?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Пражская весна», разгром которой завершил нашу «Оттепель», была далеким отголоском волны социальной активности, прокатившейся по всем западным странам. Среди ее причин историки уверенно называют послевоенный взлет рождаемости – знаменитый «бэби бум». Когда все эти детки достигли сознательного возраста, они почувствовали, что смогут изменить мир к лучшему.


О бродвейском мюзикле 1968 года я ничего не знала, а сначала увидела его киноверсию – фильм Милоша Формана. Хиппи в Сентрал парке – это было первое, что бросилось ему в глаза в Нью-Йорке, куда он уехал, когда танки вошли в Прагу. Лозунг «Sex, drugs and rock 'n' roll» даже в молодости не казался мне особенно привлекательным, но вот антивоенное настроение я разделяю. Родившийся до войны Форман, и отец, и мать которого погибли в концлагере, его еще усилил, и фильм получился настоящим гимном жизни и жизнелюбию. Вот самая эффектная сцена из него:


На мой взгляд, Трит Уильямс здесь заслужил «Оскар» – но не получил. Форман в автобиографии пишет, что 1979-й был неудачным временем для такого фильма: тема уже стала «прошлогодним снегом», но еще не начала вызывать ностальгию. Он-то хотел сделать фильм сразу – но не вышло по независящим от него обстоятельствам.

От оригинальной бродвейской постановки в сети сохранилось немного. Но в 2009-м, почти через два поколения, для ностальгии, наконец, пришла пора, и мюзикл решили возобновить. Благодаря уважаемой poetry29 мне удалось попасть на одно из первых представлений.

Если в исходной версии главные роли сыграли сами авторы либретто, написавшие его о себе, то теперь это действо – сугубо ретроспективное и даже слегка ироническое. Что и правильно – нельзя дважды войти в одну реку. Но чувствуется, что современным детишкам ужасно нравится играть своих дедушек и бабушек, а ведь это – главный залог зрительского успеха. Душевный подъем исполнителей отчасти передает вот эта запись – заключительный фрагмент их «показательного выступления» на церемонии вручения премий «Тони», одну из которых они получили:


Слова этой песни, «Let the sunshine in» («Впустите солнечный свет»), немедленно приводят на ум советский антивоенный хит, «Пусть всегда будет солнце». Я даже подумала, нет ли здесь прямого влияния? Но, если оно и было, то в обратную сторону – ведь Майя Кристалинская впервые исполнила «Солнечный круг» еще в 1962-м.

Posts from This Journal by “песни нашего века” Tag

  • Чтоб не было этих разных фокстротов

    Будучи в Нью-Йорке, я непременно хотела посетить настоящий джазовый клуб – желательно, сохранившийся с тех самых времен. Увы, на Манхэттене не чтят…

  • И качаются наши песни

    Эту песню я впервые услышала в детстве – в начале семидесятых, от друзей по двору. Дело было далеко от столиц – значит, ее транслировали по радио…

  • Колорадо мое, Колорадо

    Первый нотный сборник ковбойских баллад вышел из печати уже в 1910 году, через три года после книжки О. Генри «Сердце запада». Но настоящая…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
moscow_i_ya
May. 16th, 2016 07:02 am (UTC)
Волосы (фильм) смотрела на видео, но ничего не помню, увы.
Вспомнился по ассоциации другой великий чех-эмигрант - Стоппард - и его пьеса рок-н-ролл, которую не так давно у нас поставили.
Вообще 68 год до сих пор значим для нашей страны.
Интересно, почему пост именно сейчас появился? Случайно или связь есть какая-то?
egovoru
May. 16th, 2016 12:42 pm (UTC)
"Волосы (фильм) смотрела на видео, но ничего не помню, увы"

Форман, надо сказать, здорово переработал сценарий - сделал его более динамичным и драматическим: в мюзикле, в общем, почти никакого сценария и нет. Для этого он радикально изменил типажи нескольких главных героев: в мюзикле Клод и Берджер - просто дупликация одного и того же персонажа, а вот у Формана Клод - провинциальный наивный мальчик, который прибывает в НЙ по повестке в военкомат и попадает в компанию хиппи, предводительствуемую Берджером (этот последний и танцует на столе в клипе в тексте поста). Главную девицу Шейлу Форман сделал дочкой богатых родителей. Смерть Берджера во Вьетнаме, куда он случайно попал вместо Клода - тоже придумка Формана, в мюзикле ничего этого нет.

