?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Его прощальный поклон

chat_noir
Случайно наткнулась на текст уважаемой tat_malyukova об искусстве модерна, который она относит к периоду «между двумя мировыми войнами» и пишет про «сладковатый запах тления», якобы исходящий от него. Первое – просто неверно; что же касается второго, то мое восприятие – прямо противоположное.


Модерн – искусство грани веков, fin de siècle, той благословенной эпохи, когда газеты писали, что вот, наконец, настал долгожданный мир и началось всеобщее процветание. Мы-то, конечно, знаем, чтó за этим последовало, но даже и мы ведь до сих пор сравниваем свои показатели с «Россией в 1913 году». Модерн – искусство недавно появившегося класса предпринимателей, к этому моменту уже доросшего до стремления к прекрасному, но еще не утратившего свойственных ему энергии и оптимизма; и эти-то качества и отражает этот стиль.

Его часто описывают как воплощение в искусстве растительных мотивов. Это, конечно, верно, но еще точнее будет сказать, что эстетика модерна заключена в эстетике раковины: прихотливость плавной линии, асимметрия и переливы перламутра. Но доминирует при этом именно линия, и потому графика, а не живопись – сфера творцов модерна, самый известный из которых – Обри Бердслей: «Прелестницы, теперь я научен, попробуйте прийти, и вы найдете духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете». Его «Аполлон в погоне за Дафной» (1896) – внизу слева.

Тулуз-Лотрек – замечательный живописец, но символ модерна – его литографии (эта, в центре, датируется 1892-1893), как и незабываемая афиша Стейнлена для знаменитого кабаре «Chat Noir». (На мой взгляд, Микки-Маус, a с ним – и вся мультипликация, вышли непосредственно из этого кота). И даже «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896, справа) такого выдающегося колориста, как Врубель, делает произведением модерна именно линия.

modern2

Предпринимателю свойственен прагматизм, и потому модерн – обычно прикладное, а иногда и публичное искусство. Самый известный пример последнего – входы на первые станции парижского метро (в частности, «Place Blanche» (1902), внизу слева), оформленные великолепным Эктором Гимаром, прославившимся также своими балконными решетками (та, что показана внизу, отлита им в 1909-1911 годах). Но основные заказчики, конечно – обеспеченные представители третьего сословия. Вот (в центре) жемчужина московского модернаособняк Рябушинского, построенный Федором Шехтелем в 1900-1902 годах. А вот (справа) Casa Batlló (1904), творение великого Гауди. О еще двух выдающихся создателях модерна, Билибине и Тиффани, я здесь уже писала.

modern11

Великая война прекратила, конечно, все это великолепие – разрушив иллюзии, на которых оно держалось. С войны и начался настоящий 20-й век, а модерн достался нам как прощальная улыбка века предыдущего.

А вот здесь – целый путеводитель по московскому архитектурному модерну от уважаемого archistorik.

Posts from This Journal by “модерн” Tag

  • В городе Понта Дельгада нет магазинов роскошных

    Написанные о столице Азорских островов, эти стихи точно передают ощущение и от самого Пиренейского полуострова – в чем я убедилась, посетив…

  • Это диво, так уж диво

    Когда-то мне в руки попалась книжка ирландских легенд, и, к своему удивлению, я обнаружила там двух давних знакомцев: Вия (которого звали как-то…

  • Вышли мы все

    Историю советской мультипликации – ну, или, по крайней мере, студии «Союзмультфильм» – выводят из диснеевского Микки-Мауса, показанного в 1934 году…

Comments

kneiphof
Nov. 19th, 2017 04:34 pm (UTC)
Не знаю, подписаны ли Вы на комментарии к старым постам, но всё-таки отпишусь, поскольку тема модерна мне близка. Правда в первую очередь - архитектурного модерна (с графическими искусствами я знаком хуже).

Безусловно, модерн был прогрессивным стилем; стилем, который сознательно отказывался от пережёвывания прошлого (эклектики и разнообразных неостилей; что, впрочем, не мешало мастерам модерна иногда использовать исторические элементы). Именно в таком качестве он воспринимался современниками.

Теперь немного конкретно о бельгийском архитектурном модерне. Его прогрессивность выражалась и в строительных материалах. Конечно, стать и чугун в строительных конструкциях стали использовать за несколько десятилетий до появления модерна, именно архитекторы модерна стали первыми, не стесняясь, демонстрировать стальные элементы конструкции зданий, не прикрывая их "фиговыми листочками":



В этом смысле, модерн вполне можно считать предтечей хай-тека!

