?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Говорят, у Хулио Кортасара есть произведения совсем в другой тональности. Но я, в свое время решив познакомиться с этим писателем, сразу взялась за его главный роман. Увы, мало какая книга – из тех, что я вообще дочитала до конца – произвела на меня столь тягостное впечатление :(


Ее лирический герой полностью сосредоточен на оплакивании того обстоятельства, что начало его жизни протекло вдали от центра мировой цивилизации, каким он считает Париж. Ах, если бы он родился в этой столице мира – тогда все было бы по-другому! Но место рождения нельзя изменить – а значит, он обречен; нечего и пытаться что-то сделать. Даже в юности я поняла, что трудно сыскать муку более напрасную :(

Зато другой знаменитый латинский американец, Габриэль Гарсиа Маркес, предложил противоположную модель отношения к собственной провинциальности. Для него его родная Аракатака (под именем Макондо) – если и не центр, то фокус мира: место, столь же пригодное для постижения миропорядка, как любое другое – но при этом самое знакомое и значимое. И его усилиями сия Аракатака стала такой и для всех его читателей – то есть, для всего мира.

И вот что примечательно: как я обнаружила только сейчас, Кортасар-то, будучи сыном дипломата, родился в Брюсселе и первые пять лет своей жизни провел в Европе – правда, разодранной Великой войной. А вот Маркес первый раз попал туда только в качестве корреспондента боготской El Espectador. Может, в этом все и дело?

Такую же тоску, как Кортасар, и по той же причине, на меня нагнал Милан Кундера: тот посыпает свою голову пеплом оттого, что родился хотя и в Европе, но в «неправильной» ее части. А вот родившийся на Тринидаде В.С. Найпол, как и Маркес, преподнес свой родной остров в подарок миру.

P.S. Знаменитую строчку Бродского в заглавии я отредактировала намеренно ;)


Педро Виллальба Оспина. Поезд привозит цивилизацию в Макондо (отсюда)

Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
vls_smolich
Aug. 3rd, 2015 12:59 pm (UTC)
К одной причине всё не сведёшь, конечно.
Может, комплекс неполноценности таким образом проявляется?
Я в детстве и юности и в Москве и в Питере европейском бывал. Видел. Интересно.
Но в чём разница-то?
Книг мне и в Хабаровске хватало, а природа наша в разы интересней.
Там где ты, там и центр мира -- даже в России.
А в наше время центров как таковых вообще уже нет -- весь мир в сети.
egovoru
Aug. 3rd, 2015 01:19 pm (UTC)
Здесь ведь важно даже не реальное положение дел - чем жизнь в столице отличается о жизни в провинции - а разница субъективного восприятия. Кто-то воспринимает свое место рождения как часть большого мира и думает о том, как его в этот мир внести (посредством литературного труда или еще как), а кто-то исключает его из мира. При этом я не думаю, что, скажем, Маркес был сознательно озабочен процветанием своей родной деревни и писал именно для того, чтобы ее прославить (хотя, может, и был - я просто не знаю), но он явно видел в ней мир в миниатюре, как и Найпол - или, скажем, как Фазиль Искандер. И такая позиция кажется мне очень привлекательной :)

А вот для Кортасара - по крайней мере, в "Игре в классики" - неевропейское происхождение было трагедией. По всей вероятности, это именно оттого, что он родился-то в Европе, но потом его родители вернулись в Аргентину - и, видимо, не по своей воле, и он ощутил это, как принуждение, ссылку. На самом деле я не знаю - я не интересовалась специально его биографией, так что это все - мои домыслы. Не знаю, читали ли Вы эту "Игру"? Может, мне это только показалось? Говорят, в каких-то рассказах у него ничего этого нет, так что, возможно, это были только временные настроения. Но я после "Игры" уже не захотела у него ничего больше читать :(
vls_smolich
Aug. 6th, 2015 04:57 pm (UTC)
"Игру" я читал, но, признаться, мир Кортасара мне не близок. Он талант, он интересен -- но чужой.
А вот Фазиля Искандера я с первого рассказа воспринял как родного. Наш человек. :)
Или вот, если Аргентину брать, Борхес. У него ведь тоже не то что комплекса, а даже понятия, что такой комплекс может быть в природе, попросту нет.
Он жил не в Буэнос-Айресе, а сразу во всём мире.
Может быть, так:

Кортасар остро ощущал свою малость во Вселенной, а Искандер и Борхес -- свою ей соразмерность?
Просто кому-то нужна столица, чтобы хотя бы так -- оказавшись как бы на свету, перестать ощущать себя потерянным среди бесконечного пространства.
А для кого-то любой овраг -- высокая гора, откуда всё видно.
egovoru
Aug. 6th, 2015 11:58 pm (UTC)
"мир Кортасара мне не близок"

Ну, насчет его мира я судить не берусь, поскольку, как уже сказала, после "Игры" не стала более ничего у него читать :( Сейчас, когда стала искать на нее ссылку, чтобы включить в пост, вспомнила, что глупости начинаются там с самого начала:

"Вторую книгу нужно читать, начиная с 73 главы, в особом порядке: в конце каждой главы в скобках указан номер следующей. Если же случится забыть или перепутать порядок, достаточно справиться по приведенной таблице: 73 – 1 – 2 – 116 – 3 – 84 – 4 – 71..."

