки попалась книжка ирландских легенд, и, к своему удивлению, я обнаружила там двух давних знакомцев: Вия (которого звали как-то…

  • Вышли мы все

    Историю советской мультипликации – ну, или, по крайней мере, студии «Союзмультфильм» – выводят из диснеевского Микки-Мауса, показанного в 1934 году…

Comments

atrey
Feb. 9th, 2014 06:49 pm (UTC)
Очень хороший профессор Армен Константинович Барутчев! И именно в вопросах стилистики он считался наиболее тонким ценителем, и кстати сам вроде бы как говорится "отдал дань" этому модерну когда-то(:-)хотя он тогда видимо в "гимназии Мая" на В.О. учился. Вы не знаете какое презрительное отношение было к модерну в 50-60 годы, когда они все, наши учителя стали ведущими в ленинградской архитектуре. потом в 70-80 модерн стали наоборот превозносить, а арт-деко тогда ещё не замечали, замечают только сейчас.
egovoru
Feb. 9th, 2014 06:59 pm (UTC)
"какое презрительное отношение было к модерну в 50-60 годы"

А с чем, как Вам кажется, это было связано? Почему вдруг такая резкая реакция? Может, он казался "мещанским" - или идейно вредным, "буржуазным"? Или просто "устаревшим" - вместе со всем прошлым искусством? Или этот негативизм был направлен в адрес только модерна, а, скажем, барокко восхищались?
atrey
Feb. 14th, 2014 08:15 am (UTC)
Барокко восхищались!Причем поскольку в 50-е годы вели "борьбу с космополитизмом" восхищались именно русским барокко и русскими мастерами.Изучали Ухтомского, Чевакинского,Земцова,Коробова. А как бы иначе восстанавливали после войны все барочные дворцы-Екатерининский дворец в Царском селе, Петергофский и ораниенбаумский. Особо ценили Баженова, и поскольку в отношении его авторства очень много неясного, то Баженову приписывали многие спорные здания, и даже решетку Летнего сада со стороны Невы.так пока этот вопрос и остался неясным. бла издана прекрасная книга неизвестные и предполагаемые постройки Баженова. И.Н.Бенуа восстановила Кикины палаты.
egovoru
Feb. 15th, 2014 01:03 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно! Думаю, на этом примере отчетливо видно, что на смену художественных предпочтений очень влияют иделогические причины.