?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В идеальном государстве Платона философам принадлежала ведущая роль. Кое-кому они и сейчас кажутся, как Томасу Манну, этакими Прометеями – первопроходцами, прокладывающими дороги в неведомое, куда за ними устремляются толпы благодарного человечества. Мне, однако, видится несколько иная картина.


Прикладывать усилия нас побуждают насущная необходимость и природная любознательность, а вовсе не философские наставления. Так что пионерами знания выступают практики, за ними следуют естествоиспытатели, а философы замыкают шествие.

Разумеется, и естествоиспытатели, и даже практики руководствуются в своей деятельности определенными философскими установками – чаще всего бессознательными. Для выявления и вербализации этих установок опять же нужны философы. Ими сформулированное, в свою очередь, влияет на следующий раунд практической деятельности – замыкает цикл обратной связи. Но нет сомнений, где здесь курица, а где – яйцо: практикой люди занимались и тогда, когда никакой философии, как отдельной области знания, еще не существовало.

Аристотелю было легко быть философом: у него в голове помещался весь запас знаний человечества на тот момент. А вот нам не позавидуешь: прежде чем философствовать, скажем, об устройстве мира, неплохо бы разобраться в достижениях современной физики. На что требуется много лет и усилий – потратив которые, станешь уже физиком, а не философом ;)

Надо думать, этой трудностью и объясняется очередной всплеск надежд на получение нового знания чисто умозрительным путем – особенно при изучении не мира, а сознания. Правда, этим путем следуя, пока вроде бы не удалось особенно сдвинуться с места. А в такой ситуации не глупо ли отмахиваться от тех возможностей, которыми располагает современная нейрофизиология?


Платон и Аристотель: фрагмент знаменитой фрески Рафаэля
(фото отсюда)

Posts from This Journal by “quid est veritas” Tag

  • Так мало пройдено дорог

    Если логика – законы нашего мышления, то почему же мы совершаем логические ошибки? Понятно, на решение специально составленных задач с длинными…

  • Миры цвели и отцветали

    Знаменитая попперовская система трех миров на первый взгляд кажется довольно логичной: действительно, яблоко – это совсем не то же самое, что…

  • Что это только призрак субъективный

    Философская позиция солипсизма не слишком привлекательна: непонятно, что из нее следует в практическом смысле – а солипсисту ведь тоже надо…

Comments

( 102 comments — Leave a comment )
3seemingmonkeys
Nov. 13th, 2015 04:47 am (UTC)
еще, радикальное увеличение продолжительности жизни должно помочь
egovoru
Nov. 13th, 2015 04:51 am (UTC)
Изучению сознания? Каким образом?
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 13th, 2015 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 13th, 2015 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 14th, 2015 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 14th, 2015 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 14th, 2015 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 14th, 2015 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 11:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
egovoru
Nov. 13th, 2015 01:24 pm (UTC)
Хотя позитивная (эмпирическая) наука и "отъедает" постепенно у философии отдельные области, мне кажется, что полностью ее заменить наука никогда не сможет.

Причины две: во-первых, по мере своего развития наука все более дифференцируется, так что ученый превращается в человека, который знает бесконечно много о бесконечно малом. А нужно ведь и объединение всех знаний в единую систему, создание некоей общей картины - картины мира. И кто же этим должен заниматься, как не философ?

А вторая причина та, что, как бы ни развивалась наука, по-видимому, нас всегда будут занимать вопросы, остающиеся за ее пределами: что там, за горизонтом? Собственно, ведь именно такие вопросы и называют "философскими".

И мне думается, что для размышления о таких вопросах требуется и специальное образование, и даже специфических склад ума, который обнаруживается далеко не у всех - у меня, например, он совсем другой ;)

Согласны ли Вы с этим (с тем, что у философии всегда останутся такие две области приложения, а не с суждением по поводу моего ума ;) ?
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 12:15 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 02:19 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 11:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 01:08 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 02:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 02:33 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 03:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 04:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 04:27 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 04:55 pm (UTC) - Expand
egovoru
Nov. 20th, 2015 02:58 am (UTC)
Оказывается, сегодня - всемирный день философии, а вот статья Мих. Эпштейна по этому случаю о роли философии в современном мире, как основы для разработки компьютерных игр ;)
nebos_avos
Nov. 13th, 2015 07:19 am (UTC)
*Разумеется, и естествоиспытатели, и даже практики руководствуются в своей деятельности определенными философскими установками – чаще всего бессознательными*

*практикой люди занимались и тогда, когда никакой философии, как отдельной области знания, еще не существовало*

Зато был миф - соответственно, и установки были мифологические. Не помню, цитировал ли я прежде Мамардашвили на этот счет. На всякий случай повторю.

Миф, ритуал и т.д. отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное — появляются философия и наука. Значит, философия и наука, как это ни странно, есть способ внесения в мир непонятного. До философии мир понятен, потому что в мифе работают совершенно другие структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность.

*Аристотелю было легко быть философом: у него в голове помещался весь запас знаний человечества на тот момент*

Не помню, кто сказал: от многознания мудрости не прибавляется. По Сократу, философствуют как раз от НЕзнания.
egovoru
Nov. 13th, 2015 01:34 pm (UTC)
"мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем"

В рассуждениях о мифе как этапе развития общественного сознания меня то, что это ведь - реконструкция: рассуждающий о мифе смотрит на него со стороны, сам он уже не обладает мифологическим сознанием.

