?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Признаюсь, я была разочарована, когда прочла, что под «вчерашним солнцем» автор подразумевал Пушкина, т.е., «солнце нашей поэзии». Я-то поняла его буквально – и уже представила себе великую катастрофу, угасание любезного светила! А то, что оно легко уместилось на носилках, нисколько меня не обеспокоило: мой ум уже был закален другим поэтом, панибратски обращавшимся с солнцем в стихотворении из школьной программы.


Но все-таки самым смелым было мое прочтение одной строчки из «Руслана и Людмилы» – хоть и не совсем верно называть это «прочтением»: сама-то я тогда читать еще не умела, и эту поэму читали мне вслух взрослые. Там Пушкин, описывая прелести Людмилы, сравнивает ее с менее привлекательной разновидностью женщин:


Одной – судьба послала дар
Обворожать сердца и взоры;
Ее улыбка, разговоры
Во мне любви рождают жар.
А та – под юбкою гусар,
Лишь дайте ей усы да шпоры!


Надо сказать, что даже в те времена я уже знала, что такое коза имела смутное понятие о каких-то пышных старинных юбках, занимавших чуть ли не полкомнаты, и посему живо представила себе гусара, спрятавшегося, присевши на корточки, под одной из таких – и эта мысленная картинка чрезвычайно меня заинтриговала :)


Первое издание поэмы 1820 года (фото Музея Пушкина)


Так что попыткa докопаться до того, «что хотел сказать автор» – меч обоюдоострый: на этом пути мы рискуем лишиться своих самых сильных литературных впечатлений. А вот уважаемый nebos_avos написал об этом целую серьезную статью.

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • И на скале, замкнувшей зыбь залива

    Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и…

  • В мире нет еще такой стройки

    В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Dec. 2nd, 2014 05:48 pm (UTC)
Не менее серьезную статью на сходную тему написал мой заочный приятель Николай Вольский: http://sunround.com/club/journals/17volsky.htm Кажется, прежде я Вам ссылку на нее не давал. Начало скучноватое, но Вы дочитайте - самая изюмина в конце.
egovoru
Dec. 2nd, 2014 06:27 pm (UTC)
Если Вы имеете в виду мысль автора о том, что "Поэт предлагает стиху варианты, а тот «сам» из них выбирает нужные ему – первоначальный замысел автора, таким образом, существенно «корректируется» его, текста, собственной «волей к бытию». Так что с поэтом он «общается» на правах соавтора", то я, конечно, совершенно согласна с этим. Правда, это - о самом процессе создания текста автором, а я здесь пишу уже о следующем этапе - восприятии текста читателем, но и читатель тоже - соавтор ;)
nebos_avos
Dec. 3rd, 2014 10:13 am (UTC)
*читатель тоже - соавтор*

Отчасти так: без него смысл, посеянный в тексте, был бы законсервирован в состоянии непроросшего семени http://nebos-avos.livejournal.com/5334.html#comments
egovoru
Dec. 3rd, 2014 03:46 pm (UTC)
А почему Вы сомневаетесь "необходимости для такого воздействия личной истории"? Ведь даже если мы и не понимаем умом, почему нас поражает какое-то сочетание слов, как "гадят-галдят" в Вашем примере, все равно это случается потому, что у нас была подготовлена некая почва для такого восприятия? И именно индивидуальная почва - потому что на соседа такое сочетание может никак и не подействовать?
nebos_avos
Dec. 3rd, 2014 05:26 pm (UTC)
В той беседе с gelato_di_crema дальше я это суждение скорректировал: личная история значение тут имеет не содержательное, а "инструментальное" - она формирует специфику восприимчивости.
egovoru
Dec. 3rd, 2014 05:55 pm (UTC)
Боюсь, я не улавливаю, в чем Вы здесь усматриваете различие :(
(no subject) - nebos_avos - Dec. 3rd, 2014 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2014 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 3rd, 2014 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2014 08:36 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Dec. 3rd, 2014 01:42 pm (UTC)
Я уже где-то комментировал на эту тему: что глубину произведения можно косвенно измерить количеством вариантов его прочтения.
И, по большому счёту, не так уж важно, что на самом деле хотел сказать автор -- главнее то, как его услышали мы.
nebos_avos
Dec. 3rd, 2014 03:01 pm (UTC)
В пользу Вашего суждения цитата из Гадамера.

