?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Знакомые с этой книгой по классической голливудской экранизации считают ее любовным романом. А ведь она вовсе не о любви; в ней исследуется многообразие реакций индивидуума на социальные потрясения. Четыре ее главных персонажа, как четыре темперамента, позволяют привести это многообразие в удобную для анализа систему. Хоть действие и разворачивается в конкретный момент конкретно американской истории, наблюдения автора – универсальны, и те же типы легко обнаруживаются при взгляде вокруг себя.


Эшли – платоновский царь-философ; но крах старого порядка, где он занимал высокое положение, приводит и к его личному крушению. Его антипод Ретт – добровольный изгой, чей звездный час настает именно после катастрофы. Скарлетт – кошка, всегда падающая на четыре ноги, воплощение конформизма: чтобы удержаться, она готова на все, что в данный момент требуется – хоть носить корсет, хоть нанимать каторжников. И, наконец, Мелани – как и Эшли, она отказывается меняться вместе с временами, но, в отличие от него, не ломается. Мелани физически не выжила бы без Скарлетт; но и общество, состоящее из одних Скарлетт, с ее короткой памятью, тоже едва ли окажется жизнеспособным.

В фильме же лучше всех сыграл Кларк Гейбл, и Ретт – вершина его актерской карьеры. Вивьен Ли, по-видимому, психологически слишком уж далека от своей героини; во всяком случае, Скарлетт у нее получилась разве что удовлетворительная (то ли дело – ее Бланш Дюбуа!). А вот Хaуэрд и де Хэвиленд – вроде бы вполне подходящие актеры, но их персонажи сценарий уж слишком задвинул в тень.

Posts from This Journal by “кино” Tag

  • Ханотэин нэ камот багоим толабот балэумим

    Российские кинозрители помнят Грегори Пека по «Римским каникулам» и «Золоту Маккенны», а у себя на родине он больше всего известен как Аттикус…

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

  • А нюх, как у собаки

    Продолжая тему представления меньшинств в художественных произведениях, отмечу Брюно Дебранда в роли «первого в истории детектива-колясочника».…

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
naina555
Jun. 14th, 2014 12:45 pm (UTC)
Очень понравилось.
Кроме того, вы сказали обо всех четырех главных, а я говорила в основном о Скарлетт.
Отличное выражение- кошка, которая всегда падает на четыре ноги.)))

Спрошу Вас заодно.
Вы не читали Томаса Пинчона?
Интересно было бы сравнить впечатление.

Edited at 2014-06-14 01:03 pm (UTC)
egovoru
Jun. 14th, 2014 01:17 pm (UTC)
Увы, нет - я только слышала такое имя, но книг не читала. А Вы советуете? Честно сказать, я сейчас уже почти совсем не читаю художественных произведений, все больше мемуары или публицистику.
naina555
Jun. 14th, 2014 01:42 pm (UTC)
Насчет советовать-вот просто и не знаю, что сказать.
Читаю тоже по рекомендации.
Ничего не понимаю. Стиль завораживает.
Похож на огромный пэчворк.
Осиливаю по сто страниц в день. А их 3000.
Просто хотелось бы послушать, как воспринимают другие. Та дама, которая рекомендовала, в восторге. Хотя объяснить ничего не может.)
egovoru
Jun. 14th, 2014 01:48 pm (UTC)
Боюсь, что три тысячи страниц - это в любом случае не для меня ;)
naina555
Jun. 14th, 2014 02:02 pm (UTC)
Думаю, вы ничего не потеряете.)
egovoru
Jun. 14th, 2014 06:05 pm (UTC)
Скажите, пожалуйста, а Вы замечаете у себя черты кого-либо из героев - я имею в виду, именно в этом отношении, реакции на социальные перемены?

Сама я думаю, что худшее во мне - от Эшли, а лучшее (разное) - от Ретта и Мелани. А вот от Скарлетт у меня, кажется, вовсе ничего нет :(

Написала "разное", но спешу исправить, ведь у пирата Ретта и благородной девицы Мелани есть нечто общее, а именно: личная независимость, ради которой они готовы терпеть лишения, он - остракизм столпов довоенного общества, она - послевоенную нищету.

