Уолтер Онг, автор основательного труда по сравнительному анализу устных и письменных культур, полагает, вслед за Альфредом Хэвлоком, что фундаментом всей западной цивилизации – греческой философией – мы обязаны именно письменности. А конкретно – введению в алфавит гласных букв, до которых первыми додумались как раз греки. «Добавив гласные, греки вышли на новый уровень абстрактной, аналитической, зримой фиксации эфемерного мира звуков. Это достижение и обеспечило их последующие интеллектуальные успехи». Запись высказывания наделяет его самостоятельной жизнью, отдельной от жизни автора – и тем провоцирует абстрактное мышление.
В подтверждение этого тезиса Онг ссылается на интереснейшие лингвистические исследования Александра Лурии в Киргизии, население которой в 30-х годах прошлого века было по большей части «первично-неграмотным». Лурия задавал испытуемым классический вопрос: «На севере все медведи белые. Новая Земля находится на севере. Какого цвета там медведи?». И получал такие ответы: «Я не знаю. Сам я видел бурого медведя. Никогда не видел медведя другого цвета. В каждой местности водятся свои животные». То есть, в поисках ответа опрашиваемые обязательно выходили за пределы замкнутого пространства силлогизма, обращались к своему жизненному опыту. Еще характернее была реакция на просьбу дать определение дерева: «Зачем? Ты же сам сто раз видел деревья и знаешь, как они выглядят?».
Мне кажется, следы этого типа мышления вполне сохранились до наших дней и явственно проступают в некоторых ЖЖ-комментариях :) Более того, я согласна с уважаемым kot_kam, что в иных ситуациях именно такое мышление оказывается более эффективным, чем формальная логика.
(фото с сайта University of California at San Diego)