?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно я писала здесь об одном из своих учителей, а сейчас на «Постнауке» обнаружила выступление одного из своих учеников:



Более того, оказалось, что он там не единственный:


А вот заодно и еще два, так или иначе засветившихся на публике:





Конечно, я прекрасно знаю, что «те, кому мы посвящаем опыт, еще до опыта приобрели черты» – но все равно приятно.


pupils

Герои в нежном возрасте (фото с сайта нашего биокласса на фейсбуке)

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
klavdivs
Mar. 13th, 2015 01:36 pm (UTC)
Биология — похоже, универсальная наука.
egovoru
Mar. 14th, 2015 12:14 am (UTC)
Не отрицая того, что знание биологии действительно может оказаться полезным в любой человеческой деятельности - в конце концов, мы ведь - биологические существа, замечу, что иногда к нам в биокласс попадали детишки, которые даже в принципе не собирались становиться профессиональными биологами, зато ценили другие аспекты получаемого в нем образования. Культуролог Илья Кукулин и был одним из таких.

Что же касается космонавта Сергея Рязанского, то он-то как раз - настоящий биолог (кандидат биологических наук по специальностям физиология и авиационная, космическая и морская медицина). При этом он с самого начала собирался заниматься именно космической биологией и лететь в космос. Надо сказать, что сначала мы отнеслись к такой мечте довольно скептически - дескать, мечтать невредно - но, как оказалось, парень обладал не только мечтой, но и целеустремленностью, нужной для ее осуществления. И, как видите, даже такая в буквальном смысле запредельная мечта сбылась!

Edited at 2015-03-14 01:14 am (UTC)
vls_smolich
Mar. 13th, 2015 02:32 pm (UTC)
Спасибо.
egovoru
Mar. 14th, 2015 12:17 am (UTC)
Конечно, когда тебя благодарят - это всегда приятно, но в данном случае я не очень поняла, за что?
vls_smolich
Mar. 14th, 2015 03:48 pm (UTC)
Ответить сложно. Испытал потребность.

Дело в том, что мой жизненный опыт не имеет ничего общего с той действительностью, с которой я познакомился, пройдя по вашим ссылкам.
То есть некоторые из моих культурных установок являются лишь сугубо эмпирическими выводами.

А существование вот этой вашей действительности как раз материально и подтверждает правильность моей позиции.

Как-то так. :)
egovoru
Mar. 14th, 2015 04:24 pm (UTC)
Вот теперь я Вас отлично поняла. До того, как попасть в 57-ю школу (в 8-й класс), я училась в обыкновенной, где никто не хотел учиться, а главное развлечение моих одноклассников было - травля учителей (среди которых, кстати сказать, были вполне достойные люди). Среди учеников, без сомнения, тоже такие были, но просто их заставляли делать то, чего они совершенно не хотели - и они, естественно, зверели от этого принуждения. Понятно, что я чувстовала себя там белой вороной :(

А тут вдруг, представьте себе, я оказалась посреди целой стаи таких белых ворон! Все вокруг хотели учиться! Конечно, это был полный восторг. Но, должна признаться, только много лет спустя я по-настоящему осознала, до какой степени мне повезло.

Что же касается благодарности, то в первую очередь она относится к создателю нашего биокласса, Галине Анатольевне Соколовой: вот статья о ней в Вики, и там есть и еще ссылки. Я все собираюсь написать о ней сама, но тема эта такая значительная, что я никак не соберусь с духом.

Но, конечно, и Г.А. начинала не на пустом месте, а опиралась на уже к тому времени почтенную традицию более развитой сети московских математических школ, и на непосредственный опыт одного из ее организаторов, Николая Николаевича Константинова: вот статья о нем. А он, в свою очередь, принял эстафету от Колмогорова, а тот - от своего учителя, и т.д. Собственно, неразрывность этой цепи и есть главная тема этого моего поста.

А из чувства признательности за проявленный Вами интерес помещаю сюда еще одно историческое фото, которое я сама только позавчера обнаружила в сети - никогда его раньше не видела даже в бумажном варианте. Вставить его в сам пост мне показалось неловко, но в комментариях, я думаю, можно ;) Оно примечательно тем, что на нем запечатлен самый процесс.


ja_proiznoshu_rech_Estonia84


Edited at 2015-03-14 04:25 pm (UTC)
vls_smolich
Mar. 15th, 2015 01:15 pm (UTC)
Странно. Я ведь ничего не сказал конкретно, но вы всё равно меня поняли -- абсолютно то, что я имел в виду. :)
Да, именно так: читая вас, я наконец-то почувствовал себя среди своих.
У меня так не было никогда в жизни.
egovoru
Mar. 15th, 2015 01:25 pm (UTC)
А приходилось ли Вам когда-нибудь воспитывать подрастающее поколение? Если да, расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях.

