?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я поведу тебя в музей

Среди многочисленных нью-йоркских музеев есть один особенно приятный: так называемая «Фрик-коллекция» – бывший особняк Генри Клея Фрика (1849-1919), стального и угольного магната, большого любителя живописи. Замечательно это заведение не только придирчивым отбором экспонатов, отражающим персональный вкус хозяина, но и тем, что живописные полотна составляют там часть жилого пространства, места обитания людей.


Вот, например, одна из комнат: в центре, над камином – Св. Иероним Эль Греко, а слева и справа от него – два Гольбейна-сына: Томас Мор (плохо видный из-за блика) и Томас Кромвель.


Фото Zzzland, а здесь можно пройтись
виртуальным туром по всем остальным залам

Я вспомнила об этом музее, пытаясь читать диалоги Бориса Гройса и Ильи Кабакова. Последний отмечает, что, если раньше заказчиками художников выступали частные лица, то сегодня спрос формируют кураторы музеев. Иными словами – те, кто покупает картины не для украшения собственного дома, а для оформления нежилых помещений. Вот я и подумала: может, в этом и кроется причина нынешнего засилья формалиновых акул?

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд

    После съезда деревенской бедноты в 1919 году в Зимнем дворце выяснилось, что его севрские вазы использованы в качестве уборных. А за два года до…

  • Он обнаружил в зеркале лицо

    Устройство художественных выставок – само по себе искусство. Удачный подбор и развешивание экспонатов способны создать целое, эффект которого…

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

Comments

( 78 comments — Leave a comment )
alek_morse
Jan. 4th, 2016 02:40 am (UTC)
Жестокий вывод, но вполне справедливый, мне кажется.

Я бы ещё сравнил художников актуального искусства и кураторов его же с биржевыми брокерами. В аспекте спекулятивности этого искусства.
egovoru
Jan. 4th, 2016 02:16 pm (UTC)
А что Вы имеете в виду под "актуальным искусством"?

Параллель с биржевыми брокерами я проводить не берусь, потому что только очень приблизительно представляю себе смысл их деятельности. В мире искусства аналогом выступает, наверное, аукционист? Но он, насколько я понимаю, имеет дело с уже готовыми произведениями, выставленными на продажу - а не заказывает их у художника.

Надо сказать, рассказ Кабакова идет совершенно в разрез с нашими наивными представлениями о том, что "каждый пишет, как он дышит", т.е., что художник создает свои прозведения, так сказать, по велению сердца. Но я не знаю, насколько под словами Кабакова подпишутся и другие художники - может, это только его личное восприятие?
(no subject) - alek_morse - Jan. 4th, 2016 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 4th, 2016 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 4th, 2016 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 4th, 2016 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 4th, 2016 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2016 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 12:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 01:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 5th, 2016 01:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 5th, 2016 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 5th, 2016 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 5th, 2016 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2016 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 4th, 2016 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 5th, 2016 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 6th, 2016 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2016 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 6th, 2016 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2016 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 7th, 2016 02:44 pm (UTC) - Expand
bettybarklay
Jan. 4th, 2016 05:59 am (UTC)
Содержание и качество современных "полотен" формируется рынком, который сформировал арт индустрию на основе технологии внушения "правильных вкусов" массам потребителей. Галерист - лицо, участвующее в формировании (т.е. навязывании) вкусов. Все делается точно так же, как внушается покупка брендов прочих товаров на потребительском рынке. В основе современного искусства лежит тезис, что если потребитель ЭТОГО не понимает, то он отстал от моды. Таким методом продают любой "вакуум" под видом высокого искусства.
egovoru
Jan. 4th, 2016 02:05 pm (UTC)
Да, Кабаков высказывает нечто именно в этом духе. Но в этом раскладе мне непонятно следующее: технология навязывания потребителям ненужных им промышленных товаров ведь обслуживает (защищает интересы) производителя этих товаров, верно? По аналогии технология формирования художественного вкуса публики должна обслуживать художника - но, судя по тому, что говорит Кабаков, художник здесь отнюдь не является "заказчиком" ;)
alek_morse
Jan. 4th, 2016 02:32 pm (UTC)
Массовый потребитель такого рода искусства, очевидно, тот кто:

1. покупает билет в музей и идёт на такую выставку;
2. оплачивает из своего налога государственное финансирование такого рода искусства.

