?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда искусство еще было магией, его творцов и потребителей, вероятно, не заботил внешний вид амулета или изящество танца дождя: главное, пошел бы дождь. Но постепенно мы уверовали, что «красота спасет мир», и эстетическая составляющая вышла на первый план. Размышляя о современном искусстве, я подумала, что, может быть, оно просто-напросто отражает наше разочарование в этом лозунге?



Илья Кабаков. Иллюстрация к сказке Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга». 1973. (А вот здесь выложили начало этой книжки с еще несколькими замечательными кабаковскими картинками).



Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Туалет». 1992 (отсюда).

Если верить самому художнику, на создание этого последнего произведения его подвигли как личные, так и общественные причины: «Когда я жил в общежитии, в интернате, в московской художественной школе, то моя мама поступила сестрой-хозяйкой в тот же интернат и следила за бельем <...> У нее была кладовка, где она хранила всё чистое бельё – полотенца, простыни, наволочки, и эта кладовка находилась в бывшем туалете <...> когда-то она не могла снять угол, хозяйка выгнала её, ей негде было ночевать, и она незаконно осталась ночевать на этом своем складе, фактически в туалете».

«Возникновение этой темы, вспышка интереса к туалету связана с работой в других областях <...> Я связываю это с засиранием пространства, появлением огромного количества мусорного и никому не нужного материала, который высыпается в этот мир.»

Если раньше с холодом в доме мы боролись рисованием уютного очага, то теперь, похоже, этот способ уже не кажется нам эффективным :(

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Он обнаружил в зеркале лицо

    Устройство художественных выставок – само по себе искусство. Удачный подбор и развешивание экспонатов способны создать целое, эффект которого…

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

Comments

( 114 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Jan. 9th, 2016 04:07 pm (UTC)
Раньше искусство создавало иной, идеальный мир, куда звало человека; теперь иной мир создают интернет, телевидение, видеоигры, а искусство, наоборот, зовет обратно, в мир реальный ;)
egovoru
Jan. 9th, 2016 04:10 pm (UTC)
Может быть, но мне все же кажется, что здесь есть и что-то еще. Раньше мы верили, что, создавая прекрасные произведения, мы каким-то образом улучшаем и этот мир, а теперь, похоже, эту иллюзию мы утратили :(
(no subject) - hyperboreus - Jan. 9th, 2016 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 10th, 2016 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 10th, 2016 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 10th, 2016 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 10th, 2016 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2016 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2016 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2016 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2016 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2016 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 12th, 2016 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 13th, 2016 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 13th, 2016 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 11th, 2016 02:05 pm (UTC) - Expand
a_gorb
Jan. 9th, 2016 04:42 pm (UTC)
Искусство создает образ. И сразу же возникает вопрос – какой образ и образ чего. Отсюда и надо «плясать».

А еще вот такое мнение мне как-то попалась: «Бессмысленность их творчества, очевидная с самого начала, могла бы, как пистолетный выстрел, привлечь внимание и любопытство публики, если бы впоследствии в их искусстве наметился бы хоть какой-нибудь прогресс, хоть малый намек на мастерство. Но нет, ничего подобного не произошло: это растение никак не хочет приживаться, хиреет, становясь все более отталкивающим и ничтожным.Перед нами всего лишь компания потерявших разум честолюбцев, которые нагло используют человеческую глупость, пытаясь заставить людей поверить в талант тех, кто на самом деле совершенно бездарен и в силу своего невежестваобречен создавать лишь жалкие наброски.»
egovoru
Jan. 10th, 2016 01:30 pm (UTC)
Да, так часто говорят, что искусство создает образ. Но мне, признаться, это не очень понятно. Что такое "образ"? Очевидно, имеется в виду некий феномен сознания - образ создается в уме воспринимающего искусство, так? Тогда как узнать, есть образ или его нет? Может, и у тех, кто смотрит на "Туалет" Кабакова - у тех кураторов, которые покупают его для своих музеев, в уме возникает мощный образ?
(no subject) - a_gorb - Jan. 10th, 2016 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 10th, 2016 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 10th, 2016 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 11th, 2016 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2016 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 12th, 2016 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 13th, 2016 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 13th, 2016 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 14th, 2016 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2016 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 11th, 2016 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 12th, 2016 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 13th, 2016 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 13th, 2016 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 14th, 2016 01:49 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Jan. 9th, 2016 06:53 pm (UTC)
Если искусство *просто-напросто отражает* что бы то ни было, то занимается оно явно не своим делом.
egovoru
Jan. 10th, 2016 01:36 pm (UTC)
Тут может быть два разных подхода. Мы можем, как Вы предлагаете, заранее назначить искусством некий вид деятельности, а все то, что не подходит под это определение, считать неискусством. Или мы можем менять наше определение искусства по мере эволюции последнего.

