?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Его прощальный поклон

chat_noir
Случайно наткнулась на текст уважаемой tat_malyukova об искусстве модерна, который она относит к периоду «между двумя мировыми войнами» и пишет про «сладковатый запах тления», якобы исходящий от него. Первое – просто неверно; что же касается второго, то мое восприятие – прямо противоположное.


Модерн – искусство грани веков, fin de siècle, той благословенной эпохи, когда газеты писали, что вот, наконец, настал долгожданный мир и началось всеобщее процветание. Мы-то, конечно, знаем, чтó за этим последовало, но даже и мы ведь до сих пор сравниваем свои показатели с «Россией в 1913 году». Модерн – искусство недавно появившегося класса предпринимателей, к этому моменту уже доросшего до стремления к прекрасному, но еще не утратившего свойственных ему энергии и оптимизма; и эти-то качества и отражает этот стиль.

Его часто описывают как воплощение в искусстве растительных мотивов. Это, конечно, верно, но еще точнее будет сказать, что эстетика модерна заключена в эстетике раковины: прихотливость плавной линии, асимметрия и переливы перламутра. Но доминирует при этом именно линия, и потому графика, а не живопись – сфера творцов модерна, самый известный из которых – Обри Бердслей: «Прелестницы, теперь я научен, попробуйте прийти, и вы найдете духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете». Его «Аполлон в погоне за Дафной» (1896) – внизу слева.

Тулуз-Лотрек – замечательный живописец, но символ модерна – его литографии (эта, в центре, датируется 1892-1893), как и незабываемая афиша Стейнлена для знаменитого кабаре «Chat Noir». (На мой взгляд, Микки-Маус, a с ним – и вся мультипликация, вышли непосредственно из этого кота). И даже «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896, справа) такого выдающегося колориста, как Врубель, делает произведением модерна именно линия.

modern2

Предпринимателю свойственен прагматизм, и потому модерн – обычно прикладное, а иногда и публичное искусство. Самый известный пример последнего – входы на первые станции парижского метро (в частности, «Place Blanche» (1902), внизу слева), оформленные великолепным Эктором Гимаром, прославившимся также своими балконными решетками (та, что показана внизу, отлита им в 1909-1911 годах). Но основные заказчики, конечно – обеспеченные представители третьего сословия. Вот (в центре) жемчужина московского модернаособняк Рябушинского, построенный Федором Шехтелем в 1900-1902 годах. А вот (справа) Casa Batlló (1904), творение великого Гауди. О еще двух выдающихся создателях модерна, Билибине и Тиффани, я здесь уже писала.

modern11

Великая война прекратила, конечно, все это великолепие – разрушив иллюзии, на которых оно держалось. С войны и начался настоящий 20-й век, а модерн достался нам как прощальная улыбка века предыдущего.

А вот здесь – целый путеводитель по московскому архитектурному модерну от уважаемого archistorik.

Posts from This Journal by “модерн” Tag

  • В городе Понта Дельгада нет магазинов роскошных

    Написанные о столице Азорских островов, эти стихи точно передают ощущение и от самого Пиренейского полуострова – в чем я убедилась, посетив…

  • Это диво, так уж диво

    Когда-то мне в руки попалась книжка ирландских легенд, и, к своему удивлению, я обнаружила там двух давних знакомцев: Вия (которого звали как-то…

  • Вышли мы все

    Историю советской мультипликации – ну, или, по крайней мере, студии «Союзмультфильм» – выводят из диснеевского Микки-Мауса, показанного в 1934 году…

Comments

atrey
Feb. 14th, 2014 08:17 am (UTC)
Лидваль швед, уехал на родину после революции Скандинавский модерн, который ближе всего к арт-деко. Хотя и в Вене есть выставочный зал Сецессиона(Ольбрих) который не очень богат плавными линиями. Тоже близок к арт деко.
egovoru
Feb. 15th, 2014 01:06 pm (UTC)
Конечно, распределение художников "по стилям" - прием достаточно внешний и условный, навязываемый публикой и искусствоведами. Так что не приходится удивляться, что многие из них не вписываются в то или иное прокрустово ложе.
atrey
Feb. 16th, 2014 03:10 am (UTC)
можно сказать не "стиль" а "веяние,направление", а с другой стороны в буржуазном обществе сами художники вынуждены объединяются в группы(мафии) чтобы пробиться на рынок. Прерафаэлиты, импрессионисты... одним словом "возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть по одиночке". тогда корпративная солидарность уже диктует... а вот то что в советское время была формулировка "отдал дань"(модерну, неоклассицизму, и т.д.) она наверно может быть
egovoru
Feb. 16th, 2014 12:55 pm (UTC)
Согласна с Вами, что художники иногда (или даже часто) склонны организовывать объединения, и тогда, наверное, корпоративная солидарность влияет на их творчество.
atrey
Feb. 16th, 2014 03:12 am (UTC)
начиная с 19в стало возможно одновременное существование разных стилей и их конкурентная борьба, а раньше просто было единое вИдение определенного поколения. может определенной страны...
egovoru
Feb. 16th, 2014 12:56 pm (UTC)
"стало возможно одновременное существование разных стилей"

А почему, как Вы думаете?
atrey
Feb. 16th, 2014 07:59 pm (UTC)
более разнообразный круг заказчиков, не такое монолитное общество как в прошлые века,...

хотя интересно что в начале 20в. сходные приемы были и в США и в Европе(например композиция памятника статуи Свободы в Нью Йорке похожа на памятник Фридриху Барбароссе в Германии, а потом стиль США периода до Великой депрессии взял Сталин для 8 московских послевоенных высоток
egovoru
Feb. 16th, 2014 09:45 pm (UTC)
Но ведь статуя Свободы была изготовлена во Франции, и не в 20-е годы, а в конце 19-го века. Не знаю, какой именно памятник Барбароссе Вы имеете в виду, но, если этот (http://en.wikipedia.org/wiki/Kyffh%C3%A4user_Monument), то его сходство с означенной статуей не удивительно - они примерно ровесники.

А то, что Сталин взял за образец ранние небоскребы, отражает, наверное, то, что после Великой войны центр культурной жизни стал смещаться из Европы в США.
atrey
Feb. 16th, 2014 08:04 pm (UTC)
Иван Фомин писал в статье "московский классицизм"(1904 г)-о классицистских усадьбах с колоннами -"когда-то все образованные люди это понимали, ценили, любили, когда то людям это было нужно. теперь же не понимают и даже не ценят. уже какие-то страшные уродливые громады доходных домов, творения выродившейся породы людей и их бездарных художников заслоняют эти милые домики с колоннами. тем больше люблю я их..."и т.д. Не жалел эпитетов(:-)