И второй пункт, на мой взгляд, многократно существеннее. Современное (актуальное) искусство зачастую пасётся на грантах - государственных или квазигосударственных деньгах, и в этом плане, является частью обуржуазившейся бюрократии. А уж с учётом того, как разветвлена сеть государственных центров современного искусства, можно говорить о художественной бюрократии, которая очень активна в социальном плане. Так как из этого слоя часто выходят разного пиар- и политтехнологи, которые диктуют моду и вкус в этой сфере искусства и знают, как на тот или иной проект выбить у государства деньги.
(no subject) - egovoru - Jan. 4th, 2016 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Jan. 4th, 2016 02:54 pm (UTC) - Expand
mary_spiri
Jan. 4th, 2016 06:14 am (UTC)

Меня этот музей привел в сильнейшее раздражение плохим освещением и дикими бликами, ну ни черта не видно. Я там оказалась зимой в пасмурный день, и очень пожалела. Сам дом интересный и красивый, а живопись не видно.

egovoru
Jan. 4th, 2016 02:01 pm (UTC)
Плохое освещение, я боюсь - неизбежное зло: они стараются уберечь краски от выцветания. Я уже не помню, в какую погоду я там была, но мне и картины удалось рассмотреть - там есть очень значительные экспонаты (хотя бы те, что на фото в посте - плохо видный Томас Мор знаком всем нам по учебникам, но я и не подозревала, где именно находится оригинал ;)

А что касается самого дома, то хозяин явно отделывал его по моде своей юности, потому что он ведь построен в 1914 году, т.е., на год позже небоскреба Вулворта, а выгладит так, как будто - на полвека раньше ;) Но, как бы то ни было, картины там идеально вписаны в интерьер, что заставило меня задуматься, так ли уж неверен презираемый нами принцип покупки книг под цвет обоев ;) Впрочем, Фрик, несомненно, подбирал обои под картины, а не наоборот ;)

Edited at 2016-01-04 02:27 pm (UTC)
(no subject) - mary_spiri - Jan. 4th, 2016 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:21 am (UTC) - Expand
gg59
Jan. 4th, 2016 07:28 am (UTC)
А в каком контексте Кабаков высказывает свою мысль?
Для него это предмет сожаления или просто констатация факта?

Edited at 2016-01-04 07:30 am (UTC)
egovoru
Jan. 4th, 2016 01:49 pm (UTC)
Справедливости ради должна сказать, что он относит это только к Западу, не к (советской) России:

"Б.Г.: В Советской России центральным был момент производства, причем самым важным считалось производство средств производства. Потребление принципе не играло никакой роли, и когда что-либо производилось, то вообще не ставился вопрос, для кого и для чего это производится.<...>На Западе же действует принцип «спрос рождает предложение». И этот принцип функционирует везде, в том числе в художественной жизни. То есть на самом деле важен спрос и важны те люди, которые структурируют спрос. И тогда, когда этот спрос структурирован, предложение уже точно найдется. То есть роль художника на Западе меньше потому, что она сводится к угадыванию культурного спроса и к реакции на этот спрос. В этом смысле роль художника является, как это ни странно, пассивной, в то время как роль художественных институций, которые формулируют этот спрос, является, напротив, активной.

И.К.: Абсолютно правильно. Я совершенно согласен, что сегодняшний потребитель – это все имеющиеся в наличии художественные институции, а художники, в сущности, только ориентируются на его спрос. При этом сегодня доминируют, так сказать, бескорыстные потребители. Роль коллекционеров, т. е. традиционных личных потребителей, во-первых, мне совершенно неизвестна, а во-вторых, абсолютно не интересна. А потребитель бескорыстный, то есть куратор, выставляет предмет и возвращает предмет. И эти выставочные институции представляются
мне чрезвычайно активными, важными, плюс настоящими потребителями моего искусства. То есть получается, что сегодняшний потребитель искусства – это потребитель, который не хочет иметь искусство в его материальном воплощении."

