?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Крибле-крабле-бумс

Мы так привыкли говорить о «чудесах науки», что уже не задумываемся, а чем же, собственно, наука отличается от магии? У них ведь и правда много общего: и та, и другая призваны облегчить наше существование в мире, сделать последний более предсказуемым. И та, и другая опираются на принцип причинности: на представление о том, что у определенных действий есть определенные последствия.


Различие же заключается в способах выяснения этой причинно-следственной связи. Магия основана на вере в существование некоего сокровенного знания, записанного в особых книгах или сохраняемого в памяти посвященных людей. Наука же начинается с понимания того, что такого сокровенного знания, увы, не существует. Установить причинно-следственную связь между нашими действиями и реакцией на них внешнего мира мы можем только путем проб и ошибок ;)

Tags:

Comments

( 63 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
egovoru
Mar. 14th, 2015 02:01 pm (UTC)
А чем Вы видите отличие веры от знания?
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 02:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 14th, 2015 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 14th, 2015 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 15th, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 15th, 2015 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 15th, 2015 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 15th, 2015 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 15th, 2015 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 15th, 2015 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 21st, 2015 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 21st, 2015 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 21st, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 21st, 2015 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 21st, 2015 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 21st, 2015 06:43 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 14th, 2015 03:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 14th, 2015 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 03:07 pm (UTC) - Expand
a_gorb
Mar. 14th, 2015 02:15 pm (UTC)
”на веру в то, что у определенных действий есть определенные последствия.”
Это тоже предмет изучения (в т.ч. путем проб и ошибок): как связаны действия с последствиями. И тут на самом деле есть масса вариантов.
egovoru
Mar. 14th, 2015 02:41 pm (UTC)
Не совсем поняла, что Вы имеете в виду. Поясните, пожалуйста?
a_gorb
Mar. 14th, 2015 03:20 pm (UTC)
Имел в виду, что вопрос о том, «что у определенных действий есть определенные последствия» есть не столько вопрос веры, сколько вопрос знания.
egovoru
Mar. 14th, 2015 03:30 pm (UTC)
Да, уважаемый tolko_myshlenie там выше сделал то же замечание. Мы сошлись на том, что я исправила в тексте "веру" на туманное "представление", а уважаемый nebos_avos, со ссылкой на Мамардашвили, назвал это "методологической предпосылкой". Я с этим согласилась, а Вы?
(no subject) - a_gorb - Mar. 15th, 2015 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Mar. 15th, 2015 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 15th, 2015 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Mar. 16th, 2015 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 16th, 2015 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Mar. 16th, 2015 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 16th, 2015 11:22 pm (UTC) - Expand
a_gorb
Mar. 14th, 2015 03:22 pm (UTC)
Пардон, вижу, что вы уже исправили это предложение. Мое замечание снимается.
verum_corpus
Mar. 14th, 2015 03:09 pm (UTC)
Просьба пояснить, относятся ли к числу наук психиатрия, экономика, искусствоведение, социология?
egovoru
Mar. 14th, 2015 03:13 pm (UTC)
А про это у меня уже был здесь отдельный пост. Присоединяйтесь к его обсуждению!
verum_corpus
Mar. 14th, 2015 03:17 pm (UTC)
IMHO, все перечисленные (и ещё многие другие) отрасли человеческой деятельностью в точности отвечают Вашему описанию магии.
egovoru
Mar. 14th, 2015 03:25 pm (UTC)
Я-то придерживаюсь более оптимистического взгляда ;)
(no subject) - verum_corpus - Mar. 14th, 2015 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 14th, 2015 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 14th, 2015 03:44 pm (UTC) - Expand
andrey2
Mar. 21st, 2015 02:37 pm (UTC)
Магия основана на вере в существование некоего сокровенного знания,
Ну, не знаю. Сокровенность это какая-то субъективная. дрейфующая категория. Например материаклы с грифом по определению сокровенны от посторонних глаз, однако ж, чего там в сущности сокровенного? Через некоторое время перейдут общедоступные.
Магия (чародейство. колдовство, волшебство) это ИМХО вызывание духов "лабораторного" разряда. Посколько это умение не из разряда общедоступных, тем и обеспечивается режим "сокровенности".
egovoru
Mar. 21st, 2015 02:42 pm (UTC)
"Посколько это умение не из разряда общедоступных"

Да, именно это я имела в виду под "сокровенностью". Но, конечно, не всякая рыба - селедка: существует еще много сокровенного (т.е., секретного) знания, вовсе не являющегося магическим.

Еще я здесь хотела подчеркнуть, что магия предполагает наличие некоего твердого основания, раз и навсегда заданного, а наука (естествознание) - нет: наши "законы" природы верны только до тех пор, пока не получили экспериментального опровержения.

Edited at 2015-03-21 02:43 pm (UTC)
andrey2
Mar. 21st, 2015 03:36 pm (UTC)
Еще я здесь хотела подчеркнуть, что магия предполагает наличие некоего твердого основания, раз и навсегда заданного,
По моим представлениям, вовсе нет. "Основания" симпатической магии примитивных племён может и быть и позволяют проследить какую-то общность, но, судя по этнографии, ничего похожего на раз навсегда заданность там нет, не прослеживается. В общем шаманы кто во что горазд колдуют.

а наука (естествознание) - нет: наши "законы" природы верны только до тех пор, пока не получили экспериментального опровержения.
Плохо с опровержениями. Вон Тесла работал, когда эфирная теория электричества была уже опровергнута, однако ж какой результат у него пёр! Просто на зависть.
(no subject) - egovoru - Mar. 21st, 2015 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey2 - Mar. 21st, 2015 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 21st, 2015 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey2 - Mar. 21st, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 21st, 2015 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey2 - Mar. 21st, 2015 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 21st, 2015 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey2 - Mar. 22nd, 2015 03:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 22nd, 2015 11:15 am (UTC) - Expand
( 63 comments — Leave a comment )