?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Историки культуры считают, что вера в единого Бога более прогрессивна, чем многобожие – дается она, однако, дорогой ценой. Для грека или египтянина принять какого-нибудь Калигулу в свой и без того перенаселенный пантеон было всего лишь небольшой уступкой совести, а для еврея – крушением самой веры. Что же удивляться их отчаянному сопротивлению? Римляне его запомнили – и настолько хорошо, что последствия этого ощущаются и по сей день.

Бог Авраама – чисто племенной бог, и эта ситуация, конечно, взрывоопасна. Выход из нее нашел апостол Павел, решив, что и эллин, и иудей суть дети единого Отца. Трудно переоценить величие этой идеи, даже вне всякого религиозного контекста, потому что она – то единственное, что мы можем противопоставить несправедливости биологической изменчивости: того, что один родится красивым, а другой – уродом, один – умным, а другой – глупым.

Но, как бы Павел ни хотел как лучше, получилось все же как всегда: крестовые походы, инквизиция, Варфоломеевская ночь. А взять ислам – самую молодую, а потому совсем уж кристально-прозрачную, очищенную от всякой зауми вроде христианской Троицы, ветвь того же дерева? Ничего не изменилось. А вот история индуизма с его тысячами богов или синто, где отдельный бог пребывает в каждом холмике, была все же куда спокойнее – пока дело не дошло до столкновения с исламом.

Похоже, единый Бог – абстракция уже такого высокого порядка, что от нее мало практической пользы: до него действительно уж слишком далеко! Людей же интересует, можно ли есть свинину, поэтому единому Богу для общения с людьми требуются посредники – пророки, которые уже или только полубоги, или даже просто люди, а, следовательно, истинность их слов всегда под сомнением. Лютер и другие попытались избавиться от них, но проблема, как сообщить другому очевидное для самого тебя божественное откровение, неустранима. Так что даже единый Бог – это все же только твой личный Бог, как ни крути.

Добродушные индийские глиняные боги (фото A. Parivazhagan)

Posts from This Journal by “религия” Tag

  • Я только говорю, что совесть – это нравственная категория

    Совесть – наш «встроенный прибор» для решения моральных проблем. Опыт, однако, показывает, что совесть говорит одному человеку – одно, а другому –…

  • И гудит малиновый звон

    Подобно Лапласу, я пока не нуждаюсь в этой гипотезе, но легко могу себе представить, откуда берется вера в бессмертие души: если не из страха…

  • Свободы сеятель пустынный

    Термин «свобода совести» кажется мне не слишком удачным, но более подходящее слово «свободомыслие» уже занято совсем другой концепцией. «Декларация…