Поскольку я далека от художественной жизни, мне это описание показалось откровением. Но я не знаю, насколько впечатления конкретно Кабакова отражают общую картину? Действительно уже не осталось частных коллекционеров, которые бы покупали творения современных художников в надежде на то, что в будущем они станут знаменитыми, как, например, еще в 20-е годы это делала Гертруда Стайн (как это описано у Хэмингуея?). Если это так, то это весьма примечательно, Вы не находите?

Что же касается сожаления по поводу такого состояния дел, то я у Кабакова его не заметила: он подходит к этому чисто практически. Правда, я прочла только избранные фрагменты - целиком этот текст мне не осилить :( Думаю, однако, что Кабакова трудно заподозрить в каких-то симпатиях к советской системе, где жизнь художника протекала по иному сценарию.

Edited at 2016-01-04 02:29 pm (UTC)
(no subject) - nebos_avos - Jan. 4th, 2016 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 5th, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 4th, 2016 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 12:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 5th, 2016 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 5th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2016 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 5th, 2016 02:20 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Jan. 4th, 2016 03:42 pm (UTC)
Было бы лучше начать с утверждения "Если не продается, то это не искусство", поскольку переход к продажам накладывает свой отпечаток.

Кураторы музеев ведь не живут в вакууме. Они участвуют в кругообороте денег. Рынок есть рынок. Сказать, кто его формирует наверное невозможно.
egovoru
Jan. 5th, 2016 12:32 am (UTC)
"Если не продается, то это не искусство"

Насколько я понимаю, критерием здесь выступает факт выставления в музее: собственно, ведь демонстрацией именно этого факта и должен был послужить знаменитый писсуар Дюшампа. Если мы примем этот критерий, то да, кураторы музеев оказываются теми апостолами Петрами, кто определяет, какие произведения попадают в рай (назначаются искусством), а какие - нет.

Мне, однако, сдается, что сводить все к музеям все же преждевременно. Мне кажется, что еще существует и частный рынок произведений искусства. Скажем, у моей подруги, живущей в Вене, есть, в свою очередь, подруга - владелица маленькой художественной галерейки, которую она сдает начинающим художникам. Те выставляют там свои работы, а обычная публика (частные лица, не музеи) некоторые из них покупает. А замечаете ли Вы что-нибудь подобное в Германии?
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 5th, 2016 07:50 am (UTC) - Expand
sergeyoho
Jan. 5th, 2016 07:46 pm (UTC)
Формалиновая акула...

Подруга рассказывала разные прикольные истории с кухни выставок современного искусства. Персонажем одной инсталляции был карп в аквариуме. Не формалиновый, а настоящий. Он издох. И никак не могли решить, можно ли его вынуть и запустить какую-то другую рыбу.

Ещё по её словам создавалось впечатление, что реальными авторами многих инсталляций были подсобные рабочие. Какой-нибудь Коля или Махмуд. А творец-израильтянин только рядом стоял и распоряжался.
egovoru
Jan. 6th, 2016 12:08 am (UTC)
На формалиновую (точнее, заформалиненную ;) акулу можно полюбоваться, например, вот здесь - а заодно узнать о ценах на подобные произведения :(

А Вы как думаете, почему кто-то согласен платить такие деньги за такие вещи?

Edited at 2016-01-06 12:12 am (UTC)
(no subject) - sergeyoho - Jan. 6th, 2016 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2016 01:30 pm (UTC) - Expand
sedov_05
Jan. 6th, 2016 05:19 pm (UTC)
egovoru
Jan. 7th, 2016 01:50 am (UTC)
Спасибо, только этот комментарий бы лучше подошел вот к этому посту ;)
( 78 comments — Leave a comment )