Edited at 2014-06-15 12:34 am (UTC)
naina555
Jun. 15th, 2014 03:46 am (UTC)
Мне всегда нравился Ретт Батлер. Хотя он и называет себя циником, но он циник в гораздо меньшей степени, чем Скарлетт.
В Мелани , на мой взгляд, главное- надежность.
Скарлетт для меня - чужая. Мелани, как и всякий положительный герой, выглядит бледновато,но если бы пришлось выбирать, к кому прислониться, то, разумеется, к ней. В этой пресловутой любви к жизни,за которую любят Скарлетт, есть что-то животное. Все хотят жить.
Еще один вопрос. Помести нас , скажем, в ситуацию Скарлетт.
Когда она вышла замуж за Фрэнка.Если бы вопрос стоял о жизни и смерти, не случилось бы с нами то же самое? Правда, у Скарлетт вопрос стоял несколько иначе. Хотя в американском обществе он , пожалуй, приравнивается именно к вопросу о жизни и смерти.
egovoru
Jun. 16th, 2016 12:07 pm (UTC)
"Хотя в американском обществе он, пожалуй, приравнивается именно к вопросу о жизни и смерти"

Думаю, американское общество тут ни при чем, а дело в том, что положение женщины с тех пор так изменилось, что сегодня нам очень трудно поставить себя на место тех героинь.

Мне, например, исключительно трудно дается понимание действий Ирен (Айрини) в "Саге о Форсайтах". Сомс был ей физически неприятен с самого начала: зачем же она согласилась выйти за него замуж? Думала, что это не так важно (а как можно так думать, не будучи идиоткой)? Не было совсем никакого другого выхода (а ведь впоследствии, уйдя от Сомса, она как-то существовала сама, пока не вышла замуж за Джолиона)? И т.д.
livejournal
Feb. 23rd, 2017 04:30 am (UTC)
"Унесенные ветром" (1939)
User sveshinieks referenced to your post from "Унесенные ветром" (1939) saying: [...] Оригинал взят у в Те, кто выжил в катаклизме [...]
edna_edder
May. 26th, 2017 12:08 am (UTC)
Скарлетт помогла Мелани выжить физически. Мелани же помогла Скарлетт продержаться в дальнейшем.
Она принимала ее у себя, тем самым, своей безупречной репутацией, обеспечив Скарлетт место в обществе. Она же не согласилась отказать от дома Ретту, когда на этом настаивали местные кумушки.
Если брать в современных понятиях, эти две женщины - даже эти две семьи - создали наилучший тандем. Одни своей хваткой боролись за выживание физическое всех вместе, вторые - за духовное.
egovoru
May. 26th, 2017 12:57 pm (UTC)
"Скарлетт помогла Мелани выжить физически"

Я уже подзабыла детали и не смогу подтвердить свою мысль эпизодами из романа, но, насколько я помню, дело не только в том, что Скарлетт физически крепче. Ей, Скарлетт, тоже свойственна не меньшая сила духа, чем Мелани, только проявляется она по-другому.

Главный недостаток Скарлетт - неразборчивость в средствах, уверенность, что для достижения цели можно использовать любые. Мелани же нужна ей как напоминание, что это - опасный путь, потому что Мелани руководствуется принципами, а не обстоятельствами. А как думаете, почему роман все же построен вокруг Скарлетт, а не Мелани?
edna_edder
May. 26th, 2017 01:12 pm (UTC)
Да как раз потому, я думаю, что Скарлетт мыслила и действовала нестандартно для женщины ее мира.
Мелани не пришло бы в голову идти предлагаться Ретту ради денег, или увести жениха у сестры, или купить лесопилку и самой на ней хозяйничать. Если бы действовала Мелани, это была бы борьба "честной благородной женщины против тяжелых обстоятельств", и как результат - честная бедность при непорушеных принципах. Т.е., все было бы предсказуемо. В то время, как со Скарлетт - водоворот событий, экшн, разрыв шаблонов по всем направлениям.
egovoru
May. 26th, 2017 10:46 pm (UTC)
"Скарлетт мыслила и действовала нестандартно для женщины ее мира"

Но ведь "нестандартность" поведения Скарлетт в тех примерах, которые Вы привели, заключалась просто в непорядочности? (Она ведь не просто купила лесопилку, а наняла каторжников по бросовым ценам). Причем, это было непорядочно не только для "женщины ее мира", но и для любого человека, разве нет? Впрочем, Скарлетт - не первый пример подобной героини: Молль Фландерс у Даниэля Дефо, Бекки Шарп у Теккерея - все они отличались именно непорядочностью.
edna_edder
May. 27th, 2017 05:12 pm (UTC)
Про порядочкую женщину неинтересно было бы читать. А Скарлетт - осуждаем, защищаем, восхищаемся и т.д. Мне лично она неприятна именно из-за своей неразборчивости в средствах.
Я даже как-то провела такую параллель: если бы русской аристократке во время революции дали в руки маузер и велели стрелять в своих же в обмен на сохранение ее дворца, и она бы согласилась, как бы мы смотрели на нее?
egovoru
May. 27th, 2017 05:37 pm (UTC)
"Про порядочкую женщину неинтересно было бы читать"

Да. В те времена общественная роль женщин могла быть только пассивной, поэтому авторам романа приходилось либо ограничиваться сугубо личными проблемами, как сделала, например, Джейн Остин, либо писать о мужчинах, либо, наконец, сделать женщину непорядочной.

"если бы русской аристократке во время революции дали в руки маузер и велели стрелять в своих же в обмен на сохранение ее дворца, и она бы согласилась, как бы мы смотрели на нее?"

Что значит "велели бы"? Вы, наверное, хотели сказать - если бы она решила защищать свое жилище с оружием в руках? Право на неприкосновенность жилища мы считаем одним из фундаментальных прав человека - другое дело, что в цивилизованном обществе защита этого права осуществляется не лично хозяевами дома, а возлагается на органы охраны порядка. Но в любом случае, это поведение, мне кажется, как-то не подходит под рубрику "непорядочного", а? Когда Скарлетт застрелила янки, явившегося в ее дом с намерением грабежа, наши симпатии определенно на ее стороне. Заметьте, что и Мелани в этой ситуации нисколько не колеблется!
edna_edder
May. 27th, 2017 06:22 pm (UTC)
Нет. Я имела в виду, если бы она встала на сторону красных.
egovoru
May. 27th, 2017 07:39 pm (UTC)
Но Скарлетт ведь глубоко безразлична политика, для нее существенно только то, что война и последовавшая за ней реконструкция разрушили ее привычный мир - об историческом значении этих событий она вовсе не задумывается?

Edited at 2017-05-27 07:40 pm (UTC)
edna_edder
May. 26th, 2017 12:17 am (UTC)
Знаете, с Вами удивительно приятно общаться. :) Предлагаю друЖЖить домами.
egovoru
May. 26th, 2017 12:48 pm (UTC)
Спасибо на добром слове. Добавила Вас к себе в друзья, и сразу предлагаю Вам, как мексиканской жительнице, поучаствовать в обсуждении вот этой темы.
edna_edder
May. 26th, 2017 01:13 pm (UTC)
Мой комментарий будет очень нетолерантным и непопулярным. :) Мне бы не хотелось.
Но могу написать в личку.
spaniel90100
Oct. 5th, 2017 11:27 am (UTC)
"А как думаете, почему роман все же построен вокруг Скарлетт, а не Мелани?"

Я думаю, потому, что на самом деле почти невозможно "писать о ком-нибудь другом, как только о себе самом", в смысле о своем психотипе. Скарлетт видит мир авторским взглядом, изнутри, а Мелани описана внешне.

Пушкин хоть и рад был "заметить разность между Онегиным и мной", хоть и подчеркивал всячески эту "разность", а все равно писал с себя, никуда не денешься.
egovoru
Oct. 5th, 2017 12:51 pm (UTC)
"на самом деле почти невозможно "писать о ком-нибудь другом, как только о себе самом"

Но тогда ведь у одного автора все герои были бы на одно лицо, а разве это так? Скажем, в "Войне и мире" вроде бы довольно разные персонажи?
spaniel90100
Oct. 5th, 2017 01:21 pm (UTC)
Вот я и говорю, что герои могут быть описаны извне, и они могут быть сколь угодно разными, но как только автор лезет герою в черепную коробку, смотрит оттуда на мир и думает всякие мысли -
это его собственные мысли.
Это его психотип.
И как раз Скарлетт и Мелани - по-моему, наглядный пример. Автор не может рассказать нам, что ДУМАЕТ Мелани, а про мысли Скарлетт - полкниги.

Подтверждение? Пожалуйста: автор оказалась толковым бизнесменом, успешно продавала свою книгу, не хуже той лесопилки...


Кстати, вот как раз "Война и мир" на первый взгляд опровергает. Толстой как раз пытается влезть в черепную коробку и к Наполеону, и к Наташе, не будучи ими. И что? По-моему, плохо получается. За Пьера он думает естественно, а за остальных - искусственно, декларативно, фальшиво.


Edited at 2017-10-05 01:25 pm (UTC)
egovoru
Oct. 5th, 2017 11:44 pm (UTC)
Ну, хорошо: а вот, например, "Отцы и дети"? За кого, по-Вашему, там думает автор? Или вот "Душечка"?
spaniel90100
Oct. 7th, 2017 04:47 pm (UTC)
Чехов, как ни странно, по-моему, вообще ни за кого не думает. Почти.

"Отцы и дети" плохо помню.
( 25 comments — Leave a comment )