?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не спи, не спи, художник

Вообще-то я не люблю, когда поэты начинают в стихах морализировать: «Душа обязана трудиться» или «Быть знаменитым некрасиво». Как пишет Вайль: «Борис Леонидович обращался, конечно, к себе. Но могло показаться, что он учит кого-то другого не заводить архивов и не трястись над рукописями» . А главное – от поэзии мы ожидаем, наверное, некоей новизны взгляда, выявления каких-то неожиданных соответствий, а тут – нате, пожалуйста :(


Но вот строчка «Ты вечности заложник у времени в плену» кажется мне совершенно гениальной. Вечность (и бесконечность) – одна из самых глубоких концепций, придуманных человечеством: не случайно она – атрибут Бога. А, как полагал Бетховен, только искусство и наука возвышают человека до божественного состояния. Но у Пастернака здесь – не просто констатация этого факта, а еще что-то: ведь заложник, плен – это насилие, захват против воли в великой битве Времени с Вечностью.


Фото из архива «Дома Пастернака» via Lenta.ru

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • И на скале, замкнувшей зыбь залива

    Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
cheralpa
Oct. 31st, 2015 01:54 pm (UTC)
"Математика - наука о бесконечности". Г. Вейль. Гениальное определение, по-моему.
egovoru
Oct. 31st, 2015 02:15 pm (UTC)
Да, несомненно. Но ведь и философия тоже? (Отвлекаясь от того, что ни математика, ни философия, на мой взгляд - не науки ;)
(no subject) - a_fainshtein - Nov. 1st, 2015 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Nov. 18th, 2015 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 18th, 2015 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Nov. 18th, 2015 03:01 pm (UTC) - Expand
gg59
Oct. 31st, 2015 02:52 pm (UTC)
Внутри пастернаковского образа нет битвы времени с вечностью.
В плену и, следовательно, в заложниках можно находиться у кого-то одного. Время, отведенное художнику, часть вечности.
egovoru
Oct. 31st, 2015 02:59 pm (UTC)
Мне в самих этих словах "плен", "заложник" явно слышится что-то военное.

Конечно, у "плена" есть и другая солидная традиция:

Только весною
Зефир младою
Розой пленен.

А вот у "заложника"?
(no subject) - gg59 - Oct. 31st, 2015 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 31st, 2015 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 31st, 2015 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 31st, 2015 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 31st, 2015 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 31st, 2015 04:49 pm (UTC) - Expand
verum_corpus
Oct. 31st, 2015 03:44 pm (UTC)
Нет, Бетховен писал, что это способ самим сделаться sicut dii (Мефистофель у Гёте пишет: sicut Deus), а не что это способ общаться с Творцом.
egovoru
Oct. 31st, 2015 03:58 pm (UTC)
Я вычитала это из некоей (очень мне понравившейся) биографии Бетховена, но, к сожалению, я не запомнила имени ее автора - только, что фамилия была какая-то немецкая.

Не помню, была ли там конкретная цитата, но смысл, как я помню, был таков. Впрочем, возможно, там было "приблизиться к Богу", а это можно понимать и так, как Вы говорите.
verum_corpus
Oct. 31st, 2015 04:07 pm (UTC)
Надо бы найти оригинал (по ссылке - русский перевод).
pfu .tomsk .ru/avtor/4750/uchebnik/13394/kremnev_boris_g/jizn_zamechatelnyih_lyudey_-_382_bethoven/read/19

Edited at 2015-10-31 04:09 pm (UTC)
(no subject) - egovoru - Oct. 31st, 2015 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 31st, 2015 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Oct. 31st, 2015 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 31st, 2015 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 31st, 2015 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 1st, 2015 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 1st, 2015 04:51 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 17th, 2015 04:37 pm (UTC)
О Вечности и человеческом творчестве.
User verum_corpus referenced to your post from О Вечности и человеческом творчестве. saying: [...] написала пост [...]
miliatania
Nov. 26th, 2015 05:53 pm (UTC)
У вас очень интересный журнал. Мне близки темы, которые вы затрагиваете. Я прочла анализ вашего журнала, сделанный Андреем, и согласна с ним полностью.
egovoru
Nov. 26th, 2015 06:18 pm (UTC)
Спасибо за добрые слова. А как же Вы понимаете "вечности заложника"?
(no subject) - miliatania - Nov. 26th, 2015 06:53 pm (UTC) - Expand
a_fixx
Apr. 7th, 2016 08:02 am (UTC)
Я так понимаю, заложник вечности - значит, принадлежит вечности, значит - останется в ней навсегда, когда освободится от плена времени. Отличие от "заложника страстей", мне кажется, в том, что художник здесь не в противодействии с вечностью, наоборот, в согласии с ней, и "небосвод / Относится к предмету / Его ночных забот". А "заложник страстей", скорее, в постоянной борьбе с ними. К тому же последнее выражение употребляется чаще в неодобрительном контексте или с сожалением (есть книга о Байроне, например, которая называется "Заложник страсти"). В стихотворении Пастернака подобного отношения к художнику нет, наоборот, как Вы отметили, он возносится им (в хорошем смысле) до Бога.

