?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отцы и дети

Bernini - Pluto and Proserpina
Лоренцо Бернини считают ведущим скульптором своего времени, и его работы обязательно найдутся в любом уважающем себя музее. Оригинала вот этой Персефоны, похищаемой Плутоном, я никогда не видела, потому что не бывала в Вечном городе. А этот оригинал - редкая судьба! - не покидал того места, для которого был предназначен - кардинальской виллы Боргезе, где теперь - художественная галерея.


Но мне попадалось достаточно других работ Лоренцо, чтобы понять, что они не просто оставляют меня равнодушной, а активно не нравятся. Спору нет, он был виртуозом техники - фото этой Персефоны в некоторых ракурсах неотличимо от снимка живого человеческого тела, а проработка волос заставляет вспомнить нанотехнологии. Но возникает вопрос: а зачем нужна такая проработка? Более того, попытка воспроизвести в мраморе каждый отдельный волосок оставляет ощущение какого-то насилия над материалом.
priapus 2
То ли дело - творение его родителя Пьетро: Приап, в паре с Флорой воздвигнутый, как символы осеннего плодородия и весеннего цветения, в саду той же виллы. Впоследствии он попал в нью-йоркский Метрополитен, где мне и удалось на него поглядеть. Приап всего на пять лет старше Персефоны, и между ними легко усмотреть семейное сходство, тем более что Лоренцо здесь помогал отцу. Вроде бы то же увлечение мелкими деталями - но этот автор знает, где надо остановиться; а главное - его несомненное чувство юмора, которого сын, видимо, был начисто лишен. Посмотрите, какой косой правый глаз у этого Приапа: ведь этим глазом скульптор нам явно подмигивает, вот так ;)

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
about_visotsky
Jul. 4th, 2014 03:39 pm (UTC)
Интересно: ничего еще не прочла, а только глянула, - верхняя скульптура показалась холодной, формальной и - манерной. А манерность - вернейший признак какой-то неподлинности, фальши. А нижняя - живая-живая. И да-да-да - этот правый глаз!..

== этот автор знает, где надо остановиться ==

О, редчайший дар! Я даже думаю, что это и есть признак гения - ощущенье меры, границы.

Спасибо Вам.
egovoru
Jul. 4th, 2014 10:47 pm (UTC)
Обратите внимание, что работа Лоренцо показалась Вам "мертвой", в то время как ведь именно она более точно воспроизводит натуру!

Есть история о том, как в одном театре ставили пьесу по "Пестрой ленте" и для большего правдоподобия решили выпустить на сцену живую змею. Рецензенты спектакль в целом хвалили, но нашли в нем один недостаток, который все портил: отвратительное чучело змеи! Одним словом, правда искусства - это не его правдоподобие.

Меня же очень занимает, за счет чего конкретно, каких именно особенностей произведний у нас возникают эти ощущения "живого" или "мертвого". Как Вы думаете?

В защиту же Лоренцо должна сказать, что не все его работы такие безжизненные. Вот, например, его портрет кардинала Ришелье - еще какой выразительный:

Richelieu



Добавила в текст ссылку, по которой можно посмотреть и некоторые другие работы Пьетро. Среди них примечательная - бюст Антонио Копполы (не знаю, кто это был такой, но, по-моему, в нем явно усматривается сходство с Железным Феликсом, а?)

Edited at 2014-07-05 03:42 am (UTC)
about_visotsky
Jul. 6th, 2014 06:55 am (UTC)
Да, замечательный портрет и сходство явное. Так и не смогла найти в интернете, кто был этот человек.

А разницу между "живым" и "мертвым" - в моем ощущении - я знаю, давно об этом задумалась и нашла. Критерий очень простой, конкретный и неопределенный одновременно :). Вот я смотрю и чувствую: за этим ЕЩЕ ЧТО-ТО ЕСТЬ, я его не вижу, но присутствие явно ощущаю, - это "живое". А "мертвое" - это когда ничего, кроме видимого, нету. Плоское оно, всё здесь.

Спасибо Вам за тему, за ссылки, - такое удовольствие и радость.
egovoru
Jul. 6th, 2014 11:35 am (UTC)
"Критерий очень простой"

Спасибо, формулировка Ваша интересная. Но все же это тоже - метафорическое описание субъективных впечатлений, а я-то все надеюсь, что гармонию можно поверить алгеброй ;)
about_visotsky
Jul. 6th, 2014 11:40 am (UTC)
== метафорическое описание субъективных впечатлений ==

Потому я и сказала, что критерий и конкретный, и неопределенный.

У меня тоже ощущение, что формальный критерий существует, а не найден он до сих пор потому, что залегает на большой глубине, и надо очень хорошо постичь интересующую нас систему, чтобы этой глубины достичь.
( 5 comments — Leave a comment )