?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Овец от козлищ

У Игоря Ефимова – бойкий язык, и свои мысли он излагает достаточно внятно, но все же чтение его книжки о неравенстве требует некоторого напряжения. Чувствуется, что автор обижен на весь мир за то, что его обделили при раздаче слонов. Такое мироощущение, возможно, характерно для подросткового возраста, но иные сохраняют его на всю жизнь – как, например, еще Эдичка Лимонов. Впрочем, «Ефимов – человек не слишком откровенный. Книги и даже рукописи не отражают полностью его характера».


Разделение людей на «высоковольтных» и «низковольтных» по «силе жажды жизни» кажется мне не слишком целесообразным. Спору нет, любая деятельность требует энергии – и духовной, и даже просто физической, но ведь недаром говорят: «Твою бы энергию, да в мирных целях»? Иными словами, надо еще учитывать, на что конкретно эта энергия тратится.

А вот категории «уравнителей» и «состязателей», которые Ефимов вводит уже внутри «высоковольтных» для обозначения их политических пристрастий – по-моему, удачная находка. Во всяком случае, это точнее, чем обычно используемые этикетки «либералов» и «консерваторов», не говоря уже о «демократах» и «республиканцах», за которыми тянется длинный шлейф истории. А причиной предпочтения той или иной идеологии он считает принадлежность к «хозяевам знаний» или «хозяевам вещей».

«Главная особенность трудовой деятельности хозяина знаний: материал, с которым он работает – то есть понятия, слова и цифры, которыми он должен оперировать – легко подчиняются его воле. <...> Если что-то пошло не так, он легко отбрасывает ошибочный расчёт, зачёркивает неудачную формулировку, стирает цифры и слова с доски или экрана и тут же начинает всё сначала. <...>

В отличие от него, хозяину вещей приходится распоряжаться машинами, грузами, кораблями, людьми. Материал, с которым он имеет дело, обладает невероятной, огромной силой сопротивления. <...> Хозяин вещей знает, что любая ошибка в задуманном деле может оказаться непоправимой. Он, действительно, должен семь раз отмерить, прежде чем отрезать.»

На мой взгляд, при таком раскладе логично ожидать, что «хозяева знаний» будут реформаторами, а «хозяева вещей» – консерваторами. Но вот почему особенности труда первых, которые подчеркивает Ефимов, должны склонять их к поддержке уравнительного принципа, я как-то не улавливаю. К тому же, сам автор представляет собой исключение из своего собственного правила: будучи писателем, т.е., определенно «хозяином знаний», он, тем не менее, ратует за принцип состязательный. Однако эмпирические исследования действительно выявляют положительную корреляцию между уровнем образования и либеральными наклонностями.


Яков Гордин, Игорь Ефимов, Иосиф Бродский, Анатолий Найман.
Нью-Йорк, март 1990 года (фото отсюда)

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • А нюх, как у собаки

    Продолжая тему представления меньшинств в художественных произведениях, отмечу Брюно Дебранда в роли «первого в истории детектива-колясочника».…

  • Как четыре стороны одного того же света

    В детстве у нас была популярна игра «в ассоциации». Энтони Гринвальд и его коллеги разработали Implicit Association Test для выявления…

  • Я – маленькая поэтесса

    Иные поборники женского равноправия пытаются создать параллельную линейку слов для обозначения профессий, да только сам язык уж больно…

Comments

( 88 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Dec. 15th, 2014 05:38 pm (UTC)
Почти дошел до конца. Очень понравился следующий абзац.

"Продай имение твоё и раздай нищим, — говорит Христос. — И приходи и следуй за Мною" (Матфей, 19:21).
Никогда этот высокий призыв не перестанет будить высокий отклик в человеческом сердце. Ибо для тонкой, чувствительной души собственность — это тяжкое бремя, и желание избавиться от него может утихать надолго, но никогда не умрёт совсем.
Всякий, кто чем-то владеет, виновен — по высокому счёту — перед тем, кто не владеет ничем. Всякий, кто владеет и любит своих близких, всегда будет разрываться между любимыми — кому и сколько помочь, кому и сколько "раздать из имения своего". Никогда в людях не исчезнет мечта избавиться от этой вины, устроить свою жизнь без бремени собственности. Каждое общество создавало какие-то институты, в которых человек, бегущий от этой формы ответственности, находил убежище. Монастыри и отшельничьи скиты, ордена нищенствующих братьев, фаланстеры, коммуны, кибуцы — все они возникали как отклик на эту неумирающую мечту человеческой души.
И честный состязатель должен смириться с этим высоким зовом. Он должен быть готов к тому, что любое продуманное общественное устройство будет включать в себя некий оазис, в котором законы рынка будут невластны. Диоген в бочке, Святой Франциск, Лев Толстой, Махатма Ганди должны иметь свой приют в этом мире — иначе мир наш сильно поблекнет и обеднеет.
Но и уравнитель должен помнить, что высокий призыв — не каждому по силам. Что "много званых, но мало избранных". Что если бы Марта уселась рядом с Марией у ног Учителя и стала слушать Его, некому было бы зажечь огонь в очаге, приготовить ужин,постелить постели на ночь. Марту и Марию нельзя примирить по законам справедливости. Между ними нельзя поставить знак равенства, они обе занимают своё необходимое место в мире, они нужны миру такими, какие они есть: разные и незаменимые каждая в своей роли. И всегда в голосе Марии будет звучать самозабвенный восторг избранницы, а в голосе Марты — тихая жалоба труженицы. Но родными и любящими они смогут остаться лишь в том случае, если у них будет общая любовь к Учителю.
egovoru
Dec. 16th, 2014 12:07 pm (UTC)
"Очень понравился следующий абзац"