Не соглашусь с Вашим комментатором gg59, что время - это часть вечности, т. к. суммой частей (отрезков времени) целого (вечности) здесь не получится. И в самом стихотворении на такое понимание ничто не указывает. Битвы времени и вечности, правда, я тоже у Пастернака не вижу, как и вообще военного контекста. Но противопоставление, конечно, есть, иначе зачем бы: "Не спи, не спи, работай, / Не прерывай труда, / Не спи, борись с дремотой"? Потому что сон - это как раз время, которое пленяет человека. В вечности нет этого разделения на сон и бодрствование, там одно актуальное пребывание (Бог не спит, всегда в работе? :)

Мне ещё кажется, может сбивать с толку близость понятий "быть заложником" и "быть в плену", но в контексте стихотворения Пастернака это совсем разные вещи.

Edited at 2016-04-07 08:03 am (UTC)
egovoru
Apr. 7th, 2016 12:04 pm (UTC)
Я сама, пожалуй, воспринимаю эту строчку так. Художник пишет вечность (т.е., он занят чем-то, что будет для нас актуально в любую эпоху, чем-то, что входит в нашу предположительно неизменную человеческую природу), но, поскольку он сам - живой человек с конкретной судьбой, живет в конкретную историческую эпоху, то он неизбежно использует ее реалии и реалии своей личной жизни как метериал для своего анализа.

Нечто в этом роде я имела в виду, когда писала здесь о самых великих, на мой взгляд, российских писателях 20-века. Все они писали о вечном, т.е., фундаментальном, универсальном, но далеко не случайно их творчество столь тесно связано с переломными моментами российской истории. Потому и "заложник", что такое влияние собственной личности и эпохи на творчество неизбежно.

Заинтересовалась Вашим представлением о вечности, как об отсутствии сна. Вроде бы чаще, наоборот, вечность - это именно вечный сон ;)

a_fixx
Apr. 10th, 2016 05:54 am (UTC)
Тут ведь дело не в моих представлениях, я пытаюсь понять, как дело с вечностью обстоит в стихотворении Пастернака :) А в нём "спящему миру" противопоставлен другой, бодрствующий. Интересно, что к нему относится не только лётчик, но и истопники в котельных. Чтобы не оставить сомнений, автор дополнительно сцепляет эти "неспящие" звенья: "Не спи, борись с дремотой, / Как летчик, как звезда". В конечном счёте, как можно понять, весь этот неспящий мир имеет отношение к вечности. Складывается образ бытия (пребывания в вечности) как неустанного бодрствования вопреки установлениям времени (ведь ночь - время сна).

На реалии жизни, которые художник использует, как будто в стихотворении ничто не указывает. Я думаю, Пастернак здесь просто под другим углом смотрит на художника, другое его интересует в данном случае.
(no subject) - egovoru - Apr. 10th, 2016 12:08 pm (UTC) - Expand
noname_rambler
Aug. 23rd, 2017 06:50 am (UTC)
Наука не возвышает, она (концепции) Вечности в лучшем случае параллельна. Впрочем, во времена Бетховена простительно было предаваться иллюзиям...
А искусство... опять же в лучшем случае это способ поговорить о Вечности. Но разговор как правило быстро соскальзывает в банальности... даже в пошлости. Набоков хорошо понимал эти вещи.
egovoru
Aug. 23rd, 2017 12:22 pm (UTC)
Я думаю, Бетховен имел в виду чувство причастности к чему-то надличному, выход за собственные пределы, которое занятия наукой таки дают (не всем, конечно - и есть много других способов испытать подобное чувство). Но меня поразило, что он вообще упомянул науку - будучи от нее столь далеким профессионально :)

Что же касатеся искусства, то вон Гройс таки считает, что это единственный в современном мире способ проявить свою свободную волю :) А что же думал об этом Набоков?
(no subject) - noname_rambler - Aug. 24th, 2017 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 24th, 2017 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 11:59 am (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )