?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Побывав в Нидерландах, я сразу прониклась привязанностью Саардамского плотника к этой колыбели новоевропейской цивилизации. Страна показалась мне похожей на Эстонию: такая же морская, молочная и цветочная. Но не зажатая под мышкой континента, а открытая всем ветрам: 90% населения говорят по-английски, 70% – по-немецки; эти официальные сведения подтверждаются личными наблюдениями. В туземной же речи присутствует забавный звук, похожий на тот, что мы производим, полоская горло. Сплавившись по Рейну, существительные утратили свои заглавные буквы; как сообщают знающие язык, та же судьба постигла и падежи.


Поля, каналы и мельницы узнаваемы по пейзажам Рейсдала; к ним прибавились теплицы и велосипеды. Неяркого голландского солнца хватает для батарей, питающих электронные автобусные расписания. Музей с лейденской банкой и первым микроскопом Левенгука был закрыт, но и без того чувствовалось, что традиция жива: биологическую конференцию украсили докладами о слиянии галактик и рапознавании образов в мутных средах. Полы в ванной комнате гостиничного номера – в точности, как у эрмитажного Питера де Хоха.

Голландский Золотой век (семнадцатый) нашел свое художественное выражение именно в живописи: не существует ни великих голландских романов, ни симфоний – эти формы к тому времени еще не сложились, а потом и век кончился. Примечательнее всего сам выбор сюжетов: ни тебе библейских сцен, ни греческих мифов, ни даже портретов знати – только повседневная жизнь простых обывателей. Вот некоторые запомнившиеся образцы из амстердамского Райксмузея:


Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608 (фото отсюда)



Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1647 (фото отсюда)



Ян Стен. Урок танцев. 1660-1679 (фото отсюда)

Posts from This Journal by “genius loci” Tag

Comments

egovoru
Nov. 19th, 2017 08:26 pm (UTC)
"нидерландский - этой такой немецкий-лайт"

Как и английский. Мне вообще показалось, что Нидерланды - это Германия на полпути к Англии :)

"это барокко (итальянец же строил)"

Ну да, его называют "петровским барокко", но по сути - это же типичный "ренессанс", как Ваш гданьский арсенал или вот бременская ратуша:



А классицизм у Вашего примера действительно очень своебразный - от Палладио там почти ничего нет.
kneiphof
Nov. 19th, 2017 09:16 pm (UTC)
"Ну да, его называют "петровским барокко", но по сути - это же типичный "ренессанс", как Ваш гданьский арсенал или вот берлинская ратуша"

Как по мне, так Петропавловской собор поближе к итальянскому стилю будет. Хотя да, границу не всегда легко провести. Но не будем спорить. Пётр многому научился в Нидерландах (кстати, в Бельгии он тоже бывал, и даже неоднократно), так что неудивительно, что в архитектуре Петербурга есть нидерландские влияния.

Бременская ратуша - да, конечно, очень похожа на фламандскую/голландскую архитектуру. Спасибо, хороший пример. Один и тот же стиль, фактически. Я давно выдвинул тезис, что всё пространство южного побережья Северного и Балтийского морей (примерно от Дюнкерка до Кёнигсберга) суть один исторический регион. Во том, что касается культуры, у северной Германии зачастую больше общего с Нидерландами, чем с южной Германией. А если бы стандартный немецкий не раздавил северонемецкие диалекты (которые, на мой взгляд, имели полное право на формирование отдельного литературного языка), то и по языку было бы больше общего.

Конечно, североевропейский ренессанс довольно сильно отличался от настоящего итальянского. Зачастую заимствовали только декор (или даже элементы декора), в то время как структура зданий (силуэты, объёмы) фактически оставалась средневековой.

Голландский классицизм иногда немного напоминает британский георгианский стиль.
egovoru
Nov. 19th, 2017 09:55 pm (UTC)
"Во том, что касается культуры, у северной Германии зачастую больше общего с Нидерландами, чем с южной Германией"

Согласна с этим - в Германии я побывала во многих местах.