В свои первые студенческие каникулы поехала я в тогда еще Ленинград и, натурально, пошла в Эрмитаж – хорошо помню мороз и очередь. Розовые кружевные маркизы Ватто, Фрагонара и Буше попадались мне и в московских музеях, но императорская фамилия питала к ним особое пристрастие. И вот, бродя среди этих бесчисленных маркиз и их кавалеров, я стала замечать, что они уже не так сильно меня раздражают. А дальше – больше: они начали мне нравиться. Нет, я все равно бы отдала сотню Фрагонаров за одного Эль Греко, но с тех самых пор и Фрагонар для меня не вовсе потерян ;)
Думаю, наш художественный вкус в основном формируется в детстве и автоматически, примерно как образ мамы запечатлевается у лоренцевских гусят. Но в случае с Фрагонаром я успела сознательно отследить, как ударная доза его творений повлияла на мое восприятие. А не попади я в Эрмитаж в тот далекий уже год – может, до сего дня осталась бы равнодушна к такой живописи.
А у вас, уважаемые, бывали подобные «моменты истины»?
И еще о художественном вкусе или, скорее, слухе: заглавная строчка в моей памяти сохранилась как «И жизнь, как жемчужную шутку...» – ведь правда, не случайно? ;)
(из собрания Эрмитажа).