?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Учитель и ученик – эти две роли и делают нас людьми: никто из других животных не тратит столько сил на воспитание потомства. У меня были превосходные учителя, и сама я немало потрудилась на ниве народного образования. И всегда мне было интересно – как же это работает, в чем секрет хорошего учителя? Я не верю, что им можно стать, освоив какие-то особые педагогические методики; тут нужно иное.


Ведь что такое, скажем, школьная математика? И сами задачи, и их решения известны уже со времен Эвклида: казалось бы, пони некуда свернуть с этого круга. И, тем не менее, нашему учителю удавалось создать на уроке атмосферу всамделишного поиска неведомого. Я думаю, это невозможно без веры в то, что твой ученик вдруг найдет для старой задачки какое-нибудь совершенно новое решение, до которого за все эти века еще никто не додумался. Евгений Бунимович – тоже, кстати, учитель математики, у которого я позаимствовала свое заглавие – назвал ее «тоской по идущему следом». Причем, эту веру нельзя симулировать: она либо есть, пусть неосознанная, либо ее нет – и тогда уже ничто не поможет, потому что ученики мгновенно почувствуют обман.


Газетное фото Арбатской площади тех времен, когда мы покупали там пончики по дороге из школы (из журнала уважаемого a-dedushkin)

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
a_fainshtein
Oct. 31st, 2014 05:12 am (UTC)
Уже трудно сказать, сам я додумался или от кого-то слышал, но есть такая точка зрения: преподавание сродни театру. Актёрам не надоедает многократно играть одну и ту же роль (это "от противного" показано в рассказе Фазиля Искандера: Чику надоело играть Балду - надоело повторять одно и то же, всем он был хорош, но не было в нём актёрской жилки) и педагог должен уметь доказывать теорему "как в первый раз".
egovoru
Oct. 31st, 2014 11:59 am (UTC)
"преподавание сродни театру"

Верно, конечно: и то, и другое есть "работа на публику". Но, мне кажется, в актерском деле этот элемент неэгоистического желания, чтобы чего-то значительного достиг не ты сам, а кто-то другой, выражен слабее?
a_fainshtein
Oct. 31st, 2014 05:01 pm (UTC)
Мои слова больше относятся к вузовскому лектору, то есть, может быть, и не совсем к педагогу.
Об актёрской профессии судить трудно, но, мне кажется, её смысл в том, чтобы привести зрителя в нужное состояние, то есть опять "желание, чтобы чего-то значительного достиг кто-то другой"


Edited at 2014-10-31 05:02 pm (UTC)
egovoru
Nov. 1st, 2014 10:21 am (UTC)
"её смысл в том, чтобы привести зрителя в нужное состояние"

Наверное, в обоих случаях здесь стоит говорить и о самовыражении (или, если угодно, даже о самоутверждении ;), и о желании воздействия на ученика/зрителя. И это, может быть, еще и не все побудительные мотивы и педагога, и актера - ими обоими движет сложный комплекс мотивов.

А вот у другой стороны, у ученика и зрителя - как Вы думаете, тоже есть нечто общее? Ученик - понятно, заинтересован в получении знаний; а вот зритель? Хотя театр иногда и называют школой, но, наверное, собираясь туда (или в кино), мы едва ли ищем именно поучений? Как Вам кажется?
a_fainshtein
Nov. 1st, 2014 06:37 pm (UTC)
Поучений не ищем, конечно, но хотим, чтобы нас заставили думать, переживать. И от педагога ученик ждёт, что тот заставит его думать. (В случае театра - с упором на "переживать".)
egovoru
Feb. 21st, 2016 02:27 am (UTC)
В других журналах продолжают обсуждать фильм и книгу о Второй школе, и в одном из них мне попалась ссылка на воспоминания Бунимовича о годах своего там учения - подумала, что Вам это может быть интересно (сама тоже собираюсь прочесть).
a_fainshtein
Feb. 21st, 2016 03:24 pm (UTC)
Спасибо, но я даже написал заметку об этих воспоминаниях:
http://a-fainshtein.livejournal.com/77223.html

