?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжки по самоусовершенствованию усиленно рекомендуют делать хорошую мину при плохой игре – в буквальном смысле: улыбаться, когда тебе невесело. Физиологическая обратная связь регистрирует сокращения мимических мышц и сообщает их в нервные центры контроля эмоций. А правители убеждены, что таким же способом – снаружи внутрь – можно контролировать и мысли населения.


В самом деле, ведь зачем Петр Первый рубил боярские бороды? Полагал, что удаление растительности с подбородка способствует восприятию идей европейского Просвещения. А советские руководители верили, что запретом на ношение слишком узких или слишком широких брюк они укрепляют идейную стойкость строителей коммунизма.

Сегодня следы этой веры обнаруживаются в дебатах по поводу головных уборов мусульманских женщин. Положим, ношение паранджи, полностью закрывающей лицо, может представлять собой общественную опасность – как это иллюстрирует знаменитый киноэпизод «Гюльчатай, открой личико!» :( Но вот французский закон против ношения школьницами даже хиджаба, оставляющего лицо открытым, кажется мне чрезмерным.

Хорошо бы не гадать, а проследить, действительно ли насильственное срывание чадры способствует скорейшей ассимиляции? И еще: не сопровождается ли оно, как петровские реформы, закладкой социальной бомбы замедленного действия?


– Вам, должно быть, страшно неудобно и тесно! – Так и есть! А ведь я ношу их только 20 минут! (отсюда)

Posts from This Journal by “свобода” Tag

  • Одна на всех луна

    Трактат Канта о морали вышел из печати в тот же насыщенный период между Американской и Французской революциями, что и труд Бентама, но содержал…

  • Рабство всегда порождает рабство

    Европейский капитализм развивался параллельно с политическим либерализмом – не удивительно, что они кажутся нам двумя сторонами одной медали. А вот…

  • Свободы сеятель пустынный

    Термин «свобода совести» кажется мне не слишком удачным, но более подходящее слово «свободомыслие» уже занято совсем другой концепцией. «Декларация…

Comments

( 92 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
egovoru
Feb. 5th, 2016 03:47 am (UTC)
Вы, наверное, случайно стерли свой комментарий, но он, к счастью, сохранился у меня в почтовом ящике.

"Уточню, что во Франции, а теперь и в Бельгии запрещено носить во всех государственных учреждениях ЛЮБЫЕ знаки религиозной принадлежности. Запрещены не только хиджабы, но и кресты или, скажем, еврейские киппы."

Да, я знаю об этом, но, кажется, именно хиджабы вызывают самые горячие дискуссии.

"Это сделано так, потому что одним из важных завоеваний французской революции был постулат, что религия дело сугубо частное, государство (и государственные школы, скажем) отделены от религии."

Мне кажется, что отделение церкви от государства как раз должно означать, что государство не может вмешиваться в то, как одеваются приверженцы той или иной религии. Французская трактовка - не единственно возможная: например, в США разрешены даже бурки (хотя и требуется ее снимать для проверки личности на границе и т.д.).

"На протяжении 70 лет советская власть настаивала на том, что женщины равны мужчинам"

Я боюсь, что советские женщины, укладывавшие шпалы, мешавшие бетон и т.д. - не самый привлекательный пример женского равноправия :(

"Мне кажется, что и в 1950е были разные трактовки того, что на самом деле значит быть коммунистом и какие брюки надо носить, хотя компания против стиляг была, это безусловно."

Конечно, были разные трактовки. Но Вы отлично знаете, что следовало за попыткой предложить трактовку, отличную от излагаемой в газете "Правда" :(

"Но с Вашим мотивов Петра Великого вряд ли бы согласись историки культуры. Мне кажется, сложнее было дело."

А что конкретно Вы имеете в виду?
napoli
Feb. 5th, 2016 03:04 am (UTC)
Это, наверное, были американские книжки по самоусовершенствованию :-).
Последний тренд - exhilarating pessimism.

Пара цитат на английском:
http://www.livelib.ru/quote/1155283
http://www.livelib.ru/quote/1155298

>> действительно ли насильственное срывание чадры способствует скорейшей ассимиляции?

Да. У детей закрепляется визуальный и внутреощущаемый образ "нормального", то есть наиболее широко принятого в обществе. Это даёт им силы отстаивать не-ношение чадры даже дома, если там попытаются в её в неё одеть.
egovoru
Feb. 5th, 2016 03:50 am (UTC)
"У детей закрепляется визуальный и внутреощущаемый образ "нормального", то есть наиболее широко принятого в обществе"

Понятно, что дети - на то и дети, чтобы запечатлять все, что им показывают. Вопрос в том, а действительно ли надо запрещать такие вещи? Ведь важно не то, что на голове, а то, что - в ней?
(no subject) - napoli - Feb. 5th, 2016 03:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 04:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 5th, 2016 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 6th, 2016 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 6th, 2016 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 6th, 2016 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 6th, 2016 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 5th, 2016 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 6th, 2016 01:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 6th, 2016 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 6th, 2016 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 03:03 pm (UTC) - Expand
3seemingmonkeys
Feb. 5th, 2016 07:09 am (UTC)
а что за бомбу заложил петр, что имеется ввиду?
gg59
Feb. 5th, 2016 08:37 am (UTC)
Речь, видимо, о том, что свободу нельзя насадить. Только воспитать. Иначе несвобода берет реванш, как и случилось в России два века спустя.
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 5th, 2016 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 5th, 2016 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 5th, 2016 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 5th, 2016 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 6th, 2016 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 6th, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 6th, 2016 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 6th, 2016 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 6th, 2016 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 6th, 2016 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 01:20 pm (UTC) - Expand
egovoru
Feb. 5th, 2016 01:09 pm (UTC)
Мне кажется, что именно петровская политика насильственного европеизирования элиты и привела впоследствии к той поляризации российского общества, которая сказывается и по сей день. А?

Edited at 2016-02-05 01:11 pm (UTC)
mrs_mcwinkie
Feb. 5th, 2016 07:16 am (UTC)
Простите, а что за социальная бомба?
egovoru
Feb. 5th, 2016 01:11 pm (UTC)
Я имею в виду, что никакое насилие, даже во благо, не проходит бесследно. Я опасаюсь, что именно петровская политика насильственного европеизирования элиты и привела впоследствии к той поляризации российского общества, которая во многом определила ход истории страны и сказывается и по сей день. А?
(no subject) - mrs_mcwinkie - Feb. 5th, 2016 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleytis11 - Feb. 5th, 2016 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleytis11 - Feb. 8th, 2016 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2016 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleytis11 - Feb. 9th, 2016 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 10th, 2016 12:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleytis11 - Feb. 11th, 2016 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 12th, 2016 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 12:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Feb. 6th, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 03:22 pm (UTC) - Expand
gg59
Feb. 5th, 2016 08:31 am (UTC)
И мне думается, что на культурные процессы нельзя влиять революционно.
Аукнется.
egovoru
Feb. 5th, 2016 01:19 pm (UTC)
По-видимому, одним из мотивов французских законодателей было желание защитить девочек в чадре от нападок одноклассников: ведь детскую жестокость возбуждает всякое отличие от среднестатистической нормы (что показано, например, в знаменитом фильме "Чучело"). Но, с другой стороны, если не бороться с этой жестокостью еще в школе, то потом ведь поздно будет :(
(no subject) - gg59 - Feb. 5th, 2016 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 5th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 11:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Feb. 6th, 2016 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 6th, 2016 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 6th, 2016 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 7th, 2016 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 7th, 2016 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 7th, 2016 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 7th, 2016 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 7th, 2016 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 7th, 2016 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 7th, 2016 11:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 7th, 2016 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 7th, 2016 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 8th, 2016 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 8th, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - napoli - Feb. 8th, 2016 12:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 8th, 2016 12:42 am (UTC) - Expand
a_gorb
Feb. 5th, 2016 04:35 pm (UTC)
”Но вот французский закон против ношения школьницами даже хиджаба, оставляющего лицо открытым, кажется мне чрезмерным.”
В любом обществе огромное количество таких чрезмерных законов. Например, я уверен, что мне не позволят ходить по улицам города обнаженным, мне не позволят войти в церковь в футболке с некоторыми изображениями, и вряд ли мне будет позволено даже просто гулять, например, в форме эсесовца. А представители многих профессий просто обязаны носить строго определенную форму (не запрет отдельных деталей, а прямое указание, что и как носить)!

