Заслуживающей внимания мне показалась мысль автора, что объективность экспериментальных фактов, собираемых с целью проверки научной гипотезы, на самом деле только кажущаяся. Само распознание факта как факта зависит от принятых (априорно и часто неосознанно) теоретических установок. Соответственно, если при собирании фактов используется только одна такая установка, исследовательская деятельность неизбежно оказывается герметизированной и вырождается. А поскольку мы не можем полностью абстрагироваться от таких установок, то опасность вырождения любого научного направления имеется всегда.
Но способы, которые Фейерабенд предлагает для борьбы с этой опасностью, подобны выплескиванию ребенка вместе с водой. Признаться, его призыв решать научные вопросы голосованием и утверждение, что «каждый обычный человек в течение нескольких недель способен усвоить знания, необходимые для понимания и критики определенных научных высказываний», показались мне откровенным эпатажем. А целая глава, посвященная ценности забытых идей, и прославление китайской народной медицины – борьбой нанайских мальчиков. Многократно же провозглашенное восхищение первобытным искусством (которое я и сама разделяю) – не имеющим никакого отношения к предмету разговора.
