?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В двух прекрасных фильмах, «Доживем до понедельника» и «Дневник директора школы», есть примечательные сходные эпизоды: герой Вячеслава Тихонова учиняет коллеге разнос за то, что она говорит «полóжили», а персонаж Олега Борисова отвергает претендентку на вакансию учителя, потому что та произносит «транвай».


Но лучшим свидетельством того, что советская школа, по крайней мере на каком-то своем этапе, могла научить детей говорить правильно, для меня была идеальная речь моего отца – а ведь мои дедушка и бабушка изъяснялись даже не на южном диалекте, а на суржике, смеси русского и украинского. Может быть, именно поэтому меня порядком раздражала речь Горбачева – которому школа, очевидно, не помогла.

Интересно, в чем причина: может, ему просто медведь на ухо наступил? Это бы ничего; гораздо хуже, если им руководили популистские устремления. Я-то думаю, что у каждого языка должен быть некий стандарт произношения, как и стандарт правописания, и что глава государства должен им владеть. Конечно, стандарт этот нельзя зафиксировать раз и навсегда, и даже не совсем понятно, на кого именно следует равняться, его выбирая, но без него – плохо, как и без стандартов мер и весов.

Или, может, это – пустой снобизм?..


Тот самый кадр из фильма.

Posts from This Journal by “язык” Tag

  • Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

    Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком…

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Язык изломан? Что ж! – глядите

    Когда немецкие коллеги не признали своими «дуршлаг» и «шлагбаум», я подумала, что эти слова – реликты, сохранившиеся в заимствовавшем их русском…

Comments

freesopher
Jun. 24th, 2015 05:09 am (UTC)
У каждого человека есть определенные способности в той или иной области, например, двигательная одаренность в мелкой моторике рук - с ней можно стать либо пианистом виртуозом (при наличии музыкального слуха), либо отличным слесарем, а нет ее - будет плохой слесарь и посредственный пианист, хоть с 4-лет посади его за фоно.
Есть люди, которые пишут грамотно, им это дано, а есть другие, не смотря на все усилия и обучения.
Тоже, думаю, верно и в отношении устной речи. Горбачев, в этом плане, от природы был, видимо, безнадежен.
egovoru
Jun. 24th, 2015 11:45 am (UTC)
Что касается правописания, то, кажется, я даже поняла, в чем здесь дело: правильно пишут те, у кого преобладает зрительная пямять, кто непосредственно связывает смысл слова с его начертанием, как с иероглифом; а вот те, кто на письме пытается воплотить звучание слова, каждый раз транскрибируя его, неизбежно совершают ошибки. Я не слышала о каких-нубудь исследованиях в этом отношении - а было бы очень интересно проверить такую гипотезу!

Думаю, что Вы правы, и в отношении произношения происходит то же самое, только здесь, видимо, с точностью до наоборот: те, у кого память преимущественно слуховая, лучше перенимают акцент и детали произношения. Есть даже люди, которые способны выучить иностранный язык, просто слушая, как на нем разговаривают другие - а я, например, не могу такое даже себе вообразить :(