?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отчетливо помню, какое возмущение охватило меня, когда, выйдя с просмотра «Благослови зверей и детей», мои одноклассники принялись горячо обсуждать этот замечательный фильм Стэнли Крамера – а мне казалось, что их слова только все портят. С тех пор мне попадались и вполне взрослые люди, так же опасающиеся слов, как я в детстве, а равно и такие, кто утверждает, что их восприятие художественного произведения способно меняться под влиянием разумных доводов – например, высказанных критиками.


Сама же я давно убедилась, что никакие слова не могут не только разрушить, но и вообще как-то подействовать на мое впечатление, и даже приобрела вкус к поиску точных слов для его описания. Последнее – заслуга нашей школьной учительницы литературы, Инны Яковлевны Кленицкой (партийная кличка «Иннушка»).

Вместо всяких там «образов Онегина» у нее была одна-единственная тема для сочинений по любой книге: «На какие мысли меня натолкнуло чтение такого-то романа». А если ни на какие не натолкнуло, то можно было вообще ничего не писать – так, Толстой или Достоевский были предложены нам на выбор, и кое-кто вздохнул с облегчением :) И в устных обсуждениях она добивалась от нас в первую очередь внятной формулировки наших ощущений, какими бы они ни были.

Мне думается, что именно в этом и состоит главная задача уроков литературы – научить нас вербализовать, а значит, и осознавать, собственные чувства. А книги здесь – только вспомогательный материал.


Innushka_na_loshadi_Estonia82

Иннушка на коне. Фото Михаила Кутузова, 1982 год – то есть, уже после нашего окончания школы. Место действия – летний лагерь в Эстонии

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
cheralpa
Apr. 4th, 2015 06:31 am (UTC)
Повезло Вам с учителем литературы :)
egovoru
Apr. 4th, 2015 11:09 am (UTC)
Да, мне вообще повезло с учителями. А как было в Вашем случае?
(no subject) - cheralpa - Apr. 4th, 2015 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 4th, 2015 05:05 pm (UTC) - Expand
egovoru
Apr. 4th, 2015 06:35 pm (UTC)
Вот ее портрет примерно тех времен, когда мы учились. К сожалению, в не слишком высоком разрешении - но поза очень характерная.


Image_007klinickaja_inna_jakovlena


Edited at 2015-04-05 06:16 pm (UTC)
(no subject) - cheralpa - Apr. 7th, 2015 03:54 pm (UTC) - Expand
egovoru
Nov. 11th, 2015 02:07 pm (UTC)
А вот почитайте, что говорит нынешний учитель нашей школы. Он уже, конечно, мне совершенно незнаком - но тем более приятно :)
nebos_avos
Apr. 4th, 2015 11:06 am (UTC)
Правильный подход у Вашей учительницы! Физик/химик/биолог показания считывает с индикатора "в железе". А у филолога (неважно, профессионального или дилетанта) нет иного индикатора, кроме "встроенного" в него самого.
egovoru
Apr. 4th, 2015 11:26 am (UTC)
Мне кажется, естествоиспытатель тоже в значительной степени опирается на некое шестое чувство - если угодно, интуицию. Показатели приборов ведь еще надо интерпретировать, понять, что значит сей сон? Иными словами, отличить факт от артефакта, новое явление от случайной ошибки - чтобы не выбросить колбу, заросшую плесенью (я имею в виду хрестоматийное открытие Флемингом пенициллина).

А что касается желания называть все по имени, то, вообще говоря, не очень понятно, а зачем это, собственно, нужно? Ведь роза не начинает лучше пахнуть, если мы назовем ее, допустим, Rosa floribunda? И зачем нужно непременно описывать словами собственные ощущения? Разве не достаточно просто ощущать?