Вот-вот. Согласитесь, что автор пишет весьма занятно? Там на сайте по моей ссылке есть и другие его труды. Я немного полистала "Ради красного словца" - это нечто вроде обширного сборника афоризмов, но у него есть и настоящие трактаты, например, "Практическая метафизика". Меня на так многа букофф уже не хватает - особенно в области, где у меня слишком мало подготовки, но, может быть, Вам это покажется интересным?

А как Вы поняли, в чем все-таки он видит причину того, что именно "хозяева знаний" должны поддерживать уравнительный принцип?

Заметьте, что сам-то автор - явное исключение из своего собственного правила: будучи писателем, т.е., определенно "хозяином знаний", он явно агитирует в этой своей книжке за принцип состязательный.
(no subject) - nebos_avos - Dec. 16th, 2014 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2014 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2014 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2014 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2014 01:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2014 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2014 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2014 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2014 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2014 01:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 18th, 2014 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 17th, 2014 01:52 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Dec. 15th, 2014 07:31 pm (UTC)
*Чувствуется, что автор обижен на весь мир за то, что его обделили при раздаче слонов*

Мне такое не почувствовалось.
egovoru
Dec. 16th, 2014 12:19 pm (UTC)
"Мне такое не почувствовалось"

Хорошо, коли так :) Меня же его стиль определенно раздражает: мне кажется, что он не просто вещает одному ему доступную истину с вершины Синая, но еще и видит в читателе заведомого противника, а не союзника - т.е., нарушает презумпцию невиновности. Для человека религиозного в нем как-то маловато благости, а?

Впрочем, не исключено, что я просто-напросто отношусь к нему предвзято. Я не знаю всех деталей его конфликта с Довлатовым, но к Довлатову я пристрастна ;) Давно собираюсь прочитать все-таки их опубликованную переписку, но руки никак не доходят.

nebos_avos
Dec. 16th, 2014 01:50 pm (UTC)
*Я не знаю всех деталей его конфликта с Довлатовым, но к Довлатову я пристрастна*

Может, эта пристрастность и сказалась на Вашем восприятии текста?
(no subject) - egovoru - Dec. 16th, 2014 01:58 pm (UTC) - Expand
alek_morse
Dec. 17th, 2014 01:37 am (UTC)
Книжку о неравенстве не читал, но возник у меня в связи с обсуждением вопрос. Может, Ефимов в книге поясняет?

Вот есть две категории людей:

- высоковольтные и
- низковольтные

Допустим, перед нами два конкретных человека. Один живёт в следующем режиме:

по жизни он обычно "плывёт", мало проявляет инициативы и т.п., не горит идеей. Но в момент икс (допустим, в течение жизни таких моментов у него до крайности мало - да хотя бы два) он совершает нечто экстраординарное, высоклассное и высоковольтное, как тот медведь, что спал всю зиму в берлоге, а потом проснулся и трам-пам-пам! А этот человек совершил творческий подвиг с высоким КПД.

Но есть другой человек, который живёт с хорошим творческим импульсом по жизни. Правда, гениальных вещей он не создаёт, мир не переворачивает, но регулярно, стабильно создаёт качественный и довольно необычный продукт.

Вот кто из них высоковольтный, а кто низковольтный?

Скажем, первый - сантехник по жизни. А потом бац - и написал гениальную пьесу.

А второй - веб-дизайнер.

Edited at 2014-12-17 01:38 am (UTC)
egovoru
Dec. 17th, 2014 12:24 pm (UTC)
Мне, как и Вам, это ефимовское деление кажется крайне неубедительным и даже опасным. И по той причине, о которой Вы говорите, и потому, что употребление этой "высоковольности" на, например, истребление себе подобных не кажется мне такой уж заслугой перед человечеством ;) А ведь наперед неизвестно, коррелируют ли с ней такие желательные свойства, как ум или доброта?

Тем не менее, даже если мысли автора книги кажутся нам спорными, осмелюсь все же порекомендовать ее Вам для чтения, если сама проблема неравенства кажется Вам интересной. Она короткая, легко читается и хорошо стимулирует мышление.

Edited at 2014-12-17 01:01 pm (UTC)
vls_smolich
Dec. 18th, 2014 01:04 pm (UTC)
Все эти деления грешат одним: они одномерны. Линейны: Право-лево, чёрный-белый. В лучшем случае двухмерны: флегматик-сангвиник-холерик-меланхолик.
А человеческий разум как минимум трёхмерен.
Поэтому любые градации, не учитывающие элементарной стереометрии разума, ошибочны по определению.
egovoru
Dec. 18th, 2014 01:19 pm (UTC)
Мне показалось, что главная беда ефимовского деления даже не одномерность, а жесткая привязка ценности.

Как учит нас эволюционная теория, любое свойство организма, в том числе и запас жизненной энергии, о котором говорит Ефимов, может быть как полезным, так и вредным - в зависимости от обстоятельств. То же и в случае нами самими создаваемых идеалов: что в одной ситуации будет желательным, то в другой окажется ненужным и даже вредным. Скажем, если эта избыточная энергия оказывается направленной на истребление себе подобных?

Интересно также сопоставить эту ефимовскую концепцию "высоковольтности" с гумилевской "пассионарностью". Как Вам показалось, это одно и то же, или нет? (Если Вы не читали ефимовскую книжку - попробуйте: она коротенькая и складно написана).
vls_smolich
Dec. 20th, 2014 05:06 pm (UTC)
Пока просто нет времени. Увы -- Новый Год. Точнее, к счастью. :)

А если в вашей интерпретации, то довольно похоже, просто в других терминах.

И вы правы. Если в терминах автора, то и Гитлер был высоковольтным.
3seemingmonkeys
Nov. 6th, 2015 05:34 am (UTC)
"хозяева знаний" работают с широкими массами, и должны говорить что-то для них приятное, чтобы достичь успеха. например, что все равны и т.п. грубо говоря они продают массам лесть. хозяева вещей продают людям вещи, а в случае уравниловки этому придет конец. поэтому они против равенства.
все просто)
egovoru
Nov. 6th, 2015 11:18 am (UTC)
Интересная мысль. Соглашусь с Вами, что политик, надеясь на победу в выборах, должен апеллировать к интересам избирателей.

Но разве ВСЕ "хозяева знаний" продают массам лесть? Например, какую лесть продает массам физик или биолог, хотя и тот, и другой - явно "хозяева знаний"?

Наконец, сам автор - тоже вроде бы "хозяин знаний" - наоборот, голосует против уравнительного принципа? Или он здесь выступает как хозяин вещей - книгопродавец, а не поэт? (Он - владелец издательства "Эрмитаж").
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 8th, 2015 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 9th, 2015 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2015 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 10th, 2015 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2015 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 10th, 2015 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2015 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 11th, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2015 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 11th, 2015 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2015 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 11th, 2015 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 12th, 2015 12:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 12th, 2015 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 12th, 2015 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 12th, 2015 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 12th, 2015 02:38 pm (UTC) - Expand
vitus_wagner
Mar. 15th, 2017 05:16 pm (UTC)
Это очень просто. Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко, и мы поменяемся яблоками, то у каждого из нас будет опять по одному яблоку.
Если у меня есть идея и у тебя есть идея, и мы обменяемся идеями, у каждого из нас будет по две идеи.

Поэтому "хозяева знаний" в общем-то совершенно спокойно относятся к тому чтобы все свое хозяйство раздать всем желающим - от них не убудет.

egovoru
Mar. 16th, 2017 12:48 am (UTC)
"хозяева знаний" в общем-то совершенно спокойно относятся к тому чтобы все свое хозяйство раздать всем желающим"

А как же право интеллектуальной собственности, копирайт, патенты? Как-то не похоже на спокойное отношение ;)

Edited at 2017-03-16 12:51 am (UTC)
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 16th, 2017 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 17th, 2017 02:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 17th, 2017 04:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 17th, 2017 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 17th, 2017 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 17th, 2017 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 17th, 2017 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 17th, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 17th, 2017 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 17th, 2017 12:29 pm (UTC) - Expand
spaniel90100
Oct. 4th, 2017 10:46 pm (UTC)
"А "хозяева знаний", а равно их дети, очевидно, готовы питаться воздухом?"

Вот я плачу за сайт, на котором бесплатно делюсь теми знаниями, которым я хозяин. А поскольку кормить детей воздухом не получается, то вынуждена разными способами зарабатывать, в том числе даже и торговать своими книгами. И, в общем, полагаю, что это плохо. Важнейшие открытия и лучшие произведения созданы бесплатно или даже под угрозой. Коммерческие произведения обычно не стоит покупать, ибо они того не стоят. Когда я свою книгу продаю, я ее этим слегка дискредитирую. Вопреки Айн Рэнд.
( 88 comments — Leave a comment )