?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Его прощальный поклон

chat_noir
Случайно наткнулась на текст уважаемой tat_malyukova об искусстве модерна, который она относит к периоду «между двумя мировыми войнами» и пишет про «сладковатый запах тления», якобы исходящий от него. Первое – просто неверно; что же касается второго, то мое восприятие – прямо противоположное.


Модерн – искусство грани веков, fin de siècle, той благословенной эпохи, когда газеты писали, что вот, наконец, настал долгожданный мир и началось всеобщее процветание. Мы-то, конечно, знаем, чтó за этим последовало, но даже и мы ведь до сих пор сравниваем свои показатели с «Россией в 1913 году». Модерн – искусство недавно появившегося класса предпринимателей, к этому моменту уже доросшего до стремления к прекрасному, но еще не утратившего свойственных ему энергии и оптимизма; и эти-то качества и отражает этот стиль.

Его часто описывают как воплощение в искусстве растительных мотивов. Это, конечно, верно, но еще точнее будет сказать, что эстетика модерна заключена в эстетике раковины: прихотливость плавной линии, асимметрия и переливы перламутра. Но доминирует при этом именно линия, и потому графика, а не живопись – сфера творцов модерна, самый известный из которых – Обри Бердслей: «Прелестницы, теперь я научен, попробуйте прийти, и вы найдете духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете». Его «Аполлон в погоне за Дафной» (1896) – внизу слева.

Тулуз-Лотрек – замечательный живописец, но символ модерна – его литографии (эта, в центре, датируется 1892-1893), как и незабываемая афиша Стейнлена для знаменитого кабаре «Chat Noir». (На мой взгляд, Микки-Маус, a с ним – и вся мультипликация, вышли непосредственно из этого кота). И даже «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896, справа) такого выдающегося колориста, как Врубель, делает произведением модерна именно линия.

modern2

Предпринимателю свойственен прагматизм, и потому модерн – обычно прикладное, а иногда и публичное искусство. Самый известный пример последнего – входы на первые станции парижского метро (в частности, «Place Blanche» (1902), внизу слева), оформленные великолепным Эктором Гимаром, прославившимся также своими балконными решетками (та, что показана внизу, отлита им в 1909-1911 годах). Но основные заказчики, конечно – обеспеченные представители третьего сословия. Вот (в центре) жемчужина московского модернаособняк Рябушинского, построенный Федором Шехтелем в 1900-1902 годах. А вот (справа) Casa Batlló (1904), творение великого Гауди. О еще двух выдающихся создателях модерна, Билибине и Тиффани, я здесь уже писала.

modern11

Великая война прекратила, конечно, все это великолепие – разрушив иллюзии, на которых оно держалось. С войны и начался настоящий 20-й век, а модерн достался нам как прощальная улыбка века предыдущего.

А вот здесь – целый путеводитель по московскому архитектурному модерну от уважаемого archistorik.

Posts from This Journal by “модерн” Tag

  • В городе Понта Дельгада нет магазинов роскошных

    Написанные о столице Азорских островов, эти стихи точно передают ощущение и от самого Пиренейского полуострова – в чем я убедилась, посетив…

  • Это диво, так уж диво

    Когда-то мне в руки попалась книжка ирландских легенд, и, к своему удивлению, я обнаружила там двух давних знакомцев: Вия (которого звали как-то…

  • Вышли мы все

    Историю советской мультипликации – ну, или, по крайней мере, студии «Союзмультфильм» – выводят из диснеевского Микки-Мауса, показанного в 1934 году…

Comments

atrey
Feb. 9th, 2014 07:00 pm (UTC)
Вот именно! Всё это именно так!Он был рассчитан на вырост. Сразу заглянул в конец пьесы, в 5 акт, пропустив всю середину. середина пьесы видимо (перетязивание каната, позиционная борьба между техницизмом и художественностью)будет сейчас
egovoru
Feb. 9th, 2014 07:21 pm (UTC)
Я думаю, что модерн был первичной реакцией на негативные стороны индустриализации, которая сменилась новым восторгом перед ее возможножностями - породившим монстров вроде Центра Помпиду. Нам сейчас уже трудно понять, в чем могла быть их привлекательность, потому что мы уже опять находимся на противоположном витке спирали - который, возможно, в будущем снова сменится упоением техникой. Это как некие затухающие колебания...
atrey
Feb. 14th, 2014 08:40 am (UTC)
сейчас тоже хватает негативных сторон индустриализации на которые хочется реагировать негативно. Вот у Чехова в Чайке доктор Дорн хвалит Геную-город, в котором он чувствовал что возможна единая "мировая душа". наверно он имел в виду такие виды (черно-белая фотка и картина). А сейчас весь порт там застроили промышленными конструкциями, и плавают эти прямоугольные посудины-паромы.http://vk.com/feed?w=wall212597707_2549
egovoru
Feb. 15th, 2014 01:11 pm (UTC)
У всякой медали всегда есть обратная сторона, но интересно то, что субъективная оценка обществом их суммы колеблется то в пользу достоинств, то недостатков - что и находит выражение, в частности, в смене художественных стилей.

Фото посмотреть не смогла, поскольку у меня нет аккаунта ВКонтакте, но, думаю, я хорошо представляю, что Вы имеете в виду. Увеличение плотности населения - очень существенный фактор, и его влияние, конечно, сказывается на всех аспектах нашей жизни, не только на искусстве.