?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Побывав в Нидерландах, я сразу прониклась привязанностью Саардамского плотника к этой колыбели новоевропейской цивилизации. Страна показалась мне похожей на Эстонию: такая же морская, молочная и цветочная. Но не зажатая под мышкой континента, а открытая всем ветрам: 90% населения говорят по-английски, 70% – по-немецки; эти официальные сведения подтверждаются личными наблюдениями. В туземной же речи присутствует забавный звук, похожий на тот, что мы производим, полоская горло. Сплавившись по Рейну, существительные утратили свои заглавные буквы; как сообщают знающие язык, та же судьба постигла и падежи.


Поля, каналы и мельницы узнаваемы по пейзажам Рейсдала; к ним прибавились теплицы и велосипеды. Неяркого голландского солнца хватает для батарей, питающих электронные автобусные расписания. Музей с лейденской банкой и первым микроскопом Левенгука был закрыт, но и без того чувствовалось, что традиция жива: биологическую конференцию украсили докладами о слиянии галактик и рапознавании образов в мутных средах. Полы в ванной комнате гостиничного номера – в точности, как у эрмитажного Питера де Хоха.

Голландский Золотой век (семнадцатый) нашел свое художественное выражение именно в живописи: не существует ни великих голландских романов, ни симфоний – эти формы к тому времени еще не сложились, а потом и век кончился. Примечательнее всего сам выбор сюжетов: ни тебе библейских сцен, ни греческих мифов, ни даже портретов знати – только повседневная жизнь простых обывателей. Вот некоторые запомнившиеся образцы из амстердамского Райксмузея:


Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608 (фото отсюда)



Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1647 (фото отсюда)



Ян Стен. Урок танцев. 1660-1679 (фото отсюда)

Posts from This Journal by “genius loci” Tag

Comments

egovoru
Mar. 30th, 2016 12:47 pm (UTC)
"вопрос, кто кого напоминает"

Это, конечно, была шутка ;) Хоть строил Петропавловский собор итальянец Трезини, шпиль сооружал Харман ван Болос из Амстердама. Шпиль Адмиралтейства ("И ясны спящие громады/ Пустынных улиц, и светла/ Адмиралтейская игла"), кстати - тоже его руки ;)

"Монархические настроения в Нидерландах и при республике были достаточно сильны"

В Вики я прочла, что во времена республики stadhouder'ов многих провинций выбирали, как правило, из рода Оранских-Нассау - столь прочна была репутация Вильгельма Молчаливого :)

Вот, например, список для Голландии, Зеландии и Утрехта:

1572—1584 Вильгельм I Оранский
1584—1589 Адольф ван Ниувенар (только Утрехт)
1585—1625 Мориц Нассау
1625—1647 Фредерик-Хендрик Оранский
1647—1650 Вильгельм II Оранский
1672—1702 Вильгельм III Оранский

Так что эта республика, похоже, была довольно своеобразная ;)

Edited at 2016-03-30 12:51 pm (UTC)
kneiphof
Nov. 19th, 2017 06:18 pm (UTC)
Интересный диалог :)

Немного дополню.

Как написали выше, падежей действительно нет, но сохранились некоторые "закостеневшие" конструкции, например в составе поговорок (Luiheid is kussens des duivels - "Лень - поцелуй дьявола"), зачастую в редуцированной форме ('s morgens - утром, 's avonds - вечером). Но чем дальше в глубь веков, тем нидерландский более похож на немецкий. Правда в первую очередь не на нынешний литературный высокий немецкий, а на немецкий северной, ганзейский Германии.

Про архитектуру и похожесть. Существуют два типичных нидерландских стиля - голландский маньеризм (конец 16-начало 17 века) и голландский классицизм (17-18 век). Барокко в архитектуре в Нидерландах фактически не было. Ведь барокко - это прежде всего католический стиль. Голландский маньеризм очень близок к фламандскому ренессансу. Нидерланды, конечно, во многом похожи на Бельгию (прежде всего Фландрию, разумеется). Но есть и большая разница. Нидерландская архитектура более сдержана. Поэтому в общем и целом нидерландский архитектурный ландшафт более походит на север Германии и даже немного на Скандинавию. Что, кстати, объясняется ещё и тем, что в 16-17 веках фламандские и нидерландские архитекторы были востребованы во всем регионе Балтийского моря. Они работали и в Швеции, и в Дании, и в Гданьске/Данциге, и в Кёнигсберге.

Про монархию. Короли в Нидерландах появились только в 19 веке. До этого, во времена Республики, в Нидерландах были stadhouder'ы (в российской историографии их почему-то принято на немецкий манер называть штадтгалтерами). Исторически (с габсбургских времён) штадтгалтеры были наместниками, назначавшимися испанским королём. После отделения Нидерландов от Испании должность, как ни странно, сохранилась! Конечно, испанский король их уже не назначал, фактически сформировалась своя династия (хотя формально их выбирали). Но штадтгалтеры времён республики не были настоящими монархами с полнотой власти. Прежде всего они были военачальниками, а во внутренней политике их власть ограничивалась Генеральными штатами. В тогдашних Нидерландах фактически существовали две партии - "сторонники государства" (т.е. республиканской власти, генеральных штатов), в основном городская буржуазия приморских городов и "сторонники принца" (так иногда называли штадтгальтеров) - в основном сельская аристократия и простонародье (как ни странно). Отношения между этими двумя партиями были далеко не безоблачными, несколько раз страна оказывалась на грани гражданской войны.

В 1806 году Наполеон превратил Нидерланды в королевство (естественно, марионеточное), посадив на престол своего брата Людовика. Но уже в 1810 году Наполеон включил Нидерланды в состав Франции.

В 1815 году, после поражения Наполеона, было создано буферное государство - Объединённое Королевство Нидерландов (+/- земли нынешних Нидерландов, Бельгии и Люксембурга). В качестве короля назначили Виллема из оранской династии - той самой, к которой относились штадтгалтеры времён республики.

А уже через 15 лет Бельгия откололась в результате революции. Но это уже совсем другая история...

Вот такой небольшой экскурс :)
egovoru
Nov. 19th, 2017 06:48 pm (UTC)
"Но чем дальше в глубь веков, тем нидерландский более похож на немецкий"

По мне так и нынешний весьма похож - особенно на письме; звучит действительно совсем иначе.

"голландский маньеризм (конец 16-начало 17 века) и голландский классицизм (17-18 век)"

Как я понимаю, собор Петропавловской крепости тяготеет как раз к первому? Во всяком случае это то, что в Бремене называли "ренессансом", как Вы и пишете. А вот что такое "голландский классицизм"? Мне казалось, что классицизм-то везде одинаковый: "Вновь оснеженные колонны, Елагин мост и два огня"?
kneiphof
Nov. 19th, 2017 07:59 pm (UTC)
"По мне так и нынешний весьма похож - особенно на письме; звучит действительно совсем иначе."

Похож, конечно, но раньше был "похожее" :) Чем дальше в прошлое, тем больше общего (вспоминает лекции по введению в нидерландскую филологию) как в грамматике, так и в словарном запасе. Например, в современном нидерландском нет слова krank (больной; вернее есть, но только в составе слова krankzinnig, душевнобольной), а пару сотен лет назад - было. Вообще, нидерландский - этой такой немецкий-лайт. Грамматика проще. Нет падежей, только два рода (средний и "несредний", грамматическая разница между мужским и женским родами фактически атрофировалась). И кстати, века до 17-18 даже самоназвание языка было похожее, Diets ("ie" произносится, как долгое "и"). До сих пор существует понятие Dietsland (Нидерланды + Фландрия), хотя ныне оно редко используется и имеет определённые (негативные) политические коннотации (связано с некоторыми ирредентистскими националистическими движениями, выступавшими за создание "Великих Нидерландов"; ныне, правда, абсолютно маргинальными).

"Как я понимаю, собор Петропавловской крепости тяготеет как раз к первому? Во всяком случае это то, что в Бремене называли "ренессансом", как Вы и пишете. А вот что такое "голландский классицизм"? Мне казалось, что классицизм-то везде одинаковый: "Вновь оснеженные колонны, Елагин мост и два огня"?"

Петропавловский собор - это барокко (итальянец же строил). В Нидерландах похожего не припомню.

А голландский маньеризм выглядит вот так (Западная церковь в Амстердаме):



и так (Мясная палата в Харлеме):



А вот фламандский ренессанс (Антверпенская ратуша):



Похоже, не правда ли? В принципе, чёткой границы между ренессансом и маньеризмом нет.

А вот пример экспорта стиля (большой арсенал в Гданьске/Данциге)



Строил фламандец, но по стилю даже как-то ближе к голландской архитектуре.

А голландский классицизм он как раз без колонн, зато с пилястрами и прочими элементами классического ордера. Но - плоскими и на фоне красных или коричневых кирпичных стен (музей Маурицхёйс в Гааге)



Хотя есть и примеры и с рустировской камнем. Но в общем, для архитектуры Нидерландов как раз характерно сочетание белых (каменных или оштукатуренных) элементов с неоштукатуренной кирпичной кладкой.

Edited at 2017-11-19 08:16 pm (UTC)
egovoru
Nov. 19th, 2017 08:26 pm (UTC)
"нидерландский - этой такой немецкий-лайт"

Как и английский. Мне вообще показалось, что Нидерланды - это Германия на полпути к Англии :)

"это барокко (итальянец же строил)"

Ну да, его называют "петровским барокко", но по сути - это же типичный "ренессанс", как Ваш гданьский арсенал или вот бременская ратуша:



А классицизм у Вашего примера действительно очень своебразный - от Палладио там почти ничего нет.
kneiphof
Nov. 19th, 2017 09:16 pm (UTC)
"Ну да, его называют "петровским барокко", но по сути - это же типичный "ренессанс", как Ваш гданьский арсенал или вот берлинская ратуша"

Как по мне, так Петропавловской собор поближе к итальянскому стилю будет. Хотя да, границу не всегда легко провести. Но не будем спорить. Пётр многому научился в Нидерландах (кстати, в Бельгии он тоже бывал, и даже неоднократно), так что неудивительно, что в архитектуре Петербурга есть нидерландские влияния.

Бременская ратуша - да, конечно, очень похожа на фламандскую/голландскую архитектуру. Спасибо, хороший пример. Один и тот же стиль, фактически. Я давно выдвинул тезис, что всё пространство южного побережья Северного и Балтийского морей (примерно от Дюнкерка до Кёнигсберга) суть один исторический регион. Во том, что касается культуры, у северной Германии зачастую больше общего с Нидерландами, чем с южной Германией. А если бы стандартный немецкий не раздавил северонемецкие диалекты (которые, на мой взгляд, имели полное право на формирование отдельного литературного языка), то и по языку было бы больше общего.

Конечно, североевропейский ренессанс довольно сильно отличался от настоящего итальянского. Зачастую заимствовали только декор (или даже элементы декора), в то время как структура зданий (силуэты, объёмы) фактически оставалась средневековой.

Голландский классицизм иногда немного напоминает британский георгианский стиль.
egovoru
Nov. 19th, 2017 09:55 pm (UTC)
"Во том, что касается культуры, у северной Германии зачастую больше общего с Нидерландами, чем с южной Германией"

Согласна с этим - в Германии я побывала во многих местах.