Но дело даже не в определениях. У меня есть смутное ощущение, что деятельность по созданию первой картинки в этом посте принципиально отличается от деятельности по созданию последней, хотя они и принадлежат одному и тому же автору. Только я никак не могу ухватить словами, в чем же именно заключается это различие :( А Вам как кажется?
(no subject) - nebos_avos - Jan. 10th, 2016 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 10th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 10th, 2016 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 10th, 2016 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 05:22 pm (UTC) - Expand
gg59
Jan. 9th, 2016 08:25 pm (UTC)
Первое же предложение вызвало желание спорить: корявый неизящный танец не вызовет дождь, а плохо сделанный неэстетичный амулет не может иметь магической силы.
nebos_avos
Jan. 10th, 2016 10:58 am (UTC)
И мне это показалось спорным. Архаический ритуал, если верить Мамфорду, скрупулезно выверен: только такие действия и только в такой последовательности имеют магическую силу - неряшливость считается мало того, что недейственной, а даже опасной.
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 10th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 10th, 2016 05:09 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jan. 10th, 2016 01:57 pm (UTC)
Согласна, тезис спорный. Проверить его очень трудно: ведь, если первобытные артефакты сейчас кажутся нам невыразимо-прекрасными (какими, например, мне кажутся наскальные рисунки из пещеры Ласко), то это еще не значит, что и современники ценили их именно за это.

В любом случае, на каком-то этапе развития человечества искусство и магия разделились: мы уже не ожидаем от изображения животного удачи на охоте, мы просто наслаждаемся изяществом его линий и гармонией цветов.

Первая картинка в этом посте вызывает у меня именно такое эстетическое наслаждение, а вот вторая - нет (хотя, конечно, по фото трудно судить о трехмерном объекте - но я сильно подозреваю, что мое восприятие не изменилось бы, если бы я увидела эту инсталляцию в натуре, ).

Вопрос у меня такой: это потому, что я просто-напросто "не доросла" до способности видеть красоту подобных арт-объектов (в конце концов, ведь и произведения, скажем, импрессионистов сначала показались "мазней" широкой публике), или потому, что где-то по пути своего развития искусство вообще потеряло свою эстетическую сущность? И, если это последнее, то почему это произошло?
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Jan. 10th, 2016 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
skichmana
Jan. 10th, 2016 06:31 am (UTC)
Думаю, что "чувство прекрасного" в человеке заложено эволюционно. При поиске партнера человек (да и не только человек) подыскивает покрасивее, т.е. без изъянов, симметрично чтоб всё было и т.д. А павлины? Разве это не эстетическое чувство создало хвост со 150-ю перьями?
Даже не задумывающиеся об эстетике верующие с большим пылом молятся перед иконами красивыми, написанными мастерами.
egovoru
Jan. 10th, 2016 02:28 pm (UTC)
Мысль о биологической обусловленности нашего чувства прекрасного, конечно, сразу приходит на ум. Другое дело, что, если я правильно понимаю, все же искусство как таковое - это чисто человеческое свойство. Так же, как и речь: безусловно, она возникла путем эволюции звуковой коммуникации наших животных предков, но все же наш язык настолько сильно отличается от сигналов животных, что имеет смысл говорить о качественном переходе, а не просто о количественном различии.

Даже с красотой полового партнера все не так просто: если некоторые признаки красоты (симметричность черт, чистоту кожи и т.д.) легко увязать с хорошей генетикой и, следовательно, эволюционной выгодой, то все мы прекрасно знаем, что этими понятными признаками дело далеко не ограничивается. А ведь мы способны усматривать красоту, например, в горном пейзаже или в совершенно несъедобных цветах. Объяснить такие вещи биологической эволюцией не так-то просто.

Что же касается знаменитого павлиньего хвоста, то где доказательства, что павлиньи курочки ценят именно его красоту? Насколько я знаю, наиболее правдоподобным объяснением считается то, что павлиний хвост выступает "индикатором жизнеспособности", поскольку он тяжелый и таскать его неудобно. У меня на эту тему есть отдельный пост - может быть, Вам будет интересно?
(no subject) - skichmana - Jan. 10th, 2016 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skichmana - Jan. 10th, 2016 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skichmana - Jan. 10th, 2016 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skichmana - Jan. 10th, 2016 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 05:53 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Jan. 10th, 2016 09:23 am (UTC)
К красоте спасет мир полезно рассмотреть начало реформации, когда стремление к красоте в Риме потребовало невероятного финансового напряжения.

К туалету. Есть прекрасная песня на эту тему
Майк Науменко - Ода ванной комнате
https://youtu.be/H68cq8a6MAU
egovoru
Jan. 10th, 2016 02:33 pm (UTC)
"К красоте спасет мир полезно рассмотреть начало реформации"

Да, красота и религия - это отдельная богатая тема. Как Вы думаете, в принципиальном отказе от красоты у современных художников (если только это действительно принципиальный отказ?) можно усмотреть нечто аналогичное отказу Лютера от золотых риз и потиров?
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 10th, 2016 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 10th, 2016 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 10th, 2016 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 11th, 2016 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Jan. 10th, 2016 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2016 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Jan. 10th, 2016 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 11th, 2016 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Jan. 11th, 2016 08:04 pm (UTC) - Expand
almakedonskij
Jan. 18th, 2016 06:14 pm (UTC)
а было ли искусство магией? ))
egovoru
Jan. 18th, 2016 06:35 pm (UTC)
Насколько я знаю, исторически первые произведения искусства - в частности, палеолитические наскальные росписи - считаются имеющими именно магический смысл.
(no subject) - almakedonskij - Jan. 18th, 2016 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2016 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Jan. 18th, 2016 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2016 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Jan. 18th, 2016 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Jan. 18th, 2016 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2016 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Jan. 19th, 2016 07:23 am (UTC) - Expand
( 114 comments — Leave a comment )