?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сомерсет Моэм, размышляя о писательском ремесле, приходит к выводу, что следует стремиться к ясности, простоте и благозвучию – именно в таком порядке. Он не единственный автор, кто ставит ясность столь высоко. Вот, например, Ломоносов: «Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.» И Пушкин: «Точность и ясность – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.»


Но что такое ясность, и как, собственно, добиться ее на письме? Для Михаила Кузмина, апостола «прекрасной ясности», это, в первую очередь, гармония: «Нужно, чтобы от неверно положенного свода не рухнула вся постройка, чтобы частности не затемняли целого, чтобы самый несимметричный и тревожащий замысел был достигнут сознательными и закономерными средствами.»

Но Моэм, кажется, имеет в виду нечто другое. Он полагает, что иногда люди пишут неясно потому, что они думают не до того, как писать, а в то время, как пишут – надеясь, что сам процесс письма поможет им прояснить собственную мысль. Проблема, однако, в том, что записанная мысль начинает жить самостоятельно и сопротивляется дальнейшему уточнению – автор подпадает под гипноз собственного текста.

«Очень легко убедить себя, будто фраза, которую не вполне понимаешь, на самом деле сугубо значительна. А отсюда – один шаг до привычки закреплять свои впечатления на бумаге во всей их изначальной туманности.» И, похоже, эта ловушка подстерегает всех пишущих :(


Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
jenya444
Mar. 11th, 2016 10:38 pm (UTC)
Пока понятно.
egovoru
Mar. 12th, 2016 12:28 am (UTC)
Меня более всего смущает то, что ведь писатель по определению вынужден действовать вслепую, без обратной связи со стороны читателя. Когда мы говорим, то уже по реакции собеседника сразу видим, понял он нас, или нет. А как это понять писателю?
(no subject) - jenya444 - Mar. 12th, 2016 12:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - jenya444 - Mar. 12th, 2016 12:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 01:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - jenya444 - Mar. 12th, 2016 03:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 01:27 pm (UTC) - Expand
antonrai
Mar. 12th, 2016 07:26 am (UTC)
Подстерегает такая опасность - никуда от нее не деться. И гипноз присутствует. Ясность же - это когда ясно, тому кто читает, а не тому, кто написал:)
egovoru
Mar. 12th, 2016 12:55 pm (UTC)
"это когда ясно, тому кто читает"

В том-то и дело. А как же можно узнать, ясно читателю, или нет? Правда, я вообще не очень понимаю, что такое ясность в приложении к художественному тексту, о котором говорит Моэм. А Вы понимаете?
(no subject) - antonrai - Mar. 12th, 2016 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antonrai - Mar. 12th, 2016 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antonrai - Mar. 12th, 2016 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antonrai - Mar. 12th, 2016 01:47 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Mar. 12th, 2016 09:56 am (UTC)
"Прекрасное требует, быть может, рабского подражания тому, что есть в вещах невыразимого" (Поль Валери) http://mreadz.com/new/index.php?id=230968&pages=55
Коль с этим согласиться, то суждение Моэма сомнительно: чтобы выразить невыразимое, приходится ясностью пренебречь.
Непонятность бывает двух родов: отталкивающая и влекущая. В отношении к последней иногда говорят, что есть там некая тайна. Это значит, что твое разумение текста никогда не будет окончательным - иначе ты бы мог его выразить своим текстом, т.е. без ущерба для смысла пересказать. Но что пересказуемо, то уж точно не поэзия!
egovoru
Mar. 12th, 2016 01:04 pm (UTC)
Моэм говорит именно о прозе, и в его представлении проза очень сильно отличается от поэзии. Кроме того, он, в сущности, размышлает не о том, как надо вообще писать прозу, но как надо писать именно ему, с его специфическими талантами и ограничениями.

Не знаю, читали ли Вы эту его книгу? На мой взгляд, она - может быть, самое интересное, что он написал за жизнь, интереснее любого его романа (правда, я добралась до нее уже тогда, когда прочла его соновные романы).

(no subject) - nebos_avos - Mar. 12th, 2016 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 01:32 pm (UTC) - Expand
egovoru
Mar. 12th, 2016 01:57 pm (UTC)
"иначе ты бы мог его выразить своим текстом, т.е. без ущерба для смысла пересказать"

Моэм, кстати, пишет о том, что в юности, в пору ученичества, он пытался своими словами пересказывать Свифта (которого он приводит в пример, как исключительно ясного писателя) и обнаружил, что это невозможно: невозможно найти более подходящее слово и поставить его в другое место, чем то, куда его поставил Свифт ;)

Правда, в конце концов он пришел к выводу, что "у совершенства есть один изъян: оно может наскучить.<...> Вот так же, восхищаясь поразительной ясностью Свифтовой прозы, ее сжатостью, естественностью, отсутствием аффектации, все же со временем чувствуешь, что внимание твое отвлекается, если только самое содержание не удерживает его."

