?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нынче то и дело слышишь опасения, что интернет делает нас глупее – как прежде боялись, что телевидение разъедает наш мозг, а еще перед тем – что книги вредят памяти ;)


При помощи уважаемого k_frumkin пытаюсь разобраться в результатах исследований влияния интернета на нас, а пока – несколько предварительных соображений.

Мне кажется правдоподобной гипотеза, что появление человеческого мозга в эволюции было вызвано необходимостью обслуживания социальных взаимодействий – иными словами, запоминания, кто, когда и с кем ;) Как всякая живая система, наше общество тяготеет к увеличению сложности: сегодня каждый из нас тем или иным способом взаимодействует со значительно бóльшим числом других людей, чем в первобытные времена. Уже поэтому наш мозг должен усложняться в ходе истории, а не наоборот :)

А если мы (человечество) все же боимся погибнуть от собственной глупости, то главное или даже единственное, что мы можем и должны делать – это вознаграждать ум: и морально, и материально. И тогда никакой интернет нам не страшен ;)



Posts from This Journal by “виртуальный мир” Tag

  • Что такое этикет

    Мы уже обсуждали здесь проблему копирайта, но недавно попавшийся мне на глаза пост уважаемой rikki_t_tavi заставил меня снова…

  • Чтоб все на счете точно отразить

    Обнаружила, что у ЖЖ есть два разных рейтинга пользователей! Если я нажимаю соответствующую кнопку из своего профиля, то открывается вот эта…

  • Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?

    Во френдленте бушуют страсти по старой орфографии. Многочисленность ее приверженцев явилась для меня полной неожиданностью: сама я даже точки над…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
(no subject) - re_xor - Jun. 27th, 2015 09:44 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jun. 27th, 2015 11:45 pm (UTC)
Да, насколько я понимаю, именно такую аналогию и проводят те, кто опасается, что из самодостаточных существ мы превращаемся в безликие "узлы сети" :(

Но я, признаться, не уверена, что самодостаточность можно приравнять к сложности: ведь если свободно живущая инфузория и обладает многими системами взаимодействия с окружающей средой, то среду нейрона составляют другие клетки, и он тоже обладает чрезвычайно сложными и тонкими системами взаимодействия с ними - и то же соображение, очевидно, следует перенести и на нас в обществе.
(no subject) - re_xor - Jun. 28th, 2015 04:50 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jun. 28th, 2015 05:42 pm (UTC)
"они перерабатывают информации не меньше, чем предыдущие поколения, а скорее всего, и больше"

С этим, кажется, никто не спорит; опасения вызывает не количество информации, а ее качество :(

"Удобнее оказывается смотреть видео или слушать аудио"

Очень интересно! Для меня это не так: видео или аудио запись не позовляют так легко контролировать скорость и степень детальности освоения содержащейся в нем информации, как текст, и для меня это составляет большое неудобство. Если текст я могу быстро пробежать глазами и сразу понять, что это, например, совсем не то, что я искала, то с видео или аудио такую штуку проделать гораздо сложнее :(

"Надо учесть количество изменений, происходящих в последние десятилетия в ходе жизни одного поколения, чего никогда не было раньше"

Конечно. Любые перемены вызывают неприятие - так было и в прошлом. Тем не менее, изучение эффектов влияния новых технологий на нас - интереснейшая область исследований, хотя к ней и очень трудно подступиться.
(no subject) - re_xor - Jun. 29th, 2015 10:01 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jun. 30th, 2015 12:32 pm (UTC)
Конечно, Вы совершенно правы, утверждая, что видеозапись, по сравнению с текстом, обладает дополнительными каналами воздействия! А общение с живым учителем, а не с "говорящей головой" - еще эффективнее.

Но я имела в виду не силу воздействия, а именно возможность самим контролировать, как бы это получше выразиться, степень нашего проникновения в материал: в нашем перегруженном информацией мире большая ее часть нам просто совсем не нужна, а выбрать из текста нужную мне гораздо легче, чем из видео или аудио записи!

А еще здесь могут сказываться индивидуальные различия в предпочтительности каналов восприятия. Мне не попадались под руку какие-нибудь целенаправленные исследования, но из житейского опыта ясно, что сравнительная важность зрительного и слухового каналов восприятия (а для зрительного - распознавание образов и восприятие текста) - разная для разных людей.

Я, в частности, вообще мало полагаюсь на слуховой канал, а вот Вы, судя по всему - гораздо больше. Даже рискну предположить, что Вы любите музыку и все время ее слушаете?
(no subject) - re_xor - Jul. 1st, 2015 12:16 am (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Jun. 28th, 2015 06:27 am (UTC)
"появление человеческого мозга в эволюции было вызвано необходимостью обслуживания социальных взаимодействий"

Типичный пример интенциональной каузальности при рассмотрении эволюции. Другими словами, вы приписываете эволюции роль матушки-природы, которая заботится, чтобы ее деткам хорошо жилось.

См. Джерри Фодор и Массимо Пиателли-Палмарин «В чем ошибся Дарвин» (Jerry Fodor, Massimo Piattelli-Palmarini, What Darwin Got Wrong).
egovoru
Jun. 28th, 2015 12:21 pm (UTC)
Это фигура речи ;)
a_gorb
Jun. 28th, 2015 07:50 am (UTC)
”что интернет делает нас глупее”
Фигня какая-то по ссылке, на мой взгляд. Сначала позволили студентам лазить по Интернету во время лекций, а потом удивились, что лекцию они прослушали. (Разрешили бы им еще на задних рядах в картишки поиграть и пивко попить:))
Потом говорят о каких-то когнитивных тестах, подбором которых, разумеется, можно получить нужный результат.
Основной тезис, что Интернет рассеивает внимание. Почему они так решили? А если у меня на столе пять статей, два учебника и три монографии одновременно? Это внимание не рассеивает?

