?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О буддизме я знаю не больше среднего обывателя, и требование пресловутого отказа от желаний всегда приводило меня в совершенное недоумение: ведь отсутствие желаний – это не что иное, как смерть?


По числу последователей в современном мире буддизм уступает не только христианству и исламу, но и некоторым другим регилиям, но вот что примечательно: если сравнить карту распространения буддизма (вверху) с картой плотности населения (внизу), то трудно не заметить их сходства. Это нынешние карты, но, надо полагать, во времена царевича Сиддхартхи ситуация была примерно такой же. Древнейшие цивилизации засушливого Ближнего Востока истощили свои ресурсы быстрее, чем плотность населения там достигла критической точки; но в долину Ганга, в отличие от долины Нила, приходит муссон.

buddhism_population


Вот я и думаю, что буддистская философия – это не что иное, как приспособление к жизни в тесноте, да не в обиде. А если учесть, чтo плотность населения на планете будет продолжать неуклонно расти (при условии, что мы не расколем ее ядерным взрывом), то всем нам имеет смысл подумать об усвоении этого передового опыта.

Posts from This Journal by “религия” Tag

  • Я только говорю, что совесть – это нравственная категория

    Совесть – наш «встроенный прибор» для решения моральных проблем. Опыт, однако, показывает, что совесть говорит одному человеку – одно, а другому –…

  • И гудит малиновый звон

    Подобно Лапласу, я пока не нуждаюсь в этой гипотезе, но легко могу себе представить, откуда берется вера в бессмертие души: если не из страха…

  • Свободы сеятель пустынный

    Термин «свобода совести» кажется мне не слишком удачным, но более подходящее слово «свободомыслие» уже занято совсем другой концепцией. «Декларация…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Oct. 18th, 2014 02:01 pm (UTC)
Полагаю, "отсутствие желаний" - это такой дежурный штамп. Бодхисаттвы, например, уже достигнув просветления, дают обет помочь в этом достижении каждому — что это как не желание? Короче говоря, желание желанию рознь.

А насчет приспособления к тесноте - очень вероятно. Не зря же в буддизме нет официальных догматов и, соответственно, ересей, не знают религиозных войн и проч.
egovoru
Oct. 18th, 2014 02:11 pm (UTC)
"желание желанию рознь"

Да, так и есть. И ограничения накладываются именно и только на такие желания, которые мешают "мирному сосуществованию". Вообще-то всем культурам знакомо "золотое правило", но, похоже, буддисты в этом смысле - впереди планеты всей.
hyperboreus
Oct. 18th, 2014 02:33 pm (UTC)
Ну вот японцы вроде тоже буддисты, а народ крайне воинственный, в 20 веке так и вовсе наломавший имперских дров. А сейчас, например, Китай активно осваивает христианство, о роли которого в оправдании европейских войн и колонизаций напоминать не нужно. Война - дело крайне прибыльное, куда там против него ганди-буддизму..
(no subject) - egovoru - Oct. 18th, 2014 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Oct. 18th, 2014 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 18th, 2014 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Oct. 19th, 2014 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2014 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Oct. 20th, 2014 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2014 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Oct. 21st, 2014 02:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 3rd, 2016 07:27 pm (UTC) - Expand
sergeyoho
Oct. 18th, 2014 08:32 pm (UTC)
не знают религиозных войн и проч.

Это не так. Есть и современные контрпримеры (буддистские боевики в Бирме,
весьма жёстко разбирающиеся с мусульманами) и древние, из истории Тибета, например.
hyperboreus
Oct. 18th, 2014 08:55 pm (UTC)
Исключения, только подтверждающие правило.
(no subject) - egovoru - Oct. 18th, 2014 10:36 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jan. 3rd, 2016 04:31 pm (UTC)
Вот что я имею в виду, когда говорю, что буддизм нам теперь более подходит.
(no subject) - hyperboreus - Jan. 3rd, 2016 07:34 pm (UTC) - Expand
verum_corpus
Oct. 18th, 2014 03:20 pm (UTC)
Учитывая, что нирвана по-тибетски "ниебан", зависимость, казалось бы, надо бы ожидать обратную...
egovoru
Oct. 18th, 2014 03:22 pm (UTC)
Я опасаюсь высказываться о буддизме слишком определенно, потому что уж слишком мало о нем знаю. Хорошо бы найти какого специалиста и узнать его мнение.
vls_smolich
Oct. 19th, 2014 04:14 pm (UTC)
Так ведь буддизм и не религия совсем -- ещё меньше, чем даосизм.
В даосизме хоть есть понятие Высшего Принципа, а в буддизме и близко ничего к понятию Высшей Силы нет.

Поэтому, да -- думаю, что он более живуч окажется, чем западные религии.
В доказательство можно привести факт того, что буддизм и даосизм популярны как раз среди людей либеральных убеждений -- то есть тех, за кем будущее.
egovoru
Oct. 19th, 2014 04:45 pm (UTC)
"ведь буддизм и не религия совсем"

Да, я это понимаю - и те, кто собирают статистику, конечно, понимают тоже, а называют буддизм религией просто для удобства. У них там в списке и "атеизм" фигурирует - он на третьем месте. Конечно, более правильно было бы говорить о некоей более всеохватывающей категории, куда религия входит, как подмножество - т.е., об идеологии или, если угодно, философии.

Я сомневаюсь, что буддизм, как он есть, идеально подходит для идеологии/философии будущего - все же он сложился в совсем иные времена и при иных нравах, но какие-то его идеи, наверное, могут пригодиться - так же, как какие-то христианские, мусульманские и т.д. идеи.
(no subject) - vls_smolich - Oct. 20th, 2014 04:12 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Oct. 27th, 2014 12:44 pm (UTC)
Что-то в этом есть. Во всяком случае, у нас в перенаселенном Нью-Йорке классы йоги и медитации на каждом шагу :)
sa_sha_s
Dec. 3rd, 2016 07:30 pm (UTC)
"Вот я и думаю, что буддистская философия – это не что иное, как приспособление к жизни в тесноте, да не в обиде."

Ни малейшей связи между плотностью населения и идеями буддизма нет.
egovoru
Dec. 3rd, 2016 09:52 pm (UTC)
Но распространенность буддизма именно в плотно заселенных областях планеты все же наводит на эту мысль, разве нет?
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 4th, 2016 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 5th, 2016 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2016 12:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 6th, 2016 02:19 pm (UTC) - Expand
egovoru
Dec. 26th, 2016 04:12 pm (UTC)
А вот обсуждение это темы в журнале уважаемого notnef_566.
spaniel90100
Oct. 4th, 2017 11:49 pm (UTC)
По-моему, буддизм - это только про Четвертую Физику и для Четвертой Физики. Остальным вредно :)
( 32 comments — Leave a comment )