Так что самой по себе ясности тоже недостаточно ;)

Edited at 2016-03-12 01:57 pm (UTC)
nebos_avos
Mar. 12th, 2016 10:01 am (UTC)
*Проблема, однако, в том, что записанная мысль начинает жить самостоятельно и сопротивляется дальнейшему уточнению*

Ну, и прекрасно! Настоящий писатель тот, кто умеет с самоволием своего текста смиряться.

Edited at 2016-03-12 10:01 am (UTC)
egovoru
Mar. 12th, 2016 01:12 pm (UTC)
Моэм имеет в виду то, что, по-видимому, лежит в основе всякой графомании: для некоторых пишущих текст приобретает некое сакральное значение, они придают ему слишком большую ценность и оттого перестают видеть его недостатки. Он этого не говорит, но, возможно, он выступает против того направления в литераратуре, которое стало модным примерно в его время и получило название литературы "потока сознания". От такого потока, наверное, действительно трудно ожидать ясности ;)

Сам же Моэм - писатель совсем другого склада, как он многократно повторяет - рассказчик историй. И в этой своей книге он рассуждает именно о том, как следует писать конкретно ему, с его личными особенностями.
nebos_avos
Mar. 12th, 2016 01:30 pm (UTC)
Насчет графомана, по-моему, он ошибается: напротив, графоман тот, кто в центр ставит себя-любимого, а писание использует ради самовыражения.
(no subject) - egovoru - Mar. 12th, 2016 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 12th, 2016 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 13th, 2016 03:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 13th, 2016 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 13th, 2016 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Mar. 13th, 2016 06:40 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Mar. 12th, 2016 05:26 pm (UTC)
Ну, если следовать логике Моэма, образец простоты и ясности -- "мама мыла раму".
Для каждой мысли ведь есть некий нижний предел, как бы пол -- и если проще, тогда это будет уже ниже плинтуса.
И опять же предел связности существует. Я имею в виду потерю смыслов при упрощении текста. К примеру, если в красках -- то картина получится, а если чёрно-белое -- то рисунок. Дюреру это не помешашает, а вот Гогену, к примеру, или тем более Малевичу с Мондрианом...
egovoru
Mar. 13th, 2016 03:12 am (UTC)
По всей видимости, под простотой Моэм подразумевает отсутствие избыточности средств выражения - избыточности по сравнению с необходимым для достижения цели. Но это ведь не означает недостаток средств необходимых, а лишение Гогена цвета было бы, наверное, именно этим последним?

Edited at 2016-03-13 03:13 am (UTC)
(no subject) - vls_smolich - Mar. 14th, 2016 04:30 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 13th, 2016 06:41 am (UTC)
Ясность
User antonrai referenced to your post from Ясность saying: [...] Ясность - это когда ясно тому, кто читает, а не тому, кто написал:) Родилось в комментариях к посту [...]
spaniel90100
Oct. 2nd, 2017 05:21 pm (UTC)
Я согласна, что Улицкая часто пишет плохо. Но она пишет ясно!

Образец писания неясного, по-моему, Мамардашвили. По-моему, он и сам себя не понимал, а только вид делал.
"надеясь, что сам процесс письма поможет им прояснить собственную мысль" - вот-вот.
egovoru
Oct. 2nd, 2017 10:57 pm (UTC)
Да, у Улицкой проблема другая: она графоманка. Начало книги "Медея и ее дети" могло бы составить отличный рассказ, но автору этого показалось мало - ей во что бы то ни стало хотелось роман. Тогда она, ничтоже сумняшеся, набила в этот мешок кучу трухи, как когда-то недобросовестные торговцы подмешивали в муку мел. Как и торговец, автор, который не понимает, что так делать нельзя - безнадежен :(

Что же касается Мамардашвили, то, по-видимому, это был человек, в принципе не способный к изложению своих мыслей на письме: ведь все его сохранившиеся тексты - это транскрипты лекций. (Такая способность не зависит от общего интеллекта).

Я вовсе не могу его читать, но то же, увы, относится к почти всем философским трактатам, так что, похоже, дело тут не столько в стиле, сколько в содержании. Я думаю, чтобы читать такое, надо обладать специфическим складом ума, который встречается не так уж редко - среди читателей этого журнала есть немало поклонников Мамардашвили.
(no subject) - spaniel90100 - Oct. 3rd, 2017 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 3rd, 2017 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spaniel90100 - Oct. 4th, 2017 01:49 pm (UTC) - Expand
( 40 comments — Leave a comment )