?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не правда ли, что Григорий Ефимович и Трофим Денисович – двое из ларца? Одинаковых с лица – несмотря на то, что один носил бороду, а другой ее брил. Оба предлагали простые решения для сложных проблем, и оба обладали, по-видимому, некоей гипнотической силой – особенно эффективной в отношении самодержцев. Запредельная нелепость ими произносимого только увеличивала их убедительность – на которой, надо полагать, держался и авторитет Дельфийского оракула.


Что-то мне сдается, что вот-вот должна появиться (или уже, просто я не в курсе?) и третья инкарнация :(


Юрий Аксенов. Старец Григорий Распутин. 2015 (галерея Art Now)

Posts from This Journal by “мой 20-й век” Tag

  • Мне в моем метро никогда не тесно

    Анализируя советский строй, Михаил Эпштейн усматривает в нем возрождение культа матерински-земного начала в противоположность отцовско-небесному.…

  • Я вспоминаю одно и то же

    Политэкономия всегда казалась мне предметом, слишком сложным для моего ума. Так что затянувшееся обсуждение социализма и капитализма в моем журнале…

  • Иду змеиною тропой

    Немецкий нацизм считают наследием ницшеанской «морали господина», «белокурой бестии». А между тем, история создания Третьего рейха ведь гораздо…

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
ljpostmaster
Apr. 14th, 2016 03:22 am (UTC)


кого консультировать, путина?

egovoru
Apr. 14th, 2016 09:48 am (UTC)
Все властители нуждаются в чудесах :(
(Deleted comment)
egovoru
Apr. 14th, 2016 09:47 am (UTC)
Нет, я не имела в виду никакого конкретного деятеля, но сама общественная атмосфера, мне кажется, весьма благопроятна для их появления. Не случайно ведь растет число публикаций, пытающихся реабилитировать (и даже канонизировать) и Распутина, и Лысенко :(
(Deleted comment)
egovoru
Apr. 14th, 2016 09:51 am (UTC)
Изменения общественного сознания?
(Deleted comment)
alek_morse
Apr. 15th, 2016 12:37 am (UTC)
Честно говоря, я бы не слишком доверял выводам, сделанным на основе исторической аналогии. Во всяком случае, не абсолютизировал их.

Один мой знакомый киновед (большой спец в своей теме) четыре года назад уверял всех, что у нас наступает 1937 год. А сейчас говорит, что мы находимся в точке 1950-го, и скоро наступит 1954-ый (то есть после 1953 г.). И все свои общественно-политические и социокультурные построения базирует исключительно на этой аналогии. Не хочет строить больших планов, формулировать цели и задачи киноиндустрии, утверждая, что вот-вот, ещё немного, и всё так радикально изменится, что в данный момент бессмысленно задумываться о плане развития.
egovoru
Apr. 15th, 2016 12:40 am (UTC)
Конечно - нельзя дважды войти в одну реку. Я, скорее, написала это в качестве заклинания от ;)
alek_morse
Apr. 15th, 2016 12:56 am (UTC)
А в чём эти настроения выражаются? И как такой кандидат должен выглядеть, какова его будет социальная роль? Всё-таки довольно большая разница между академиком Лысенко и Гришкой Распутиным.

Кто он - политтехнолог или экономист? Или священник-духовник? На днях, например, роль спасителя Отечества попытался примерить экономист Алексей Кудрин, пообещав для правительства написать антикризисную программу. А Путин как раз сказал, что доверяет его взглядам. Но в Кудрине слишком много европейского лоска... Или, может быть, таким должен выглядеть современный фаворит при дворе (типа Бирона)?

Кстати, о параллелях...

Вот, скажем, когда Виктор Шендерович проводил параллели между сочинской олимпиадой и олимпиадой в Берлине времён Третьего Рейха, мне казалось, что, наверное, он выражает настроения части общества, но по сути происходящих событий это было настолько пальцем в небо, что я окончательно записал его в фантазёры.
egovoru
Apr. 15th, 2016 01:09 am (UTC)
Я имею в виду, что в ситуации затяжного кризиса остро возрастает желание чуда, а также вера в то, что чудо сие изойдет от самого дремучего индивидуума - чем дремучее, тем лучше :(
alek_morse
Apr. 15th, 2016 01:11 am (UTC)
Как, например, ждали экономического чуда от Егора Гайдара?
egovoru
Apr. 15th, 2016 01:12 am (UTC)
Насколько я понимаю, Гайдара все же считали образованным экономистом?
alek_morse
Apr. 15th, 2016 01:17 am (UTC)
В принципе да.
Я просто пытаюсь понять сказанное.