”кто, когда и с кем”
Это вы замечательно сказали!
egovoru
Jun. 28th, 2015 12:26 pm (UTC)
"Фигня какая-то по ссылке, на мой взгляд"

Да, у меня пока тоже складывается впечатление, что все эти разговоры - результат обычного журналистского стремления к сенсации. Если бы они точно изложили результаты исследований, никто не впечатлился бы, а так - столько шуму ;)

Но предмет этот сам по себе - как наши эволюционирующие средства коммуникации на нас влияют - очень интересный, не находите?
verum_corpus
Jun. 28th, 2015 01:15 pm (UTC)
##### Уже поэтому наш мозг должен усложняться в ходе истории, а не наоборот :) #####

Кажется, антропологи уверяют, что человеческий мозг непрерывно упрощается (деградирует) в ходе истории.
egovoru
Jun. 28th, 2015 01:45 pm (UTC)
Проблема в том, что ведь эти выводы делаются на основании измерений размера черепной коробки (а что еще можно измерить у ископаемых останков? ;) Использование же этого критерия для суждений о деградации человеческого мозга представляется мне очень проблематичным - как я уже объяснила в журнале у уважаемого k_frumkin (наша беседа открывается по ссылке). Да и сам автор статьи, которую мы обсуждали, полностью отдает себе в этом отчет: ссылка на нее - первая в списке k_frumkin.
vls_smolich
Jun. 29th, 2015 01:37 pm (UTC)
Интересно: а почему никто не сравнивает ЭНИАК и какой-нибудь нынешний смартфон?
Если измерять по габаритам, то ЭНИАК в миллионы раз мощнее.
egovoru
Jun. 30th, 2015 12:01 am (UTC)
Судить об уме по размеру мозга, а точнее, даже черепа, особенно любят антропологи, и ведь их можно понять: череп - это единственное, что им достается от неандертальцев и Ко :(

Я так понимаю, что на больших филогенетических расстояниях такой подход работает неплохо: скажем, и червяка совсем уж маленький мозг - ну, и ума вполне соответственно немного. Но при сравнении особей внутри вида или даже близких видов между собой измерение размера мозга как способ оценки интеллекта становится малоэффективен.
vls_smolich
Jun. 30th, 2015 12:54 pm (UTC)
Ну да, давно известно, что мозг Анатоля Франса был чуть больше килограмма:
http://antropogenez.ru/article/393/

Но вроде как совсем не глупый был человек.
freesopher
Jun. 29th, 2015 07:41 pm (UTC)
"Как всякая живая система, наше общество тяготеет к увеличению сложности: сегодня каждый из нас тем или иным способом взаимодействует со значительно бóльшим числом других людей, чем в первобытные времена. Уже поэтому наш мозг должен усложняться в ходе истории, а не наоборот :)"
----
Усложнение системы может быть на прямую не связанным с усложнением его элементов - усложняются связи между элементами. А насчет усложнения мозга... вопрос спорный, кто его знает, какой мозг сложнее: приспособленный к жизни в современном обществе - с обилием социальных контактов или у человека в дикой природе, где надо было знать и все растения, и повадки животных и приемы охоты на них, и тонкости собирательства, и так далее.
egovoru
Jun. 29th, 2015 11:53 pm (UTC)
"вопрос спорный, кто его знает, какой мозг сложнее"

Готовлю следующий пост как раз на эту тему!
freesopher
Jun. 30th, 2015 03:50 am (UTC)
Ждем-с.
3seemingmonkeys
Oct. 17th, 2015 04:56 pm (UTC)
Фрумкин и другие верят в "клиповое мышление" которое породили масс медиа и теперь интернет. Вроде как человек им обладающий уже не может целостную картину составить в голове, у него одни обрывки.

Метцингера недавно прочитал, тоже пишет что современные медиа воруют наше внимание, и даже лишает нас осознанности существования, или что-то в этом духе.

Возможно это обосновано в некоторой степени. Но может быть это просто новая норма. Человек получает наиболее важные с его т.з. факты из всех мест и источников, хотя со стороны это может выглядеть как бессмысленный калейдоскоп. И не мудрено, ведь у стороннего наблюдателя другие интересы.

Раньше приходилось брать книгу и читать ее от корки до корки, а теперь технологии сделали возможным вырвать только нужное и идти дальше. для людей старой формации это кажется бестолковостью и варварством :)
egovoru
Oct. 17th, 2015 08:40 pm (UTC)
Я, признаться, этот жупел "клипового мышления" воспринимаю иронически - может, потому что сама именно таким мышлением и обладаю ;)

Что же касается последствий интернета, то наиболее отчетливо я чувствую необходимость развития навыков структурирования и отбора информации, поскольку ее доступность так во много раз возросла.
3seemingmonkeys
Oct. 18th, 2015 05:29 am (UTC)
я сейчас работаю над небольшим сервисом структурирования информации, но дело продвигается медленно. возможно крупные корпорации быстрее создадут ИИ который будет все структурировать автоматически :)
( 22 comments — Leave a comment )