Edited at 2015-04-04 11:28 am (UTC)
(no subject) - nebos_avos - Apr. 4th, 2015 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 4th, 2015 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Apr. 4th, 2015 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 4th, 2015 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Apr. 4th, 2015 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 4th, 2015 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Apr. 4th, 2015 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 4th, 2015 02:45 pm (UTC) - Expand
egovoru
Nov. 11th, 2015 02:09 pm (UTC)
Всего отраднее, что, кажется, в моей родной школе и до сих не перевелись достойные учителя литературы. Вот, почитайте, что говорит один из них - я бы подписалась :)

Edited at 2015-11-11 02:24 pm (UTC)
(no subject) - nebos_avos - Nov. 11th, 2015 03:37 pm (UTC) - Expand
gg59
Apr. 4th, 2015 09:51 pm (UTC)
Литература в нашей школе была ужасна. Отвращала от чтения. Сухо, казенно, ни о чем.
Если размышлять об идеале, то задачи уроков литературы я сформулировал бы так: показать живую сторону книг, заинтересовать в прочтении, и поговорить о том, что вызвало отклик. Не о собственных чувствах, как Вы описали, а о произведении. Что там внутри? Задело ли тебя что-нибудь? Если задело, то что? Какое слово, мысль, интонация, сюжетный поворот, почему?
Взрослое чтение это все же понимание писателя. Важно учить пониманию.
egovoru
Apr. 5th, 2015 01:00 pm (UTC)
"Не о собственных чувствах, как Вы описали, а о произведении. Что там внутри? Задело ли тебя что-нибудь? Если задело, то что?"

Мне кажется, Вы все-таки имеете в виду то же, что и я: ведь и Вы спрашиваете, "задело ли тебя что-нибудь", правда? Чтобы подействовать на нас, это должны быть все-таки, как Вайль назвал свою книжку, "Стихи про меня" ;)

Для меня, во всяком случае, разговор о книге (или любом другом произведении искусства) имеет смысл тогда, когда она уже изначально меня "задела" (или, как говорит нынешнее молодое поколение, "зацепила"). Если этого не случилось, то никакие разговоры мне не помогут: никакая литературная критика не может повлиять на мое отношение. Я могу даже соглашаться с перечисленными автором достоинствами книги, но они все равно не оказывают на меня никакого действия - если первоначально его не произвели.

Но есть читатели, устроенные иначе: некоторые уверяли меня, что их глаза раскрываются под воздействием критики, и книга, которая им сначала совсем не понравилась, вдруг предстает перед ними в ином свете! Мне это кажется очень интересным, но я, признаться, не совсем этому верю. Что-то тут не то: то ли они изначально просто не осознавали свои чувства, то ли они слишком внушаемы.

А как у Вас? Бывало ли такое, что книга Вам сначала не понравилась, а потом кто-то сказал Вам какое-то золотое слово, и Ваше восприятие ее совершенно переменилось?
(no subject) - gg59 - Apr. 5th, 2015 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 5th, 2015 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Apr. 5th, 2015 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2015 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Nov. 11th, 2015 02:54 pm (UTC) - Expand
freesopher
Apr. 5th, 2015 08:20 am (UTC)
Тем не менее: "человек, все называющий по имени, отнимающий аромат у живого цветка" (с).
egovoru
Apr. 5th, 2015 12:44 pm (UTC)
Да, потому что в нас все-таки живет этот страх - в одних он сильнее, в других меньше - что, если мы начнем говорить о своих чувствах, они пропадут или как-то иначе испортятся. Как Вы думаете, почему это так?
(no subject) - freesopher - Apr. 7th, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 8th, 2015 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Apr. 9th, 2015 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 15th, 2015 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Apr. 15th, 2015 05:32 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Apr. 14th, 2015 01:20 pm (UTC)
Сформулированное, облечённое в слово -- упрощает.
egovoru
Apr. 15th, 2015 12:35 pm (UTC)
То есть, Вы хотите сказать, что процесс облечения в слова ощущений сродни оцифровке аналогового сигнала - и мы боимся, что в результате часть информации будет утрачена?
(no subject) - vls_smolich - Apr. 15th, 2015 01:27 pm (UTC) - Expand
eldhenn
Jul. 3rd, 2016 06:49 pm (UTC)
> научить нас вербализовать, а значит, и осознавать, собственные чувства

Ну да, об этом мы с вами и говорим. Не скажу, что это главная задача, но одна из. Странно, кстати, что во ФГОС она не учтена. Пункт 4 это не совсем то же самое.
egovoru
Jul. 3rd, 2016 07:02 pm (UTC)
Честно сказать, к образовательным стандартам я отношусь скептически - особенно в таком не поддающемся количественному учету предмете, как литература ;)
(no subject) - eldhenn - Jul. 3rd, 2016 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 3rd, 2016 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eldhenn - Jul. 3rd, 2016 07:40 pm (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )