?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О войне как о войне

Я уже писала, что мне пока не попадался роман о Великой Отечественной войне, который бы произвел на меня сильное впечатление. Зато с кинематографом дело обстоит иначе – вот целый список наших военных фильмов, которые я без колебаний причисляю к категории великих:

«Два бойца» Леонида Лукова (1943)
«Баллада о солдате» Григория Чухрая (1959)
«Иваново детство» Андрея Тарковского (1962)
«Женя, Женечка и катюша» Владимира Мотыля (1967)
«Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана (1967)
«На войне как на войне» Виктора Трегубовича (1968)
«Проверка на дорогах» Алексея Германа (1971)
«В бой идут одни старики» Леонида Быкова (1973)


Это – мой личный выбор; у других кинозрителей он может оказаться несколько иным, но я уверена, что будут значительные пересечения.

Составив этот список, я поняла, что все перечисленные фильмы, в сущности, об одном: они утверждают, что, как бы ужасна ни была война, в ней можно выжить, оставшись человеком. Более того – что надо остаться человеком для того, чтобы в ней победить! (Фильм Тарковского – исключение только кажущееся: он вроде бы о том, как война превращает мальчика в машину смерти, но все равно он внушает зрителю ту же уверенность. Интересно, что даже и сама смерть героев ее не разрушает). И этим наши фильмы радикально отличаются от уже описанного мной шедевра Лины Вертмюллер, которая видит здесь вопрос, а не ответ.

Примечательно, что среди режиссеров есть только один фронтовик – Чухрай, а подавляющее большинство – та самая «на войну опоздавшая юность». А среди фильмов, сделанных за годы войны, совсем немногие – о ней самой; видимо, должно было пройти время, чтобы стало можно делать о ней фильмы.


Кадр из фильма «Женя, Женечка и катюша»

Posts from This Journal by “война” Tag

  • Солдату лишнего имущества не надо

    Слыхала, фронтовики не любили рассказывать о войне тем, кто там не бывал. Мне спросить было некого: воевавший дед домой не вернулся. В школе на…

  • Без них идет кино

    Только недавно узнала, что автор этих слов – Евгений Винокуров. У родителей была магнитофонная запись – я под нее выросла. Может, потому я и сейчас…

  • Топчи их рай, Аттила

    Текущие новости и так заставляют задуматься, а тут еще уважаемый dmatveev напомнил о книге, которую я давно собиралась прочесть,…

Comments

hyperboreus
Dec. 6th, 2014 10:35 pm (UTC)
Четко определить, наверное, нельзя - это же не геометрия )) Но воспитать определенно можно. Более того, если что и стоит воспитывать, то вкус точно. Любой: к искусству, к жизни, к познанию, вообще ко всякому великому и возвышающему. Конкретно художественный вкус я понимаю как интуицию вечного и самого высокого. И если я назову эту интуицией волшебством, я скажу еще очень мало ;)

Мир всего лишь заколдован:
В каждой вещи спит струна,
Разбуди волшебным словом -
Будет музыка слышна.

Искусство - это то, что будит "в каждой вещи струну" и рождает музыку. А вкус - это "уши", благодаря которым я слышу эту музыку. Все просто ;))
egovoru
Dec. 6th, 2014 11:53 pm (UTC)
Про струну в каждой вещи мне очень понравилось - и это ведь и есть те самые струны, про которые физическая теория, верно? ;)





Edited at 2014-12-07 03:58 am (UTC)
hyperboreus
Dec. 8th, 2014 01:08 pm (UTC)
Есть множество на свете струн, Горацио, что и не снились нашим мудрецам ;)