"Вспомнился по ассоциации другой великий чех-эмигрант - Стоппард - и его пьеса рок-н-ролл"

А Вы видели постановку? Насколько я поняла, это пьеса о самой "Пражской весне". У Стоппарда судьба еще причудливее, чем у Формана - он ведь уехал из Чехословакии еще мальчиком, спасаясь от нацистов, и не сразу в Англию, а какое-то время прожил в Сингапуре и Индии. Я совсем не знаю его творчества: не читала (и не видела) даже знаменитых "Розенкранц и Гильденстерн мертвы".

"Вообще 68 год до сих пор значим для нашей страны"

Еще бы: он ведь показал, что "Оттепели" пришел конец! Положим, спад начался раньше, но после этого года не осталось уже никаких сомнений.

Меня, знаете ли, очень занимает параллелизм развития событий по обе стороны железного занавеса. Точнее, даже не столько самих событий, а их отражения в культуре того времени.

"Интересно, почему пост именно сейчас появился"

Я поклонница Формана, в том числе - его книжки (ссылка на полный текст есть из поста): замечательное чтение, очень рекомендую! Об этом мюзикле давно хотела написать в связи с интересующей меня темой хиппи. А написала именно сейчас потому, что в связи с календарной датой в очередной раз думала о войне и ее последствиях.
moscow_i_ya
May. 16th, 2016 12:48 pm (UTC)
Я как раз смотрела Рок-н-ролл и читала Берег Утопии, никак не могу собраться с духом и посмотреть. Вот моя рецензия на Рок-н-ролл, там не тлько весна, но и взгляд на нее через десятилетия
http://taanyabars.livejournal.com/107088.html
Кстати, есть еще один великий чешский эмигрант - Гроф.
А про почему сейчас спросила, потому что повела связь с последними политическими событиями
egovoru
May. 16th, 2016 01:04 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно. Как я поняла, это была постановка местными силами, а не привозная английская?

Не совсем поняла, что Вы имеете в виду, говоря, что "В году 2011 от идеалов 87-го мало что осталось"? Наверное, все же не от идеалов, как таковых, а от надежды на то, что события в стране будут развиваться в сторону приближения к ним?


moscow_i_ya
May. 16th, 2016 01:07 pm (UTC)
Это постановка РАМТ, причем не знаю, как эта постановка, а Берег утопии у РАМТ "авторизованный", с участием Стоппарда.

Нет, именно с идеалами. Мы верили, что рынок, свобода слова, товарное изобилие и открытые границы сделают нас счастливыми (если сильно упростить) Оказалось, с этим все сложнее :))
egovoru
May. 16th, 2016 01:31 pm (UTC)
Что касается счастья, то есть очень интересные исследования на сей счет.

А что до идеалов и разочарования в них, то здесь вопрос в том, насколько адекватным было Ваше исходное представление о них? Судя по всему, у многих - видимо, и у Вас в том числе - оно сильно напоминало представление героев "Чевенгура" о коммунизме :( Видимо, мало кто задумывался, например, что открытые границы - это ведь и потоки мигрантов, а не только возможность погреться на турецких пляжах :(
moscow_i_ya
May. 16th, 2016 01:34 pm (UTC)
Ну да, все было очень детское и наивное.
Впрочем, как и в Чехословакии 1968, если верить Стоппарду.
А открытые границы - это прежде всего, необходимость заработать на то, чтобы их пересечь :)
egovoru
May. 16th, 2016 01:37 pm (UTC)
Открытые границы - это, прежде всего, необходимость производства конкурентоспособных товаров. Об этом, мне кажется, вообще никто не думал :(
egovoru
May. 18th, 2016 12:46 pm (UTC)
"Впрочем, как и в Чехословакии 1968, если верить Стоппарду"

Не знаю, насколько точны его оценки? Все-таки он ведь жил не там, и к тому же был увезен из страны ребенком.