Ведь в Гайдара действительно верили как в мага экономических чудес. И был затяжной кризис. Значит, необязательно, чтобы в дремучего? Откуда дремучесть?

egovoru
Apr. 15th, 2016 01:26 am (UTC)
В то, что высококвалифицированный специалист способен решить наши проблемы, мы верим во все времена, и эта вера базируется на прошлом опыте. Но специалист - отнюдь не всемогущ; кроме того, ему требуются время, ресурсы и т.д. В нормальные периоды мы все это понимаем и набираемся терпения. Но в период кризиса мы начинаем это терпение терять: мы бы взяли частями, но нам нужно сразу.

И вот тогда у нас резко обостряется потребность в чуде, в парадоксе: если от специалиста нет толку, тогда избавление должно придти оттуда, откуда его меньше всего ожидаешь. Ведь не случайно древние так почитали сумасшедших ;)

Вспомните поведение терминальных больных, уже опробовавших все официальные лекарства: они готовы пробовать что угодно :(

Edited at 2016-04-15 01:30 am (UTC)
alek_morse
Apr. 15th, 2016 01:33 am (UTC)
Допустим. Но ведь Перестройку никак не назовёшь нормальным временем. Это, безусловно, был кризис и очень мощный. И вера в рациональность пошатнулась, вылезли маги и колдуны на ТВ. Ставили банки с водой перед телевизором. когда выступал Кашпировский. Может, и вера в Гайдара была из этого ряда?
egovoru
Apr. 15th, 2016 01:37 am (UTC)
Возможно. Мне трудно судить, кем его считали, специалистом или колдуном - я очень далека от мира экономической науки ;) Надо бы спросить Костю Фрумкина?
alek_morse
Apr. 15th, 2016 01:43 am (UTC)
Нет, зачем же? Именно вас и нас, кто не являлся специалистом в экономике, в этом отношении - рядовые граждане. Мы же доверяли чьему-то мнению, не разбираясь в экономике. А Егор Гайдар выглядел для этой роли превосходно, с точки зрения массового сознания: несколько заумный и говорит непонятными словами - значит, учёный. Из семьи чудесных сказителей - значит, волшебник. Кругленький и лысенький - похож на обычных людей. Обещает чудо - экономическое. И его поддерживает телевидение. ;)
egovoru
Apr. 15th, 2016 01:48 am (UTC)
Должна признаться, что вот как раз моему чисто обывательскому восприятию Гайдар не казался способным что-то сделать ;)

Но мне вообще при виде большинства политических деятелей сразу вспоминается:

Видели, дети мои, приложения к русским газетам?
Видели избранных, лучших, достойных и правых из правых?
В лица их молча вглядитесь, бумагу в руках разминая,
Тихо приветствуя мудрость любезной природы ;)

alek_morse
Apr. 15th, 2016 01:51 am (UTC)
Так-то оно так, конечно.

Но как сказал другой классик: "Других писателей у меня для вас нет".
То есть всё равно мы обречены либо разбираться в этих вещах и ставить на тех или иных лидеров, либо отдаться на откуп течения.
egovoru
Apr. 15th, 2016 01:51 am (UTC)
Да, Вы, конечно, правы - раз мы сами не хотим заниматься этими вещами, приходится выбирать из того, что есть :(

Edited at 2016-04-15 01:53 am (UTC)
sergeyoho
Apr. 17th, 2016 09:59 am (UTC)
Теперешний российский царь, мне кажется, подражает Николаю I, а не Николаю II. И не подкаблучник, даже разведён. Распутин-то влиял, как я понимаю, в основном на нервную супругу с тяжёлым характером, а та уже муженьком крутила. Так что в Распутина не очень верю.

Ну а всякие секты в случае большого кризиса, вероятно, таки да расцветут. Помню, когда я в 93-м первый раз посетил Москву как иностранец, повсюду плакаты «Белого братства» висели.
egovoru
Apr. 17th, 2016 01:38 pm (UTC)
Я не имею в виду буквальное воспроизведение распутинской ситуации, а общие черты феномена. Сталин тоже был мало похож на Николая II, но сходство Лысенко и Распутина бросается в глаза. Да и потом, этот феномен ведь проявляется не только на самом высшем уровне власти, а на всех - просто на высшем он становится наиболее заметен :(
( 23 comments — Leave a comment )