?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анна Каренина и Мартин Иден – наверное, самые знаменитые самоубийцы мировой литературы после юного Вертера; но они же, по-моему – еще и самые неверно интерпретируемые, причем эта неверность – зеркально симметричная.


Анну нам преподносят как героиню, следующую страсти вопреки общественным условностям, но на самом деле эти условности – единственное, что ее занимает. Считается, что она ужасно страдает от вынужденной разлуки с сыном – но о нем она вспоминает только изредка, а то, что она не может появиться с Вронским в театре, огорчает ее куда больше. Настоящей лакмусовой бумажкой служит ее отношение к дочери, которая, с одной стороны – дочь любимого мужчины, а с другой – незаконный ребенок. Последнее обстоятельство решительно перевешивает: дочь Анне противна. Так что Анна – это тот же Жюльен Сорель: тот не имел положения в обществе и был готов на все, чтобы его получить; этой такое положение досталось от рождения, но, утратив его, она бросается под поезд.

А вот Мартин Иден, наоборот, трактуется критиками как жертва беспощадного буржуазного общества. Между тем, общество тут совершенно ни при чем: рассказы Мартина в конце концов напечатали, и перед ним открылась карьера успешного писателя. Его трагедия – глубоко личная: разочарование в любимой женщине, которого он не смог перенести.


«В салоне у Бетси Тверской» Ореста Верейского (1979—1981)
(фото отсюда)


А вот – довольно бурное обсуждение этого поста в сообществе chto_chitat.

Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
freesopher
Dec. 29th, 2014 05:56 am (UTC)
Давно Анну Каренину не перечитывал, но смутно припоминаю, что и Вронский к ней, кажись, несколько охладел?
А Иден - да, трагедия личная, но его возлюбленная типичный продукт буржуазного общества.
egovoru
Dec. 29th, 2014 01:49 pm (UTC)
"Вронский к ней, кажись, несколько охладел"

Верно, но ведь дочь родилась, если мне не изменяет память, еще задолго до этого? И отношение Анны к дочери, мне кажется, четко выявляет ее приоритеты. А Вы разве правда воспринимаете Анну, как этакую бедную Лизу?

Что же касается Руфи, то ведь никто, кроме Мартина, и не приписывает ей ореола романтической героини. А вот Анне - именно что приписывают; а какая же там романтика?





Edited at 2014-12-29 02:53 pm (UTC)
freesopher
Dec. 29th, 2014 03:19 pm (UTC)
Особой романтики, пожалуй, и нет.
Просто женщина вместо того, чтобы завести любовника (как все нормальные) бросила (сама того не сознавая?) вызов общественным приличиям, за что и поплатилась.
(no subject) - egovoru - Dec. 29th, 2014 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Jan. 2nd, 2015 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 2nd, 2015 08:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - freesopher - Jan. 11th, 2015 03:15 pm (UTC) - Expand
gershshpraihler
Dec. 29th, 2014 10:29 am (UTC)
интересное сравнение.
похоже на тему для сочинения (сравнительная характеристики Анны К. и мартина идена).

а что вы думаете на тему "обломов и штольц"? в смысле, кто вам более симпатичен?
egovoru
Dec. 29th, 2014 02:04 pm (UTC)
Боюсь, сопоставление самих этих героев Толстого и Лондона получилось бы как пресловутое сравнение яблок с апельсинами ;) Меня же здесь занимает одинаковая неверность расхожего мнения о них ;)

А что касается самих героев, то, если их автор - Толстой, то к ним трудно относиться с симпатией, потому что автор делает все возможное, чтобы испортить читательское впечатление - особенно в "Войне и мире". Вы замечали, что там у него, чем лучше человек внутренне, тем старательнее автор подчеркивает его внешние недостатки? У княжны Марьи - слоновья поступь, у Наташи - рот, как у лягушки, у князя Андрея - слишком маленькие руки, а про Пьера я уж вообще молчу. Бедняга автор явно никак не мог успокоиться по поводу своей собственной внешности - даже к тому возрасту, когда писал этот роман ;)

Обломов же и Штольц - совсем другое дело: это намеренное авторское противопоставление (как и, например, Лаевский и фон Корен, представляющие собой почти тот же самый расклад). И их авторы специально постарались, чтобы нам было очень трудно отнести всю свою симпатию на сторону одного из них, ведь они представляют собой единство и борьбу противоположностей ;)

А Вы сами-то испытываете здесь определенное предпочтение?


Edited at 2014-12-29 03:05 pm (UTC)
gershshpraihler
Dec. 29th, 2014 04:11 pm (UTC)
да,если уж придётся выбирать - то обломов.
более подробно я описал у себя много лет назад, что видимо и объясняет довольно сомнительный синтаксис.
http://gershshpraihler.livejournal.com/333222.html
(no subject) - egovoru - Dec. 29th, 2014 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gershshpraihler - Dec. 30th, 2014 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 30th, 2014 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 31st, 2014 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - gershshpraihler - Dec. 31st, 2014 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 31st, 2014 02:15 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Dec. 29th, 2014 02:26 pm (UTC)
Насчет Карениной с Вами согласен и даже поражаюсь Вашему умению прочесть роман непредвзято. Но возникает вопрос: неужто он написан исключительно ради иллюстрации недолжного отношении к условным ценностям? Сам Толстой о попытках выудить оттуда какое-то суждение отозвался иронически (цитировать не буду, т.к. сказанное им на этот счет наверняка Вам известно).


Edited at 2014-12-29 02:29 pm (UTC)
egovoru
Dec. 29th, 2014 02:41 pm (UTC)
С учетом легкомысленности всяких гаданий о том, "что хотел сказать писатель", я все же рискну предположить, что мораль этого романа следует понимать еще буквальнее - так, как это делают Некрасов и Сергей Львович: "поступки против нравственного закона неминуемо караются, что и случилось с Анной". И под нарушением "нравственного закона" здесь следует понимать просто-напросто супружескую неверность.

А все заморочки насчет того, что наказание последовало за поклонение ложным ценностям - это наши фантазии ;) Из этих последних могу предложить еще один вариант: вот что бывает, если человек не способен предугадывать последствия своих поступков :(

А какие слова самого автора об этом романе Вы имеете в виду?
nebos_avos
Dec. 29th, 2014 03:26 pm (UTC)
Сталбыть, басня-с-моралью, не более того?

*А какие слова самого автора об этом романе Вы имеете в виду?*

Не знаю, как их отыскать в сети. Заключительные слова примерно такие: если критики сумели содержание романа свести к некой сентенции, то я их поздравляю.
(no subject) - egovoru - Dec. 29th, 2014 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 29th, 2014 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 29th, 2014 03:58 pm (UTC) - Expand
5x6
Jan. 11th, 2015 11:29 pm (UTC)
Не совсем так.

Во-первых, социальный элемент в АК тоже присутствует, и его вполне даже в советской школе выпячивали. М. б. не в впшей 57й и не в моей 2й, но в других - да. Ирония тут в том, что советская коммунистическая мораль была еще более троглодитской, чем российско-буржуазная, хотя следовали ей еще меньше.

Во-вторых, МИ действительно чрезвычайно социальный и антикапиталистичекский роман. Недаром он так напоминает несколько более поздний американски билдунгсроман Иммигранты уже реального коммуниста Фаста. Не забывайте, какое время было - время роббер-баронов и таммани-холл.
egovoru
Jan. 11th, 2015 11:57 pm (UTC)
"Во-первых, социальный элемент в АК тоже присутствует"

О, не то слово! Мне-то история самой Анны никогда не была интересна, но зато на меня произвел неизгладимое впечатление эпизод, о котором я уже написала там в комментариях выше: как Левин пытался научить своих крестьян прогрессивным методам хозяйствования, и как они, даже убедившись на собственном опыте, что новые методы приносят лучшие урожаи, отказались их применять, потому что "как отцы наши сеяли, так и мы будем". По-моему, это очень глубокое наблюдение автора, не находите?

И в "Мартине Идене" тоже есть такие глубокие наблюдения социального характера. В частности, меня впечатлила история про то, как М. был вынужден устроиться работать в прачечную своего друга. Будучи "белокурой бестией", не знающей предела свом силам, он думает, что днем будет работать в прачечной, а ночью - писать свои рассказы, но очень быстро убеждается, что после прачечной его хватает только на то, чтобы напиваться по-черному. У автора определенно не было никаких иллюзий вроде "надежды в пролах" ;)

А здесь я вовсе не хотела сказать, что эти две книги нельзя назвать социальными романами, но лишь то, что мне кажется неверной расхожая интерпретация мотивов их главных героев. Причем, если в первом случае социальный конформизм выдается за личную трагедию, то во втором личная трагедия выдается за противостояние обществу ;)
5x6
Jan. 12th, 2015 01:04 am (UTC)
Да в общем не нахожу. Это тогда было весьма расхожим общим местом.

Мое замечание сводилось к тому, что противопоставлять их довольно нелепо, как и вообще сравнивать. Но безусловно социальная(социалистическая) направленность в МИ гораздо сильнее выражена и играет роль есль не буквально в самоубийстве Мартина но в формировании его как человека и в его разочаровании жизнью вообще. Т. е. в данном случае советские комментаторы были не на сто пооцентов неправы (в отличие от того же Сэлинджера). Воо бще для меня один из сильных когнитивных диссонанслв после приезда в Америку было то, что не все, что нам говорили в совке, было ложью. Мы полагали что все 100% было лживо, а оказалось что кое какие "язвы капобщества" таки действительно имеют место и не выдуманы советской пропагандой.
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2015 01:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jan. 12th, 2015 01:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2015 02:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jan. 12th, 2015 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2015 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jan. 12th, 2015 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 31st, 2015 01:53 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jan. 12th, 2015 02:44 am (UTC)
"несколько более поздний американски билдунгсроман Иммигранты уже реального коммуниста Фаста"

Я вроде читала какой-то роман Фаста, но он не произвел на меня впечатления и потому не запомнился. А лучшее, что антикапиталистического написал Джек Лондон - это, на мой взгляд, рассказ "Отступник": необыкновенно сильная вещь, от нее просто мороз по коже.

Edited at 2015-01-12 02:45 am (UTC)
5x6
Jan. 12th, 2015 08:20 am (UTC)
А почитайте. Он интересный писатель и интересная личность, и Иммигранты - одна из его лучших вещей (наряду с Моими прославленными братьями)
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2015 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jan. 12th, 2015 02:26 pm (UTC) - Expand
( 36 comments — Leave a comment )