?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Побывав в Нидерландах, я сразу прониклась привязанностью Саардамского плотника к этой колыбели новоевропейской цивилизации. Страна показалась мне похожей на Эстонию: такая же морская, молочная и цветочная. Но не зажатая под мышкой континента, а открытая всем ветрам: 90% населения говорят по-английски, 70% – по-немецки; эти официальные сведения подтверждаются личными наблюдениями. В туземной же речи присутствует забавный звук, похожий на тот, что мы производим, полоская горло. Сплавившись по Рейну, существительные утратили свои заглавные буквы; как сообщают знающие язык, та же судьба постигла и падежи.


Поля, каналы и мельницы узнаваемы по пейзажам Рейсдала; к ним прибавились теплицы и велосипеды. Неяркого голландского солнца хватает для батарей, питающих электронные автобусные расписания. Музей с лейденской банкой и первым микроскопом Левенгука был закрыт, но и без того чувствовалось, что традиция жива: биологическую конференцию украсили докладами о слиянии галактик и рапознавании образов в мутных средах. Полы в ванной комнате гостиничного номера – в точности, как у эрмитажного Питера де Хоха.

Голландский Золотой век (семнадцатый) нашел свое художественное выражение именно в живописи: не существует ни великих голландских романов, ни симфоний – эти формы к тому времени еще не сложились, а потом и век кончился. Примечательнее всего сам выбор сюжетов: ни тебе библейских сцен, ни греческих мифов, ни даже портретов знати – только повседневная жизнь простых обывателей. Вот некоторые запомнившиеся образцы из амстердамского Райксмузея:


Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608 (фото отсюда)



Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1647 (фото отсюда)



Ян Стен. Урок танцев. 1660-1679 (фото отсюда)

Posts from This Journal by “genius loci” Tag

Comments

egovoru
Dec. 13th, 2018 12:13 am (UTC)
"определение Северное Возрождение весьма условно"

Я-то склонна думать, что и само название "Возрождение" не слишком удачно, потому что в то время в Европе начала складываться совсем новая цивилизация, которой в истории прежде никогда не было, а не просто произошла реставрация античного порядка.

Что же касается живописи, то я, признаться, тоже достаточно равнодушна к творениям великих итальянских мастеров - правда, это отчасти можно списать на то, что в подлиннике я видела только относительно немногочисленные их образцы.