Форман в своей книжке не дает сколько-нибудь подробную картину политической ситуации, он только констатирует, что пришедший к власти Дубчек немедленно разрешил его фильм, запрещенный прежним руководством ;)

Конечно, нелепо пытаться представить, что было бы, кабы во рту росли грибы, но, я думаю, что, принимая во внимание историческую и культурную близость, если бы "пражская весна" не была разгромлена, Чехословакия эволюционировала бы туда же, куда эволюционировала послевоенная Германия, и куда она, если я не ошибаюсь (я никогда не бывала в этой стране), эволюционирует (уже разделившись) сейчас.
moscow_i_ya
May. 19th, 2016 07:41 am (UTC)
У нас тоже разрешили то, что было запрещено, да и сейчас, если исключить политику, практически все разрешено. Но... многим ли нужно то, что разрешено? И сколько шедевров не было снято просто из-за отсутствия денег? Вы, к примеру, уверены, что Тарковский стал бы Тарковским в условиях рынка и поиска финансирования?
В Германии была очень бегло, есть френдесса из Германии, которую регулярно читаю, после ее постов Германия не кажется эталоном общества, куда хочется стремиться.
Ну и вот впридачу мои относительно свежие впечатления о Швейцарии http://taanyabars.livejournal.com/346831.html
egovoru
May. 19th, 2016 12:09 pm (UTC)
"Вы, к примеру, уверены, что Тарковский стал бы Тарковским в условиях рынка и поиска финансирования?"

Но нам ведь семьдесят лет рассказывали о том, как губительно для художника капиталистическое окружение? Так почему же мы так удивились, обнаружив, что оно таки губительно?

Что же касается Вашей реакции на проблемы, с которыми Вы столкнулись в швейцарском отеле, то и мне случалось испытывать подобные чувства. Видимо, подсознательно западная жизнь предаставлялась нам, из-за железного занавеса, этаким раем с кисельными реками и молочными берегами;) Так что всякий раз, обнаруживая, что и на Солнце есть пятна, мы страшно раздражаемся ;)

В Швейцарии я провела всего неделю недавно и полдня - пятнадцать лет назад; вот мои замечания об этой стране. А в Германии я прожила несколько лет (правда, тоже уже давно); у меня и о ней есть текст :)
egovoru
May. 18th, 2016 12:52 pm (UTC)
"Оказалось, с этим все сложнее"

Должна признаться, что Ваши слова явились для меня неким откровением - они, видимо, дают ключ к пониманию того, почему большинство российского населения голосует так, как оно голосует.

Но ведь это же самый настоящий карго-культ? А стоит ли удивляться, что соломенные самолеты не летают? И, с другой стороны, если не демократия и рынок, то какой "рецепт" Вы считаете более действенным?
moscow_i_ya
May. 19th, 2016 07:45 am (UTC)
Я не политолог, я обыватель, я не знаю рецептов, могу только оценивать на собственной шкуре результаты тех рецептов, что нам предлагают.
Выражаяь языком вашей метафоры, самолеты летят, но... не туда. Мы получили все, чего так страстно желали. Только почему-то не рады этому.
Если хотите, очень много букв http://taanyabars.livejournal.com/357052.html
egovoru
May. 19th, 2016 12:31 pm (UTC)
"Я не политолог, я обыватель"

Я тоже. Более того, политическая экономия всегда казалась мне областью не для моего ума - слишком сложной :( Так что мы с Вами беседуем просто как обыватель с обывателем, без всяких претензий на то, что мы "знаем, как надо" ;)

"Мы получили все, чего так страстно желали"

Разве? Мне совсем так не кажется: жизнь в постсоветской России ни в какой свой период и близко не была похожа на жизнь, например, в той же Германии. То, что она радикально изменилась за очень короткий период, как Вы и описываете в своем эссе - факт. Но называть это "исполнением желаний", мне кажется, не стоит.

