?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Примечательно, что великие книги могут даже содержать существенные изъяны – и при этом оставаться великими. Такой пример – «Джейн Эйр». Англичане с завидным упорством производят каждые десять лет новую киноверсию этого романа, и дело дошло до того, что в минисериале 2006 года им удалось устранить и этот изъян.


История Джейн – может быть, лучшее в мировой литературе описание того, что лежит в основе всякой вертикальной мобильности. А именно: ощущения, что, каково бы ни было твое ближайшее окружение, мир велик, и в нем обязательно найдутся другие люди с другими интересами, живущие по другим законам. Ассоль, положим, тоже об этом догадывается – но только и всего; а вот Джейн не просто догадывается, но и действует – на собственный страх и риск.

Первоначально не имевшая ни гроша за душой героиня внезапно получает наследство, и финансовая независимость уравнивает ее в положении с хорошо обеспеченным героем. Но равенства автору показалось мало: потребовалось еще сделать героя слепым и беспомощным, чтобы он стал полностью зависимым от Джейн. И это, конечно, уже перебор; иными словами – дурной вкус.

Создатели фильма наконец-то это учли, и мистер Рочестер 2006 года так хорошо знает себе цену, что ему и в голову не приходит, что предложение руки и сердца от слепого может быть воспринято как просьба о снисхождении. Вот как это выглядит:



Наверное, я все же придаю чрезмерное значение генетике, потому что с удовлетворением отмечаю, что в этом фильме Тоби Стивенс уже достигает, в профессиональном отношении, уровня своей легендарной матери.

А вот обсуждение этого текста в сообществе british_cinema.

Posts from This Journal by “кино” Tag

  • Ханотэин нэ камот багоим толабот балэумим

    Российские кинозрители помнят Грегори Пека по «Римским каникулам» и «Золоту Маккенны», а у себя на родине он больше всего известен как Аттикус…

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

  • А нюх, как у собаки

    Продолжая тему представления меньшинств в художественных произведениях, отмечу Брюно Дебранда в роли «первого в истории детектива-колясочника».…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Feb. 15th, 2014 01:40 pm (UTC)
Рочестера негром еще не сделали? Ну, скоро, скоро :))
egovoru
Feb. 15th, 2014 01:45 pm (UTC)
Думаю, негром скорее сделают Хитклифа - он же вроде бы был цыган, да и вообще он еще лучше стыкуется с таким стереотипом.
egovoru
Mar. 22nd, 2017 01:38 pm (UTC)
Только что сообразила, что ведь та же коллизия - главный мужчина попадает в тяжелые обстоятельства - разыгрывается и в другом "образцово-феминистском" произведении, "Энн Виккерс" Синклера Льюиса (о котором я тоже уже писала). Там, правда, романтический герой не слепнет, но попадает в тюрьму за взяточничество, то есть, мало того, что оказывается морально падшим, но еще и физически требует участия своей дамы.

Очень сомневаюсь, что Льюис ориентировался на "Джейн Эйр", как на свой образец - возможно, он ее и вообще не читал. Скорее всего, и тот, и другой сюжет отражает общий стереотип того, что женщина должна проявлять материнские свойства не только по отношению к своим детям, но и по отношению к своему мужчине. Как думаете?
hyperboreus
Mar. 22nd, 2017 05:32 pm (UTC)
Честно говоря, не читал ни Льюиса, ни "Эйр". ))
Полагаю, женщина никому ничего не должна, но способна делать этот мир лучше )
egovoru
Mar. 22nd, 2017 11:26 pm (UTC)
Ну, "Энн Виккерс" кроме меня вообще никто не читал, а я прочла потому, что у родителей было собрание сочинений Льюиса ;) Критики этот роман ругают - говорят, он слишком надуманный, но мне он нравится тем, что это первый в истории пример адекватного психологического описания нормальной современной женщины (я, во всяком случае, не могу припомнить ничего до этого). Конечно, еще задолго до Энн были, например, Молль Фландерс и Бекки Шарп, но те были показаны как аутсайдеры, не вписывающие в общество, а Энн - его несущий элемент :)

Что же касается "Джейн Эйр", то эта книга особенно ценна в подростковом возрасте, потому что там описывается процесс самоосуществления (самосотворения) личности. Затрудняюсь предсказать, какое впечатление она произвела бы на взрослого человека :)
rhumb
Sep. 2nd, 2018 05:56 am (UTC)
"..стереотип того, что женщина должна проявлять материнские свойства не только по отношению к своим детям, но и по отношению к своему мужчине"

при таком подходе интим, в общем-то, исключён или сведён к формальности. вряд ли можно иметь полноценный секс с мужчиной, к которому испытываешь материнские чувства.
egovoru
Sep. 2nd, 2018 11:48 am (UTC)
Вот, и именно это, как мне показалось, поняли и создатели этого фильма! Они эту "манную кашу" совершенно устранили, и герои у них получились психологически более достоверными :) В книге, правда, самым интересным мне кажется то, что происходит еще до встречи Джейн с Рочестером: а именно, то, как она принимает решение покинуть Локвуд, променять привычную, но стесняющую ее среду на неизвестность. Вот это у автора получилось замечательно убедительно!
rhumb
Sep. 5th, 2018 04:42 am (UTC)
хотелось бы увидеть версию, где мисс эйр предстанет более гадкой.
этакая сучка-манипулятор, прикидывающаяся высокодуховной мышкой.
сдаётся мне, что такой потенциал в этом персонаже просматривается.
egovoru
Sep. 5th, 2018 12:26 pm (UTC)
Это интересная мысль, но все-таки вряд ли кто-то из постановщиков на это решится: все-таки это уж очень автобиографический роман, не в смысле, что воспроизводит события жизни автора, но в смысле, что передает ее ощущения и настроения. Но, по крайней мере, они подобрали актрису гораздо поживее, чем та, что была с сериале с Тимоти Дальтоном, наиболее известном: та (забыла, как ее зовут) вообще была какая-то рыбообразная мумия.

Тот сериал я посмотрела в детстве, даже еще не прочитав книги, и была в полном недоумении, почему же Джейн убежала из-под венца - до того по-идиотски это выглядело в том фильме. А на самом деле, в книге, все совершенно психологически понятно: она знала, что с любовницами Рочестер обращается вполне беспардонно, и не хотела себе такой участи. В этом фильме, кажется, это тоже вполне ясно, но я уже как-то не обратила внимания на этот момент, зная разгадку.
rhumb
Sep. 8th, 2018 05:11 am (UTC)
"..вряд ли кто-то из постановщиков на это решится.."
однако, если решится - то это всё-таки будет акт искусства, а не очередной мейнстрим из серии "экранизация литературных произведений для старшеклассников и домохозяек"
egovoru
Sep. 8th, 2018 12:16 pm (UTC)
Re: "..вряд ли кто-то из постановщиков на это решится.."
"это всё-таки будет акт искусства"

Я не так уж в этом уверена. Ведь эта история - любовный роман только постольку-поскольку, а по существу это - роман воспитания. Если же сделать главную героиню сволочной манипуляторшей, кого же такой пример может воспитать? На месте режиссера с таким замыслом я бы просто подобрала какую-то другую литературную основу - "Ярмарку тщеславия", например. А?
rhumb
Sep. 20th, 2018 09:43 am (UTC)
Re: "..вряд ли кто-то из постановщиков на это решится.."
а Vanity Fair можно наоборот сделать с мальчиками-зайчиками и девочками-белочками.
всех понять и простить, так сказать ).
egovoru
Sep. 20th, 2018 11:55 am (UTC)
Re: "..вряд ли кто-то из постановщиков на это решится.."
Я чувствую, Вам по душе смелые эксперименты :)
egovoru
Nov. 13th, 2018 01:27 pm (UTC)
Оказывается, мое предсказание насчет Хитклифа уже сбылось: в постановке 2011 года его играет черконожий актер (даже два - Х. в детстве и взрослого):



Теперь подождем исполнения Вашего предсказания насчет Рочестера :)



Edited at 2018-11-13 01:27 pm (UTC)
hyperboreus
Nov. 13th, 2018 02:21 pm (UTC)
К сожалению, подобные "новаторские" приемы - лишь банальное желание привлечь хоть какое-то внимание к своему творению, которое в условиях нашей сверхскоростной цивилизации завтра же канет в Лету.. Обрети разум, например, собаки, и ушлые режиссеры наперегонки побегут переснимать с ними всю классику.. )
( 15 comments — Leave a comment )