?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Какова психологическая природа вандализма? Желание поцарапать (а лучше – поджечь!) чей-то мерседес еще можно понять: почему это у него есть такая машина, а у меня – нет? (Особенно в стране, которая 70 лет ждала, что еще немного, и будет «каждому – по потребностям»). Но вот испортить сиденье в поезде метро – это же в бувальном смысле подрубить сук, на котором сидишь?


Можно заподозрить здесь желание заявить о себе, выделиться из толпы: комплекс, известный со времен Герострата. Но, побив стекла на автобусной остановке, вряд ли войдешь в историю – тогда уж лучше облить кислотой «Джоконду» :( Так что, думаю, причина здесь иная: ясно, что пойманный на этом деле будет наказан, а осуществляется оно, как правило, не одиночкой, а членом компании. А значит, приобретает смысл некоей «проверки на вшивость» – как испытание, которому подвергают героя в прекрасном фильме «Я родом из детства»: сумеет ли он неподвижно пролежать на железнодорожном полотне под проносящимся поездом? Только в случае вандализма вместо прямой физической опасности тестом служит опасность опосредованная, социальная.

Но зачем же при этом требовать повреждения именно общественной собственности, а не частной? Приходилось слышать, что вандализм – это способ протеста индивидуума против общества, в котором ему не нашлось места. Я понимаю, что есть люди, для которых и поездка в метро – недоступная роскошь, но что-то я сомневаюсь, что именно они его и уродуют. Моя гипотеза – метро портят просто потому, что понимают: нарушителя не будут искать с той же охотой, как того, кто подожжет мерседес. То есть, опасность как бы есть, но она не слишком велика – как раз подходит в качестве испытания.


(фото из статьи об истоках вандализма)

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Вот вам мораль: по мненью моему

    Джошуа Грин, еще один гарвардский исследователь морали (а первым у нас был Майкл Сэндел), в своей книжке сразу берет быка за рога. Он ставит себе…

  • Я вижу, — выбор был ошибкой

    Боевой клич американских колонистов: «Нет налогам без представительства» – основа пропорциональной избирательной системы. Увы, быстро выяснилось,…

  • В лица их молча вглядитесь

    Будучи в политике полным профаном, я сужу о достоинствах кандидатов по их физиономиям. Способ этот – не такой дурацкий, как кажется на первый…

Comments

( 60 comments — Leave a comment )
skichmana
May. 29th, 2015 04:22 am (UTC)
Мне кажется, дело немножко в другом. В школьные годы мне тоже довелось участвовать в некоторых подвигах, которые сейчас кажутся идиотскими, а тогда вызывали наш восторг. Так вот, когда дело касалось частного лица, у меня возникало чувство жалости, что вот, этот человек придет - а у него тут... Представлялся конкретный человек, и его было немного жалко. А когда писали краской на стене школы - чувство неловкости не возникало.
freesopher
May. 29th, 2015 04:38 am (UTC)
Я склонен все это толковать несколько иначе: это не вандализм, все эти "пометки" - реализация инстинктивного стремления приматов "метить территорию". Молодые приматы человеческих особей особенно этому подвержены - у них меньше социальных наслоений, вот и пишут-малюют, кто и где как может.
skichmana
May. 29th, 2015 04:47 am (UTC)
А повзрослевшие приматы ставят стелы, скульптуры, шестиметровые кресты и вешают лозунги.
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - May. 29th, 2015 02:20 pm (UTC) - Expand
egovoru
May. 29th, 2015 11:40 am (UTC)
Да, в случае надписей типа "Здесь был Вася" и тех, о которых говорит Высоцкий, я думаю, Вы совершенно правы. Но ведь часто вандализм состоит вовсе не в оставлении каких бы то ни было надписей - как в случае изрезывания сидений метро или битья стекол на автобусных остановках. Подобные акты совершаются абсолютно анонимно, так что интерпретировать, их как мечение территории, довольно затруднительно?
(no subject) - freesopher - May. 29th, 2015 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Jun. 1st, 2015 06:57 pm (UTC) - Expand
egovoru
May. 29th, 2015 11:36 am (UTC)
Очень интересное замечание, и, главное - "из первых рук" ;) Хотя Вы и указываете другую причину, но и она отражает птедставление о том, что, если общее - то, значит, ничье? А Вы помните, в чем, собственно, состояла для Вас тогда прелесть подобных действий, как надписи на стенах школы?
skichmana
May. 29th, 2015 06:34 pm (UTC)
Столько лет прошло...
Наверное, прелесть была в принадлежности к некому сообществу, которое знает секрет, а остальные - не знают. Это было очень важно.
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 11:48 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
egovoru
May. 29th, 2015 11:51 am (UTC)
"обвинения со стороны привилегированных классов "черни" в ressentiment имеет давнюю природу и универсально"

Верно, и к актам такого рода можно причислить, например, демонстративное оставление экскрементов на видных местах в экспроприированных после революции помещичьих усадьбах - говорят, и в Зимнем дворце?