Заказчики модерна в Бельгии делились на две категории. Во-первых, дома в стиле модерн заказывали представители прогрессивной буржуазии (либеральный столп*). Именно к этой категории относились заказчики, на которых работал Виктор Орта. До появления модерна эта категория предпочитала неоренессанс, в то время как консервативная буржуазия (*католический столп) предпочитала предпочитала неоготику. Также в стиле модерн строились универсальные магазины, выражавшие стиль жизни городской буржуазии. Во-вторых, модерн предпочитало нарождающееся социалистическое движение, которое таким образом также подчёркивало свою прогрессивность. Именно оно было заказчиком известного (но, увы, не сохранившегося) Народного дома в Брюсселе. Ещё один пример: "Праздничный зал общества кооперативов "Вперёд"" (т.е. по нашему +/- дом культуры профсоюзов) в Генте:



* Бельгийское общество исторически делится на три столпа. Первые два, либеральный (в основном состояла из прогрессивной городской буржуазии) и католический (в основном состоял из консервативной, в значительной степени сельской аристократии) оформились ещё во время Бельгийской революции (1830), или даже раньше; третий, социалистический столп оформился в конце 19 века. Хотя сейчас границы между столпами уже не такие прочные, но они до сих пор заметны в общественной жизни страны. В Бельгии до сих пор существуют две параллельные системы образования, католическая и государственная (она объединяет либеральный и социалистический столпы), три так называемых "традиционные партии" (ныне, правда, разделившихся на фламандские и валлонский отделения, три главных профсоюза (да, существует даже либеральный профсоюз! Хотя казалось бы, "либеральный" и "профсоюз" - contradictio in terminus).

А в конце 19-начале 20 веков у каждого из трёх столпов был свой архитектурный стиль, неоготика (стиль благочестивых Средних веков) у католиков, неоренессанс (стиль, напоминавший об экономическом расцвете 16 века) у либералов и модерн (самый прогрессивный стиль) у социалистов.

P.S. также не могу не отметить, что большое влияние на эстетику модерна оказало японское искусство.
egovoru
Nov. 19th, 2017 05:08 pm (UTC)
Спасибо за подробный рассказ и прекрасные иллюстрации - да, я получаю все комментарии на почту, так что можно смело обсуждать любые старые посты: я и сама к ним периодически возвращаюсь и что-то меняю или добавляю.

Бельгия, конечно - одна из колыбелей модерна, и, на мой взгляд, например, вот это - доказательство того, что ее жители и до сих пор питают к нему нежность :)



Чувствуется, что Вы неплохо знакомы с бельгийской историей и архитектурой. Наверное, Вы бывали в этой стране? (Мне пока не довелось, только в Голландии).

Edited at 2017-11-19 05:08 pm (UTC)
kneiphof
Nov. 19th, 2017 05:38 pm (UTC)
Я не только бывал в Бельгии, я живу в этой стране уже восемнадцать лет :) А стиль модерн - это моя особая любовь. Когда я учился в Брюссельском университете (история и искусствоведение), то историю декоративно-прикладного искусства и музеологию у нас вёл заведующий соответствующим отделом Королевских Музеев искусства и истории. Понятно, что его лекции содержали "небольшой" перекос в этом направлении. Ещё он устраивал нам экскурсии по домам Виктора Орта в Брюсселе, в том числе и по тем, в которые обычную публику не пускают. Так что о стиле модерн я могу говорить "долго и упорно" :)

Нидерланды я знаю не так хорошо, хотя, конечно, и не слишком плохо. Например история Нидерландов у нас преподавалась в одном блоке с историей Бельгии (по крайней мере до 1830 года), а не как часть блока истории зарубежных стран.

egovoru
Nov. 19th, 2017 05:58 pm (UTC)
"я живу в этой стране уже восемнадцать лет"

Ого - буду знать, к кому обращаться за советом, если удастся когда-нибудь туда выбраться!

"история Нидерландов у нас преподавалась в одном блоке с историей Бельгии (по крайней мере до 1830 года)"

И понятно: ведь разделение на две страны - сравнительно недавнее и, насколько я понимаю, достаточно искусственное. Когда я была в Лейдене, нас повели обедать в заведение именно бельгийской кухни - потому что она считается в тех краях наиболее изысканной (в другой раз, впрочем, угощали индонезийской - и тоже понятно, почему :) И правда, все было очень вкусно, а больше всего мне понравился какой-то яблочный сироп (или соус - не знаю, как назвать), который подали к сыру :)

"А стиль модерн - это моя особая любовь"

И моя - добавляю Вас в друзья как родственную душу :)

А как думаете, откуда все же взялось это странное представление о модерне как о стиле декадентском, упадочном - ведь на самом деле все наоборот: это энергичный стиль нарождающейся буржуазии?