Не дадите ссыдку на интересное обсуждение?
egovoru
Feb. 21st, 2016 04:16 pm (UTC)
Последнее, что мне попадалось - вот. Хозяин журнала, правда, выпускник не 2-й школы, а 57-й, но его собеседник - как раз 2-й.
a_fainshtein
Feb. 22nd, 2016 03:10 am (UTC)
Спасибо!
egovoru
Feb. 21st, 2016 08:47 pm (UTC)
Прочла Вашу заметку и начала читать сами воспоминания. По-моему, отлично написано: "Элиту не обозначают сомнительной литерой Ж" ;) И узнаваемо, хотя он и на старше меня на 10 лет:

"Мы запихивались в автобус, в тесном общении долго тащились до метро “Октябрьская”, где вскладчину покупали большой пакет пончиков. Завороженно смотрели, как чудо-автомат меланхолично выплевывал пончики один за другим, как продавщица обильно посыпала их сахарной пудрой — и, наконец, выхватывая друг у друга, обжигаясь, мы пожирали эту вредную гадость."

Только наши пончики были на Арбатской площади, и шли мы туда пешком ;)
egovoru
Feb. 21st, 2016 10:14 pm (UTC)
Вот еще что понравилось: "Учителя Второй школы вообще на бумаге выглядят бледнее, чем на уроке. Они были прежде всего учителя, а на отроков и отроковиц воздействует главным образом не текст, не только текст, не столько текст, сколько энергетика личности, особая аура, которая возникает (или не возникает) на уроке."

Мне думается, это относится ко всем вообще учителям, и именно поэтому я не слишком верю во всякое там "обучение по интернету" и т.д.

Вот тоже прекрасно:

"Париж оказался точно таким, как во французском кино — дождливым, серым, туманным, прекрасным, со своим местным Габеном на каждом отрезке набережной. Но все-таки тот мой, выученный по картам, фотографиям и импрессионистам в Пушкинском музее, с призраком коммунизма на велосипеде, был прекрасней, спасительней. Он был несбыточной мечтой. И вот на тебе — сбылся."

Прочла до конца - окончательное впечатление тоже очень положительное. Особенно отрадно по сравнению с той чушью, которую нес Радзиховский в фильме ;) Все же нашелся среди выпускников нормальный человек, да еще не без литературного дара ;)

Edited at 2016-02-21 10:55 pm (UTC)
a_fainshtein
Feb. 22nd, 2016 03:13 am (UTC)
Спасибо, с тех пор не перечитывал Бунимовича.
a_fainshtein
Oct. 31st, 2014 05:19 am (UTC)
Спасибо за ссылку на Бунимовича! Замечательные стихи (ещё не все прочитал). По-моему, "Контрольная работа №3" должна разойтись на цитаты, как комедия Грибоедова или "Во всём мне хочется дойти" Пастернака. (Кажется, есть капля Бродского - ну и что!)

Edited at 2014-10-31 05:19 am (UTC)
egovoru
Oct. 31st, 2014 11:52 am (UTC)
В самом начале перестройки в "Юности" была подборка стихов до того почти не пропускаемых в печать поэтов, включая Пригова, Нину Искренко и др. Именно там мне впервые попалось и запомнилось и это стихотворение, и имя автора. Говорят, с тех пор он стал большим педагогическим чиновником, и до меня доходили не слишком лестные слухи о его деятельности на этом поприще, но те стихи мне все равно нравятся ;)

В той же подборке была еще и (тоже, по-моему, хорошая)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА #4

...а еще, лишаясь площади, обретаешь объем
города, по которому легче бродить одному, чем вдвоем
потому что мы годы свои узнаем
в концентрических кольцах столицы,

но мосты за собою сжигая дотла,
в концентрических кольцах столицы не сыщешь угла,
кроме края письменного стола,
кроме прямого угла страницы,

есть дамоклово чувство контрольных работ –
ничего не успеешь, а время пройдет,
н-и-ч-е-г-о-н-е-у-с-п-е-е-ш-ь-а-в-р-е-м-я-п-р-о-й-д-е-т
жизнь пройдет,
вырвешь лист из тетради...

Гонит ветер волну пожелтевшей листвы,
формулирует ночь постулаты Москвы,
но никто не сведет за спиною мосты,
как умеют у них,
в Ленинграде...

1983



a_fainshtein
Oct. 31st, 2014 05:03 pm (UTC)
Да, хорошее, спасибо!
a_fainshtein
Feb. 22nd, 2016 03:16 am (UTC)
Короткая у меня память, или это уже возрастное... Пока не открыл ссылку, не вспомнил "Контрольной № 3". Всё равно хорошее!
( 16 comments — Leave a comment )