”А правители убеждены, что таким же способом – снаружи внутрь – можно контролировать и мысли населения.
В самом деле, ведь зачем Петр Первый рубил боярские бороды? Полагал, что удаление растительности с подбородка способствует восприятию идей европейского Просвещения. А советские руководители верили, что запретом на ношение слишком узких или слишком широких брюк они укрепляют идейную твердость строителей коммунизма.”

Я думаю, что не собираются они так контролировать мысли. Это попытка придать всем одну форму, если не одну, то единообразную. А дальше просто – если индивидуум не сопротивляется и соглашается, то все ОК. А вот если он упрямо оставляет бороду или носит брюки клеш, то значит, он способен выступать против единообразия в обществе, против генеральной линии, на такого человека надо обратить внимание. А вот если он даже под сильным давлением продолжает так делать, то такого человека просто сразу надо записать в бунтари и всегда это иметь в виду. Т.е., да контролировать мысли, но не в том смысле слова контролировать, что управлять этими мыслями, а в том смысле, что иметь данные об этих мыслях. В самом деле, такой подход может работать гораздо лучше, чем соцопросы. Человек сам, добровольно выдает свои мысли.
egovoru
Feb. 6th, 2016 12:30 am (UTC)
"представители многих профессий просто обязаны носить строго определенную форму"

Да, но ведь эти требования связаны с профессиональной необходимостью: скажем, строителям обязательны защитные шлемы, врачам - белые халаты, и т.д. Кроме того, эти требования регламентируют ведь только рабочую одежду: ни строитель, ни врач не обязаны, скажем, ходить в гости или в кино в своих профессиональных одеяниях ;)

"А вот если он упрямо оставляет бороду или носит брюки клеш, то значит, он способен выступать против единообразия в обществе, против генеральной линии, на такого человека надо обратить внимание"

Очень интересная мысль! То есть, Вы полагаете, что требования к форме одежды - это своего рода проверка населения на Тартаковском, учебная тревога для выявления чересчур самостоятельно мыслящих?
(no subject) - a_gorb - Feb. 6th, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 6th, 2016 02:10 pm (UTC) - Expand
luxs135
Jul. 11th, 2016 09:32 am (UTC)
Мне таки кажется что дело не в том, что можно а что нет носить в светские места, а в том, где провести границу допустимого.
Вот простейший пример сдвигания прав. У нас в городке два университета. Так вот там разрешено ношение любых головных уборов.
И в связи с тем что сотрудники в основном работают за компьютерами, то все постепенно пришло к тому что все имели быстрый перекусон за рабочим местом. А потом вдруг возник вопрсос, что нынче рамадан и держащим его очень трудно смотреть как соседи радостно лупят бутики. Нельзя ли руковоству поспособствовать тому, чтобы все ели только в столовой. И бутылки с водой не ставили на стол.... Один институт прогнулся, один устоят и послал их...
Зато сейчас в другом институте уже обсуждают что институт должен предостввить им возможность 5 раз день молиться.
egovoru
Jul. 11th, 2016 12:07 pm (UTC)
"дело не в том, что можно а что нет носить в светские места, а в том, где провести границу допустимого"

Верно. И эта граница определяется "золотым правилом" в его простейшей формулировке: запрещать следует только такие действия индивидуума, которые приносят вред другим индивидуумам. Но, разумеется, каждый отдельный случай требует отдельного решения, т.к. понять, наносят вред или не наносят, не так-то легко. Как в Вашем примере: институтам пришлось решать, что представляет собой большее зло: неудобство тех, кому трудно соблюдать пост, когда другие едят, или тех, кому надо идти в столовую, когда можно поесть на рабочем месте.

Но в этом смысле потребности мусульман - вряд ли исключение: даже сторонники одной и той же религии достаточно различаются своими привычками и пристрастиями, чтобы это постоянно приводило к конфликтам подобного рода ;)
(no subject) - luxs135 - Jul. 11th, 2016 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 11th, 2016 01:00 pm (UTC) - Expand
( 92 comments — Leave a comment )