Разумеется, у нас нет никакого другого способа изучения мифа - но нет и гарантии, что мы понимаем его правильно. И представление о мифе, как о "лекарстве от всех проблем", кажется мне не слишком правдоподобным: как-то мне не верится, что на каком бы то ни было этапе у человека могло вовсе не быть проблем ;)

По всей вероятности, такое ощущение у меня от плохого знакомства с предметом. Может, посоветуете еще какого-нибудь автора на этот счет - а то Мамардашвили мне читать трудно: мне кажется, что он тратит сто слов там, где достаточно одного, и я теряюсь в этом потоке :(

"По Сократу, философствуют как раз от НЕзнания"

Да, это одна из функций философии - попытка ответить на вопросы, недоступные научному исследованию. А вторая - обобщение научных сведений, построение единой системы знания - картины мира. И есть, наверное, и еще функции. Какие, по-Вашему?
(no subject) - nebos_avos - Nov. 13th, 2015 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 12:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 14th, 2015 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 14th, 2015 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 14th, 2015 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 09:47 pm (UTC) - Expand
verum_corpus
Nov. 13th, 2015 08:29 pm (UTC)
Гераклит Тёмный :).
egovoru
Nov. 20th, 2015 02:59 am (UTC)
Оказывается, сегодня - всемирный день философии, а вот статья Мих. Эпштейна по этому случаю о роли философии в современном мире, как основы для разработки компьютерных игр ;)
(no subject) - nebos_avos - Nov. 20th, 2015 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2015 11:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 21st, 2015 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2015 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 21st, 2015 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2015 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 21st, 2015 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2015 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 21st, 2015 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2015 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 22nd, 2015 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 22nd, 2015 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 22nd, 2015 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 22nd, 2015 05:17 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Nov. 13th, 2015 01:31 pm (UTC)
Так практики же это специалисты, флюсу подобные. )
Да, они умеют копаться в корешках, о корешках знают больше всех, но какие же они из-за этого "пионеры человечества"? Скорее, любые корешки уводят человека с собственно человеческого пути, любые корешки - это своего рода способ эскапизма, в советские годы это хорошо проявилось..
egovoru
Nov. 13th, 2015 01:46 pm (UTC)
Я уже пояснила в ответах другим комментаторам, что для объединения данных, полученных специалистами, в единую картину мира как раз и нужны философы - и это одна из тех фунцкий философии, необходимость в которой только возрастает по мере развития (и диверсификации) науки.

Но, с другой стороны, невозможно заранее планировать получение новых эмпирических знаний - с помощью философии или еще как-то. Новые знания - результат стихийной, бессознательной деятельности: на то они и новые, что мы ничего не знали, пока на них не наткнулись: "Ба, да это же Ниагарский водопад!" ;)

Вот в каком смысле практики - пионеры нового знания. Назвать практическую деятельность (рабочего, инженера, врача, парикмахера и т.д.) эскапизмом можно было бы в том случае, если бы она отвлекала от чего-то более важного - а что же это, по-Вашему?
(no subject) - hyperboreus - Nov. 13th, 2015 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 14th, 2015 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 14th, 2015 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 15th, 2015 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 15th, 2015 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 15th, 2015 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 15th, 2015 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 15th, 2015 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 16th, 2015 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 14th, 2015 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 14th, 2015 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 15th, 2015 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 15th, 2015 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 15th, 2015 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 15th, 2015 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 16th, 2015 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 13th, 2015 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 14th, 2015 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 14th, 2015 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 14th, 2015 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2015 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 15th, 2015 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 15th, 2015 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 15th, 2015 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2015 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 16th, 2015 12:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2015 03:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 20th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2015 11:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Nov. 21st, 2015 01:18 am (UTC) - Expand
egovoru
Nov. 20th, 2015 02:59 am (UTC)
Оказывается, сегодня - всемирный день философии, а вот статья Мих. Эпштейна по этому случаю о роли философии в современном мире, как основы для разработки компьютерных игр ;)
livejournal
Dec. 3rd, 2015 01:02 pm (UTC)
Как микроскоп убил Деда Мороза и где на самом деле нахо
User napoli referenced to your post from Как микроскоп убил Деда Мороза и где на самом деле находится кошка, которую мы видим saying: [...] в некоторых блогах и сообществах на философские темы. (курсивом чужие комментарии) **** Дискуссия [...]
noname_rambler
Nov. 1st, 2016 06:09 am (UTC)
понятно...
нет, философы уже давно (а может быть даже с самого начала, "с Гераклита") не "философствуют об устройстве мира"
ну а Кант опустил "железный занавес" на всякий "всплеск надежд на получение нового знания чисто умозрительным путем"
а вот когда физики начинают философствовать об устройстве мира, например Брайан Грин нарезает ломти в буханке пространства-времени — получается смешно...
egovoru
Nov. 1st, 2016 12:29 pm (UTC)
"Кант опустил "железный занавес" на всякий "всплеск надежд на получение нового знания чисто умозрительным путем"

Разве? А расскажите, пожалуйста, как он это сделал?

"физики начинают философствовать об устройстве мира, например Брайан Грин"

Нет, Грин просто излагает текущие физические гипотезы. Разница в том, что эти гипотезы остаются гипотезами до тех пор, пока в их пользу не будут получены экспериментальные подтверждения. Философские же положения не подразумевают экспериментальной проверки вовсе.

( 102 comments — Leave a comment )