Edited at 2017-11-19 06:00 pm (UTC)
kneiphof
Nov. 19th, 2017 06:43 pm (UTC)
"Ого - буду знать, к кому обращаться за советом, если удастся когда-нибудь туда выбраться!"

Без проблем! Я с удовольствием проконсультирую, а если пожелаете/будет возможность, то и пересечься можно будет.

"И понятно: ведь разделение на две страны - сравнительно недавнее и, насколько я понимаю, достаточно искусственное."

Я бы сказал - скорее случайное, нежели искусственное. В 16-17 веках Нидерланды разделились на Северные (тогдашняя Республика, нынешние Нидерланды) и Южные (нынешняя Бельгия) в результате войны. Немного упрощая можно сказать, что нынешняя граница - это тогдашняя линия фронта, зафиксированная сначала в результате перемирия, а потом - в результате постоянного мирного договора. В 1830 году Бельгия отделилась в результате революции, основными движущими силами которой были католическое духовенство, не желавшее жить под властью короля-протестанта и либеральная буржуазия, которая была недовольна авторитарным стилем правления короля Виллема. Коалиция между этими двумя силами получила название "монструозный союз". Вскоре после обретения независимости он распался. Как раз тогда и возникли два из трёх столпов, о которых я писал выше. А кроме того, в обмен на признание независимости в 1839 году Бельгии пришлось отдать Нидерландам половину провинции Лимбург (нынешний нидерландский Лимбург) и треть провинции Люксембург (нынешнее Великое Герцогство). Кроме того, Нидерланды сохранили за собой устье Шельды, что в Бельгии воспринималось, как удавка на шее Антверпена - главного порта страны. Между прочим, конфликты из-за устья Шельды возникают между Бельгией и Нидерландами до сих пор, хотя формально свободу судоходства по Шельде установили международным договором в 1865 году, в честь чего в Антверпене даже поставили памятник "Свобода Шельды". Ещё можно заметить, что католические южные земли Нидерландов (Северный Брабант) во времена Республики имели статус наподобие "внутренней колонии". Они не имели представительства в Генеральных штатах и управлялись напрямую из центра, не имея самоуправления. Слышал, что многие тамошние жители до сих пор считают, что по культуре, менталитету и религии они ближе к Бельгии (Фландрии), чем к Нидерландам!

Так что да, прошлое Бельгии и Нидерландов настолько переплетено, что было бы абсурдно изучать их историю в отрыве друг от друга.

"А как думаете, откуда все же взялось это странное представление о модерне как о стиле декадентском, упадочном - ведь на самом деле все наоборот: это энергичный стиль нарождающейся буржуазии?"

Думаю, связано с тем, что "конец века" (fin du siècle, так называют период конца 19-начала 20 века до Первой Мировой войны) был противоречивым временем. Был и оптимистический прогрессизм, но и декаданс тоже был. Но декаданс - это, по-моему, скорее символизм какой-нибудь, а не модерн. А символом затхлого прошлого современники считали неостили, Модерн же как раз был построен на отрицании прошлого. Фактически модерн был первым авангардом.
egovoru
Nov. 19th, 2017 07:01 pm (UTC)
"многие тамошние жители до сих пор считают, что по культуре, менталитету и религии они ближе к Бельгии (Фландрии)"

Во всяком случае, устроитель нашей конференции, который как раз был родом из Северного Брабанта, в Лейдене вел себя отчасти как свой среди чужих :)

"Фактически модерн был первым авангардом"

Вот именно - потому, собственно, он и "модерн" :) Видимо, в популярном сознании произошла какая-то аберрация восприятия - скорее всего, под влиянием советской пропаганды. Предыдущий комментатор - архитектор по образованию - написал, что их так учили в институте :(

Вы, наверное, знаете, что в ЖЖ есть по крайней мере два сообщества любителей модерна: art_nouveau и jugendstil_tag?

"В 16-17 веках Нидерланды разделились на Северные (тогдашняя Республика, нынешние Нидерланды) и Южные (нынешняя Бельгия) в результате войны"

А за что воевали-то?

Edited at 2017-11-19 07:04 pm (UTC)
kneiphof
Nov. 19th, 2017 08:07 pm (UTC)
"Вы, наверное, знаете, что в ЖЖ есть по крайней мере два сообщества любителей модерна: art_nouveau и jugendstil_tag?"

Спасибо, буду знать!

"А за что воевали-то?"

Ну так восьмидесятилетняя война против испанского владычества (Тиль Уленшпигель, Гёзы и всё такое). Там много разных факторов играло роль, но, наверное, на первом месте стоял религиозный. Протестанты подняли восстание против католической власти. Северу удалось добиться независимости, югу - нет.
egovoru
Nov. 19th, 2017 08:38 pm (UTC)
Да, про Тиля Уленшпигеля я, конечно, помню - роман произвел на меня сильное впечатление в юности: "Пепел Клааса стучит мне в сердце", и все такое. То есть, разделение прошло по тому, удалось ли скинуть испанцев, или нет? Теперь я вспомнила об этом, а сначала я почему-то подумала, что, может, провинции воевали друг с другом ;)

Наверное, на различии этих государств еще отчасти сказывается и влияние соседей: в Бельгии - Франции (вот и язык французский), а в Нидерландах - Англии и Германии? Я заметила, что пограничные между романским и германским миром области - какие-то особо симпатичные: вот Саар тоже такой, и Тичино в Швейцарии.

А что представляет собой Люксембург - Вы ведь наверняка и там бывали?
kneiphof
Nov. 19th, 2017 10:07 pm (UTC)
"То есть, разделение прошло по тому, удалось ли скинуть испанцев, или нет?"

Да, именно так

"Наверное, на различии этих государств еще отчасти сказывается и влияние соседей: в Бельгии - Франции (вот и язык французский), а в Нидерландах - Англии и Германии?"

Мне тоже кажется, что у голландцев есть что-то от английского менталитета. Возможно связано с тем, что обе страны - исторически морские и колониальные державы, а это накладывает отпечаток на менталитет народа. Немецкое влияние, наверное, должно хорошо чувствоваться в восточных провинциях. Они как раз исторически долгое время были скорее ориентированы на немецкий соседей, чем на морские голландские города.

Взаимоотношения фламандцев и франкофонов в Бельгии - это тема о которой можно написать целую библиотеку! С момента создания Бельгии фламандцы были гражданами второго сорта. Например приличное среднее образование было только франкоязычным (даже во фламандских городах), а на нидерландском - только нечто уровня ПТУ. Я уж не говорю о высшем образовании! В Первую Мировую войну большинство солдат было фламандцами, а офицеров - франкофонами. Естественно, это не могло не вызвать недовольства. После войны одним из главных фламандских лозунгов стал "Здесь наша кровь - где наши права?" На протяжении всего двадцатого века фламандцы боролись за равноправие, которое было фактически достигнуто только к шестидесятым-семидесятым годам. Но при этом фламандские националисты в отличие, например, от своих североирландских или баскских "коллег" никогда не прибегали к терроризму или другим насильственным методам. Более того, со времён Первой Мировой войны пацифизм остаётся одним из краеугольных принципов фламандского движения!

Но одними конфликтами бельгийские "межплеменные отношения" к счастью не исчерпывались. В Бельгии сформировалась интересная "гибридная" (употребляю это слово без негативной коннотации) культура. Например, она дала миру целую плеяду фламандских франкоязычных писателей и поэтов (тот же Шарль де Костер, Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн...). Вряд ли они добились бы всемирной известности, если бы писали по-нидерландски. А ещё Бельгия стала родиной сюрреализма (ну, одной из родин). И мне кажется, что это не случайно ;)

Что же касается нынешнего дня, то, на мой взгляд, отношения довольно спокойные. Не панибратская "дружба народов" в пределах одного государства, но вполне себе "мирное сосуществование". С одной стороны в результате многочисленных реформ Бельгия стала эдакой "двойной монархией", две половины которой живут практически независимой жизнью, с другой стало гораздо меньше почвы для конфликтов. По моим наблюдениям, если среди фламандцев старшего поколения (за сорок) ещё довольно часто встречается негативное отношение к франкофонам (за счёт давних обид; они ещё застали те времена, когда в определённых кругах слово "фламандец" было ругательным), то молодёжь спокойно относится к этой теме. Сейчас даже иногда говорят о "новом бельгицизме" среди молодёжи! А по опросам общественного мнения сторонников независимости во Фландрии где-то 20-25 процентов. Много, но никак не абсолютное большинство. Думаю, что судьба "Югославии Западной Европы" Бельгии не грозит ;)

Кстати, в Бельгии есть ещё и немецкая община! Пара городков на "дальнем востоке", присоединённых к Бельгии по итогам Первой Мировой войны. Их всего семьдесят тысяч человек, но у них очень широкая автономия (такая же, как и у Фландрии). И, по данным последних опросов, они вполне довольны своим положением.

"Я заметила, что пограничные между романским и германским миром области - какие-то особо симпатичные: вот Саар тоже такой, и Тичино в Швейцарии."

Я тоже очень люблю области на культурных границах! Швейцарию в целом, Эльзас-Лотарингию. Северную Францию ещё. До 17 века регион Нор-Па-де-Кале был фламандским, и это заметно до сих пор. Некоторые (или даже многие) местные жители до сих пор с гордостью называют себя фламандцами (хотя язык, конечно, уже давно утратили), что выглядит несколько забавно. Фламандское влияние хорошо заметно и в архитектуре и, например, в том, что север Франции до сих пор тяготеет к пивной, а не к винной алкогольной культуре.

egovoru
Nov. 19th, 2017 10:27 pm (UTC)
"На протяжении всего двадцатого века фламандцы боролись за равноправие, которое было фактически достигнуто только к шестидесятым-семидесятым годам"

А вот интересно, почему они не захотели просто примкнуть к Нидерландам?
kneiphof
Nov. 19th, 2017 11:11 pm (UTC)
Думаю, что прежде всего из-за религии. Католическое духовенство играло очень важную роль во фламандском движении, вряд ли бы оно захотело жить под властью протестантов.
egovoru
Nov. 19th, 2017 11:16 pm (UTC)
Похоже, религия вообще сыграла бóльшую роль в определении границ Европы, чем национальность - взять ту же Швейцарию.

Edited at 2017-11-19 11:17 pm (UTC)
kneiphof
Nov. 19th, 2017 10:07 pm (UTC)
"А что представляет собой Люксембург - Вы ведь наверняка и там бывали?"

Да, интересная страна! Настоящий сплав культур. У них в ходу три языка, и не как в Бельгии, где у каждого языка свой чёткий географический ареал, а одновременно! Например в начальной школе обучение у них на люксембургском (вообще-то это диалект немецкого, ни никогда не говорите так люксембуржцам!), а в средней часть уроков идёт на немецком, часть - на французском! Одноязычных школ нет вообще! Хотя по моим наблюдениям, в общественной жизни явно доминирует французский. Раньше, до Второй Мировой войны, большую роль играл немецкий, но немецкая оккупация, мягко говоря, подорвала любовь люксембуржцев к этому языку. Но тем не менее практически всё население двуязычно (считая люксембургский - трехъязычно).

По архитектуре Люксембург скорее тяготеет к югу Германии. Люксембург (столица) - красивый город, с интересным рельефом (да, Арденны - тоже горы), фактически "многоэтажный" город. Достопримечательностей мирового уровня, конечно, нет, но на день-два там вполне можно провести с интересом.

Ещё мне очень нравится девиз Люксембурга - "Хотим оставаться теми, кеми являемся". То есть ни французами, ни немцами, а именно - люксембуржцами. В данном случае выражение "маленькая, но гордая страна" можно употреблять без иронии!
egovoru
Nov. 19th, 2017 10:32 pm (UTC)
"ни французами, ни немцами, а именно - люксембуржцами"

Похоже, Европа вступила в очередной период дробления - здесь не только Югославия, но отделение Словакии от Чехии, а вот теперь и Каталония на грани. Не исключено, что еще через какое-то время все страны превратятся во множество "люксембургов" :) Мне запомнилось, как мой коллега в Германии однажды заявил, что он вовсе никакой не немец, а шваб :)
kneiphof
Nov. 19th, 2017 11:23 pm (UTC)
Посмотрим... Шотландцы вот проголосовали против независимости, в Каталонии тоже "не всё так однозначно". Там в принципе 50/50 (хотя идиотские действия Мадрида скорее льют воду на мельницу сепаратистов), но сепаратисты гораздо громче кричат. А так это скорее какую-то мыльную оперу напоминает. Вроде объявили независимость, но никаких реальных шагов не приняли, за оружие не взялись (и слава богу, конечно!). В принципе все понимают, что реальная, а не "потешная" независимость в современной Европе будет означать экономическое самоубийство. Если регион, теоретически, станет независимым, то он окажется все Евросоюза, а европейские экономики настолько взаимосвязаны, что небольшой регион вряд ли будет жизнеспособен в условиях экономической изоляции. Но прежде всего независимость должны признать другие страны, а как показал опыт Каталонии, ни одна страна выразила ей поддержку.