Те достижения цивилизации, которыми пользуются сегодня западные страны, не падают с неба, а создаются долгими, мучительными усилиями населения, методом проб и ошибок. Крайне наивно думать, что отмена некоторых из советских порядков немедленно даст тот же результат, что и века таких усилий. Не говоря уже о том, что и порядки были отменены далеко не все :(
moscow_i_ya
May. 20th, 2016 06:55 am (UTC)
Возможно, у меня были очень примитивные желания и представления о "той" жизни, но они вполне соответствуют тому, что мы имеем сейчас: товарное изобилие, свобода информации и передвижения.

Что касается той же Швейцарии, то меня впечатлил не только отельный инцидент, но и многое другое, что я пыталась показать мельком. Многое сталось за кадром, потому что поездка была семейной и этот аспект я не особенно раскрывала. Но сравнивая жизнь нашу и Женевских родственников я видела в ней гораздо больше сходства, чем различий.

Собственно, единственное выраженное различие, которое мне очевидно - это защищенность, которая оборачивается чувством внутренней безопасности. При этом не знаю, реально ли настолько выше защищенность, но что люди себя чувствуют по-другому, более спокойные и дружелюбные - факт.
egovoru
May. 16th, 2016 01:08 pm (UTC)
"Кстати, есть еще один великий чешский эмигрант - Гроф"

А вот этого имени я что-то совсем не знаю :( В своей книжке Форман поминает Гавела (с которым он учился в одной школе!) и Милоша Кундеру - не помню в какой связи. Книги последнего я, надо сказать, что-то сильно не полюбила: автор показался мне явно ущербной личностью, в отличие от Формана :(
moscow_i_ya
May. 16th, 2016 01:30 pm (UTC)
А вы погуглите. Гроф - ученый-медик, я думаю, вам интересно будет :)
egovoru
May. 16th, 2016 01:33 pm (UTC)
Но это ведь распространенная фамилия: как его звали хотя бы?
moscow_i_ya
May. 16th, 2016 01:37 pm (UTC)
Станислав.
Но вообще-то Гугл в первой странице выдает только того самого Грофа :))
egovoru
May. 16th, 2016 01:41 pm (UTC)
Похоже, он тоже несет печать своего поколения: занимался исследованиями не чего-нибудь, а действия ЛСД на психику!
jenya444
May. 18th, 2016 05:34 pm (UTC)
Спасибо, интересно. А Вы смотрели это постановку на Бродвее?
egovoru
May. 19th, 2016 12:45 pm (UTC)
Да, кажется, мы были в этом самом Al Hirschfeld Theatre, хотя я и не запомнила тогда его название. Во всяком случае, я хорошо помню исполнителя роли Клода - Гэвина Крила: это высокий парень в белой футболке в центре в первом раду на видео - мне понравилось, как он сыграл. В мюзикле-то именно Клод - главный хиппи, а Берджер у него в подручных ;)

Форман же сделал Клода провинциальным "маменькинким сынком", а некоторые его ключевые песни (в том числе и эту самую, коронную, "I got life") отдал Берджеру ;) Видели ли Вы этот фильм? Если нет, то рекомендую посмотреть: существо дела он передает отлично :)

А что касается бродвейских театров, то это единственная постановка, которую я рискнула посмотреть, пока жила в NYC. Должна признаться, что театр в моем представлении - это величественное здание с колоннами, поэтому внешний вид столь знаменитых бродвейских театров стал для меня культурных шоком ;) Правда, потом я сообразила, что, наверное, и шекспировский "Глобус" не выглядел, как "Гранд Опера" ;)

А Вы видели ли какие-нибудь бродвейские постановки?
( 22 comments — Leave a comment )