Если ты на самом деле хочешь, чтобы твою книгу читали так, то почему же сразу не разместить главы именно в этом порядке? Но ясно, что таблица дается чисто для понта - ведь только сумасшедший читатель станет с ней справляться. Ей-богу, очень хочется сказать, вслед за Дамой, прекрасной во всех отношениях: "Ах, как манерна! Ах, как манерна! Боже, как манерна! Кто выучил ее, я не знаю, но я еще не видывала женщины, в которой бы было столько жеманства" ;)

"Или вот, если Аргентину брать, Борхес"

У Борхеса я прочла когда-то книжку рассказов, но они не произвели на меня вообще никакого впечатления - ни плохого, ни хорошего, и начисто забылись. А Вы что именно у него читали, и чем именно это Вам понравилось?
verum_corpus
Aug. 7th, 2015 03:04 pm (UTC)
Ульрих, зажатый между Самантхой и ничего не секущей благоверной, заметил, что во всем виноват модернизм, что после его разреженности читателя потянуло на травку, жвачку и разносолы эти латиноамериканские и что вообще одно дело Борхес, а другое -- вся эта жизнерадостная шпана. "И Кортазар", -- говорю я. "Ага, Борхес и Кортазар", -- говорит Ульрих
egovoru
Aug. 7th, 2015 11:22 pm (UTC)
А откуда это?
egovoru
Aug. 8th, 2015 12:36 pm (UTC)
Спасибо. Правда, мне не кажется, как автору,

"Что "Сто лет одиночества" -- тот же Томас Вулф,
которого -- так уж мне не повезло -- я как раз накануне "Ста лет" прочел, и это ощущение "переогромленности" тотчас было узнаваемо."

Я, правда, у Вулфа прочла только два романа, но он показался мне уж скорее вариацией Скотта Фитцджеральда, а Маркес - нечто совсем другое. И никакого ощущения "переогромленности" Маркес - да и Вулф - у меня отнюдь не вызвали ;)

Более того, я как раз и хочу сказать этим постом, "что неизбежная тоска по мировой культуре" как некий комплекс неполноценности проявляется в "Игре в классики", а вот автор "Ста лет" нисколько по этой культуре не тоскует - потому что он и так ощущает себя к ней причастной!
verum_corpus
Aug. 8th, 2015 02:09 pm (UTC)
я как раз и хочу сказать этим постом
Это-то я понял.

Вспомнилось ещё: ##### Таким образом, защита своеобычности оказывается иногда отнятием прав на свободу и другой мир. Как бы решением за них - вы так самобытно живете, что вполне культурно так жить. Как вы живете, и живите себе. А меня спросили? Вот если бы я был перуанцем или я не знаю кем... Может быть, я как раз задыхаюсь внутри этой вполне своеобычной, сложной и развитой культуры? #####
society .polbu .ru/mamardashvili_understandphilo/ch30_xii .html
egovoru
Aug. 8th, 2015 02:26 pm (UTC)
"защита своеобычности оказывается иногда отнятием прав на свободу и другой мир"

Хорошо понимаю, о чем говорит Мамардашвили: это когда "аборигенам" навязывают, во славу сохранения культурного разнообразия, их вековые традиции, восходящие к средневековью или к самому каменному веку - а они-то сами хотят жить, как живет весь остальной цивилизованный мир!

Но у Маркеса совсем другая ситуация - его-то ведь никто не заставлял описывать непременно местные нравы! А главное, он и не воспринимает свое творчество как описание именно местных нравов - напротив, он, конечно, имеет в виду человечество как таковое.
verum_corpus
Aug. 8th, 2015 03:36 pm (UTC)
Не готов спорить.
Мне вообще не хотелось бы леваков ни читать,ни считать их частью культуры.
egovoru
Aug. 8th, 2015 04:00 pm (UTC)
То есть, Вы "Сто лет одиночества" не читали? Если действительно нет, то, может быть, стоит попробовать - там нет никаких левых идей, и вообще, эта книга вовсе не о политике, а о смысле жизни ;) Хороша она не тем, что там высказываются какие-то идеи, которых бы читатель не знал - но тем эмоциональным состоянием, которая она у читателя вызывает. При общем довольно меланхолическом тоне повествования (одно название чего стоит!), автору удалось создать настоящий гимн жизни ;) Мне этот роман очень нравится.

Другое дело, что Маркес так и остался, в сущности , автором одного романа - этого, его самого первого. Все, что он написал потом (я прочла еще несколько его произведений), воспринимается, как новые главы все того же "Ста лет" ;) Но это, конечно, невелика беда: написать даже один такой роман, как "Сто лет" - это редкая удача и заслуга для писателя. Многие об этом могут только мечтать ;)
(no subject) - verum_corpus - Aug. 10th, 2015 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 10th, 2015 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 12th, 2015 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 12th, 2015 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 13th, 2015 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2015 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 13th, 2015 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2015 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 13th, 2015 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 13th, 2015 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2015 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 14th, 2015 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 14th, 2015 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 15th, 2015 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 13th, 2015 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 13th, 2015 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2015 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 13th, 2015 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2015 12:51 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Aug. 10th, 2015 01:15 pm (UTC)
"Другой тигр". Стихотворение. Вавилонская библиотека. И я узнал, что историй в мире всего четыре.
Мне он важен потому, что именно через него я узнал совсем другую литературу.
До него у меня был всего лишь один путь вовне стандартной теории мира, а он показал мне ещё один.
egovoru
Aug. 10th, 2015 11:20 pm (UTC)
Кажется, этой своей библиотекой Борхес действительно нащупал что-то очень важное. Сейчас читаю очередную книжку про современное пифагорейство, так ее автор тоже вовсю использует эту самую борхесовскую библиотеку для пояснения своих мыслей!

А наше восприятие конкретного произведения, конечно, очень зависит от того, было оно нашей первой книгой, двадцатой или тысяча первой :( В таких случаях можно только пожалеть, что тот же Борхес не попался мне раньше - но хорошо, что хоть Маркес попался ;)
vls_smolich
Aug. 12th, 2015 12:52 pm (UTC)
Арифметика культуры: от перестановки мест слагаемых сумма меняется. :)
( 37 comments — Leave a comment )