Но, мне кажется, изрезание сидений поездов метро в эту категорию не попадает: мне трудно себе представить, что у кого-то сегодня именно метро ассоциируется с (незаслуженным) жизненным успехом. Человек, одержимый рессентиментом, скорее уж поджег бы мерседес, не правда ли?
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 12:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 12:49 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 12:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 11:18 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - May. 31st, 2015 01:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 4th, 2015 11:55 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2015 11:39 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2015 12:27 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2015 11:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 11:35 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 01:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 02:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 03:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 03:27 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 04:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 04:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 05:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 05:24 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 05:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 06:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 06:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 07:34 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - May. 29th, 2015 11:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - May. 31st, 2015 01:18 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 4th, 2015 11:59 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2015 11:29 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2015 12:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2015 11:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 11:51 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 01:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 03:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 03:17 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 04:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 04:29 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 05:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 05:53 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Jun. 6th, 2015 06:07 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
May. 29th, 2015 06:39 am (UTC)
На эту тему прекрасный текст под названием "Культура хамства" написал Л.И.Невлер. Потом он этот текст объединил с другим, отчего оба выиграли. Процитирую оттуда - может, у кого-то появится желание прочесть целиком.

Дизайнер листает красочные журналы (теперь это называется «сбор информации») и проектирует пластиковый киоск. Прямые линии, скошенные углы, козырёк, стекло — а здесь этот киоск смотрится алой вороной, пока его не попортят чисто физически. И чем случайней, тем, конечно, вернее.
Представьте себе, что вы привыкли жить в добротном старом городе, где можно, не стесняясь, ходить в мятом ватнике и забрызганных сапогах и вообще не обязательно соблюдать условности цивилизации, против которых бунтует сегодня европейская молодёжь. И вдруг среди привычной, чуть потёртой обстановки попадается этот необжитый киоск, какой-то геометрически чистый, — не почувствуете ли вы, что он выбивает из-под вас почву для самоуважения?
В его форме заключено какое-то совсем другое представление о том, как должен выглядеть достойный человек; своим пластиком он вас джентльменски отрицает, чёрт его подери. Но если у него разбито с одной стороны стекло да сбоку приколочена какая-то доска (я описываю киоск возле столовой на Ростовской), тогда уже пусть себе стоит.
egovoru
May. 29th, 2015 12:17 pm (UTC)
Да, это очень интересный взгляд, и я усматриваю в этом отрывке целых две разных мысли.

Первая: ванализм как чисто эстетический протест. Мне такое объяснение уже попадалось, и, признаюсь, некоторые "произведения искусства" и у меня пробуждают весьма разрушительный инстринкт :( В советские времена сильнее всего на меня так действовала Родина-мать в Киеве - трудно сыскать более нелепое, причем агрессивно-нелепое, сооружение, особенно принимая во внимание, как она испортила великолепную панораму города, а в постсоветские этот список весьма удлинился за счет многочисленных трудов мэтра Церетели непосредственно в столице :(

А вторая мысль в приведенном Вами отрывке - вандализм как проявление консерватизма, нежелание принимать новое (луддизм, наверное, тоже попадает в эту категорию - хотя он и имеет вполне конкретное экономическое объяснение).

Думаю, обе этих причины могут иметь место в отдельных актах вандализма - который, по-видимому, представляет собой достаточно гетерогенную группу явлений. Правда, чисто эстетическая причина кажется мне достаточно маловерятной - потому же, почему мне кажется маловероятным вандализм как сознательная месть обществу. Мне кажется, что человек, обладающий столь выраженным эстетическим чувством (или такой способностью к абстрактному мышлению, чтобы оперировать категорией "общество") найдет какие-то совсем иные способы самовыражения, чем вандализм. Но, конечно, человеческое разнообразие бесконечно велико, и, наверное, и такое сочетание тоже возможно у какого-то индивидуума.

Наконец, те акты вандализма, которые меня наиболее озадачивают - порча утилитарного общественного имущества, поездов метро или автобусных остановок - трудно объяснить эстетическими или консервативными мотивами. Портят ведь не только новые поезда, а всякие, и, хотя их, может, и трудно назвать шедеврами дизайна, едва ли кто-то находит их и вопиюще уродливыми?

А статья действительно интересная - вот здесь есть ее текст. Где-то мне попадались результаты исследований, которые показали, что вероятность того, что человек бросит окурок мимо урны, сильно повышается, если вокруг нее уже валяется много окурков. Именно поэтому "культура хамства" так устойчива.

Мне, однако, показалось, что автор предполагает, что третьего не дано - либо уютная атмосфера старых городов и хамство, либо жуткие новоделы без него. Это неверно: по крайней мере немцы ухитряются каким-то образом сочетать свою знаменитую "Gemütlichkeit" с полным отсутствием хамства. И на их примере я давно убедилась, что старый город не обязательно должен быть полуразрушенным, чтобы казаться уютным ;)

Edited at 2015-06-02 08:39 am (UTC)
vls_smolich
May. 29th, 2015 04:03 pm (UTC)
К счастью, сам подобными комплексами не страдал и даже не помню, чтобы испытывал хоть какие-нибудь позывы к совершению чего-то подобного.
Но мне кажется, что не совсем верно относить деяния подобного рода к сфере культурной.
Мне кажется, что это всё же ближе к проявлению некоего остаточного обезьяньего атавизма, что ли?
Нет, тоже культура, конечно -- но уже животная. Скажем так, протест против цивилизации, неосознанное желание вернуть порядок в природное состояние неупорядоченности.
egovoru
May. 29th, 2015 11:45 pm (UTC)
"сам подобными комплексами не страдал"

Совершение актов вандализма - признак некоего психического неблагополучия; но интересно понять, какого именно?

"не совсем верно относить деяния подобного рода к сфере культурной"

А каковы критерии? Если взять простой критерий, что культура - это то, что свойственно людям, но не свойственно животным, то, например, кража точно не относится к культуре, потому что животные тоже крадут, сплошь и рядом. Но вот вандализм - если мы определим его как намеренное разрушение материальных ценностей без цели наживы - у животных, насколько я понимаю, не встречается. А значит, его следует рассматривать именно как культурное явление.

Тем более, что, как считают некоторые другие комментаторы, и как мне приходилось читать и раньше, есть основания думать, что иногда вандализм -это символический акт протеста индивидуума против общества, а уж использование символов - самая что ни на есть определяющая человеческая особенность.

"неосознанное желание вернуть порядок в природное состояние неупорядоченности"

А Вы думаете, у нас есть такое желание? Оно выглядит довольно странным - если учесть, что второй закон термодинамики и так превращает порядок в беспорядок без каких бы то ни было усилий с нашей стороны ;)

Edited at 2015-05-30 12:08 am (UTC)
vls_smolich
Jun. 4th, 2015 12:57 pm (UTC)
Воровство только тогда воровство, когда осознаётся. Поэтому, я думаю, это всё-таки ближе к разуму, чем к культуре. Вот мои собаки друг у друга воруют всякие спрятанные вкусные кусочки -- причём понимают, что поступают нехорошо.

А физика, я думаю, с вандализмом никак не связана -- здесь другое.

Наш мозг многослойный -- начиная по крайней мере, с рептильного.
Вот может быть, иногда в ком-то какой-то из таких ранних мозгов и берёт верх -- и то животное, оказываясь в совершенно чуждой ему среде...

Но я понимаю, что это никакое не объяснение.
(no subject) - egovoru - Jun. 4th, 2015 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Jun. 5th, 2015 01:06 pm (UTC) - Expand
verum_corpus
Jun. 1st, 2015 12:36 pm (UTC)
Демоническое.
Даже маленькие дети нередко что-то рвут (книги).

А во взрослых дьяволическое проявляется легко.
egovoru
Jun. 2nd, 2015 08:32 am (UTC)
Да, насколько я понимаю, некоторые акты вандализма считают проявлениями именно такой диффузной агрессии - того состояния, которое мы в разговорном языке называем "хочется рвать и метать". Такое поведение известно даже у животных. Возможно, общественная собственность страдает просто потому, что она - первое, что попадается под руку.

Тем не менее, изрезанные сиденья поездов метро производят впечатление специально выбранных для цели разрушения, а не случайно попавших в поле зрения. Основная мысль, которую я хотела высказать - что корни такого вандализма следует искать во взаимоотношениях индивидуума с членами его непосредственной узкой компании, а не с обществом в целом, о котором он вообще не думает.

Исследователи действительно выделяют такой тип вандализма - peer status motivated vandalism, который упоминается, например, здесь. А некоторые другие категории, которые там рассматриваются, кажутся мне вообще не вандализмом: например, acquisitive vandalism - это, на мой взгляд, вообще не вандализм, а просто кража; равно как и tactical vandalism.

Идеологический вандализм - разрушение собственности как выражение политического протеста - конечно, имеет место быть, но мне с трудом верится, что изрезание сидений поездов метро имеет именно такой смысл. А?

Надо сказать, что, поискав в интернете, что известно о причинах вандализма, я пришла к выводу, что эта проблема на удивление плохо изучена :(
(no subject) - verum_corpus - Jun. 3rd, 2015 01:47 pm (UTC) - Expand
( 60 comments — Leave a comment )