А вот что касается "почувствовал себя среди своих", то ведь здесь есть и обратная сторона: если кто-то - "свои", то, значит, кто-то неизбежно и - "чужие". А ведь от этого, увы, недалеко уже и до "крымнаш" :( Так что здесь есть и свои опасности.
vls_smolich
Mar. 16th, 2015 12:52 pm (UTC)
Нет, воспитывать не приходилось. Я вообще не умею воспитывать.
Только рассказывать.
В моём отделе в основном ребята от двадцати до тридцати лет, так я с ними общаюсь, говорю. Они слушают, спорят.
Не знаю, воспитание ли это.

Если есть свои, то, конечно, есть и чужие.
И если у человека есть родные люди, то есть и неродные.
Но это ведь не делает неродных нелюдьми.
egovoru
Mar. 16th, 2015 12:57 pm (UTC)
"Не знаю, воспитание ли это"

Говорят - и я с этим согласна - что главное воспитание - это воспитание собственным примером.

"Но это ведь не делает неродных нелюдьми".

Да, Вам самому это совершенно не грозит: ощущение того, что мы все - люди и уже поэтому заслуживаем милосердия, Вам очень свойственно - это отчетливо видно из Ваших текстов.
vls_smolich
Mar. 17th, 2015 01:23 pm (UTC)
Спасибо, хотя я думаю о себе хуже. :)
egovoru
Mar. 20th, 2015 10:51 pm (UTC)
"мой жизненный опыт не имеет ничего общего с той действительностью, с которой я познакомился, пройдя по вашим ссылкам"

В этой связи меня занимает вот что. Мир ребенка очень узок: семья, школа, ну, еще друзья во дворе (у меня такие были, а вот у нынешних, по крайней мере московских, детей скорее всего и тех нет - ведь родители боятся отпускать их гулять одних!). Соответственно, этот узкий мирок и представляет для него весь мир, и выводы о том, каков этот самый "весь мир", он делает на основании своего маленького мирка.

Тем не менее, когда я училась в этой своей первой (на самом деле она была уже вторая, но это неважно) ужасной школе, я уже откуда-то знала, что это еще не весь мир, что где-то там, за горизонтом, должен быть мир какой-то другой - и я оказалась права. А Вы так и еще дольше жили с таким ощущением, но не отчаялись.

Как Вы думаете, откуда это ощущение берется - что нам внушает надежду на существование другого мира, если тот, в котором мы оказались по случайности рождения, нам не нравится?
vls_smolich
Mar. 22nd, 2015 01:15 pm (UTC)
Я думаю, всё просто: книги.
Общечеловеческая культура, к которой мы приобщаемся посредством книг.
Она учит нас различать, что хорошо, а что плохо. Где добро, а где зло.
Особенно в книгах, которые мы читаем в детстве.
Я прекрасно понимаю, что именно моя первая книга: "Затерянный мир" повернула меня в том направлении, в котором и иду до сих пор.
Хотя вроде бы...
egovoru
Mar. 22nd, 2015 01:25 pm (UTC)
Да, наверное. Но ведь для этого нужна еще и вера в то, что книги не врут? А вот она откуда берется?
vls_smolich
Mar. 23rd, 2015 12:48 pm (UTC)
У детей нет разделения на веру и знания.
Они просто учатся.
egovoru
Nov. 28th, 2015 01:39 pm (UTC)
Один из мальчиков на фото - второй слева, Илья Кукулин - только что получил очень престижную премию Андрея Белого. Он с самого начала проявлял явно гуманитарные наклонности, и закончил не биофак, а психфак, и с тех пор стал довольно известным литературным критиком и культурологом.
vls_smolich
Nov. 28th, 2015 03:30 pm (UTC)
Поздравляю вас!
И Илью Кукулина, конечно. :)
gershshpraihler
Mar. 14th, 2015 02:15 pm (UTC)
а какая ваша специальность?
egovoru
Mar. 14th, 2015 02:25 pm (UTC)
Я - биолог и преподавала в специализированном биологическом классе. Подробности о нем можно узнать, пройдя по ссылке на источник фото - там целый сайт об этом классе, который сейчас базируется в 179-й московской школе, хотя сама я училась в 57-й, а ребята на фото - в 520-й. Это все одна и та же история.

Простите, я немного ошиблась: та ссылка на сугубо инсайдерский сайт, а более объективная информация здесь.

Edited at 2015-03-14 02:49 pm (UTC)
( 19 comments — Leave a comment )