Разумеется, говорит здесь не художник. Можно, конечно, поинтересоваться, что сверх сказанного в одном из своих произведений хочет сказать художник и что он говорит в других своих произведениях. Но язык искусства предполагает прирост смысла, происходящий в самом произведении. На этом покоится его неисчерпаемость, отличающая его от всякого пересказа содержания.
egovoru
Dec. 3rd, 2014 03:54 pm (UTC)
Да, язык определяет некую общую базу, куда текст уходит корнями. Как в том анекдоте про анекдоты. Рассказчик выкликает: "Номер двадцать три!" - и все смеются. С текстом каждый раз происходит нечто подобное - мы мгновенно и по большей части бессознательно соотносим его со всем нашим языковым и вообще культурным запасом.
(no subject) - nebos_avos - Dec. 3rd, 2014 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2014 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 3rd, 2014 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2014 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 4th, 2014 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 5th, 2014 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2014 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 5th, 2014 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 5th, 2014 01:15 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Dec. 5th, 2014 04:05 pm (UTC)
Прирост смысла. Да.
Если в как бы физических терминах, то смысл текста или любого другого произведения искусства нужно искать не в самом авторе и не в читателе, а посередине -- в том семантическом информационном поле напряжённости, возникающим между этими двумя полюсами.
В этом поле произведение и живёт.
(no subject) - nebos_avos - Dec. 5th, 2014 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 6th, 2014 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 6th, 2014 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 6th, 2014 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 9th, 2014 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 9th, 2014 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 12th, 2014 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 01:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 13th, 2014 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 10th, 2014 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 11th, 2014 12:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 11th, 2014 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 7th, 2014 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 10th, 2014 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 12th, 2014 02:50 pm (UTC) - Expand
egovoru
Dec. 3rd, 2014 03:50 pm (UTC)
С последним, конечно, согласна, но вот с тем, что ценность измеряется числом способов прочтения - увы, нет. Мне думается, здесь играет роль не число, а качество воздействия: даже если мы все читаем произведение одним-единственным образом, но переживаем это прочтение как важное, глубокое - то такое произведение можно считать великим, разве нет?

Edited at 2014-12-03 03:54 pm (UTC)
vls_smolich
Dec. 5th, 2014 04:30 pm (UTC)
"...даже если мы все читаем произведение одним-единственным образом, но переживаем это прочтение как важное, глубокое..."
Так не бывает.
К примеру. Образно:
Толстой или Шекспир считаются великими.
Но 95% их вообще не читало, 4% остались равнодушны и лишь 1% оценили глубину. И все остальные с этим просто согласились.
На большинство женские романы и кровавые боевики оказывают много большее воздействие.

А почему всё-таки Толстой и Шекспир велики?
Потому что помимо автора чрезвычайно важен и читатель. Качество читателя.
То самое семантическое поле напряжённости смысла: если один из полюсов слаб, то поля просто не возникнет.
И может хватить всего лишь одного, но великого читателя, чтобы в этом поле появился миллион смыслов.
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 7th, 2014 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 7th, 2014 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 9th, 2014 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 9th, 2014 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Dec. 12th, 2014 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 01:12 am (UTC) - Expand
sv0812
Mar. 27th, 2016 07:22 pm (UTC)
живо представила себе гусара, спрятавшегося, присевши на корточки, под одной из таких - и эта мысленная картинка чрезвычайно меня заинтриговала ;)
===
все правильно )))
и неча автору так запутанно писать ) каждый бы то же самое подумал )
egovoru
Mar. 27th, 2016 08:57 pm (UTC)
Тут я бы сказала: каждый понимает в меру своей испорченности ;)
egovoru
Mar. 27th, 2016 10:48 pm (UTC)
Такому ценителю советского кино, как Вы, я особенно рекомендую вот этот мой пост. И непременно посмотрите клипы по ссылкам; я только что это сделала в очередной раз - ну, разве не блеск? Пост этот не вызвал никакого отклика у моих тогдашних читателей, но я все еще надеюсь найти заинтересованную аудиторию для его обсуждения :)
( 68 comments — Leave a comment )