?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кого мы называем гением? Начнем с того, что словосочетание «непризнанный гений» кажется мне оксюмороном, поскольку само понятие «гений» именно и отражает признание, субъективную оценку деятельности одного человека другими. При этом, однако, мы можем придавать этому слову два совершенно разных смысла.


Вот, скажем, я уверенно называю гениями Эсхила, Рафаэля и Ньютона – несмотря на то, что до сих пор не удосужилась прочитать ни одной пьесы первого; немногие творения второго, которые я видела, оставили меня вполне равнодушной; а что касается третьего, то, я подозреваю, профессиональный физик, а еще лучше – историк этой науки, смог бы более адекватно оценить его вклад, чем я. И, тем не менее, у меня нет никаких сомнений в гениальности всех троих – настолько прочна их репутация у современного человечества. Это, так сказать, гении в общественном, или статистическом смысле. Другое их название – «классики». Именно так понимает гениальность, например, Владимир Эфроимсон, когда исследует ее генетику в своей книжке. Примечательно, что эта функция – не дискретная, а непрерывная: скажем, Ионеско, Фрагонар и Бернулли – вроде тоже гении, но как-то смутно ощущается, что все же меньшего масштаба.

А есть и совсем другие гении – для меня это, скажем, Теннесси Вильямс, Эль Греко и Томас Хант Морган. Это люди, чьи деяния произвели на меня лично неизгладимое впечатление; это, так сказать, гении в персональном смысле. И тут самое интересное – что же это конкретно за эмоции, которые вызывают у нас творения наших персональных гениев? Мне кажется, что общий знаменатель у этих эмоций – ощущение, что ты сам мог бы совершить то, что сделали они (во всяком случае, не отказался бы от чести). Иными словами, персональные гении – это те, кто сумел передать нам свое душевное состояние в момент творения: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын» :)

Ну и, разумеется, ясно, что общественные гении складываются из личных, посредством усреднения наших мнений. А «непризнанный гений» – это наш личный гений, не попавший в категорию общественных.


Эль Греко – еще один мой персональный гений. «Лаокоон» (1610-1614)

А вот еще две категории гениев, которые выделяет уважаемый borisakunin.

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Он обнаружил в зеркале лицо

    Устройство художественных выставок – само по себе искусство. Удачный подбор и развешивание экспонатов способны создать целое, эффект которого…

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
antonrai
Dec. 1st, 2012 04:55 pm (UTC)
это вообще интересно, что можно читать, сказать "не понравилось" - и притом быть уверенным, что перед тобой гений. Но тут есть нюансы. Например, если я называю кого-то гением исключительно потому, что так вообще считают, то...все-таки ведь очевидно, что гении являются гениями не потому, что вообще-то так считают, но потому что они совершили нечто экстраординарное. А уж кто способен оценить эту экстраординарность лучше, а кто хуже, а кто вообще не способен (и по каким причинам) - вопрос другой.
katrinkuv
Feb. 2nd, 2013 05:38 am (UTC)
Спасибо Вам большое! Мне очень понравилось Ваше мнение и оно много расставило в моих мозгах. А я то все думала, почему многое из общепризнанного мне просто не понятно, ну вот не тянут они для меня на классиков, хотя я и признаю их гений. А есть что-то такое, именно для меня классическое.
egovoru
Jul. 2nd, 2017 02:51 pm (UTC)
Случайно наткнулась в чужом журнале на большой пост о природе гениальности - подумала, может быть, Вам будет интересно?
( 3 comments — Leave a comment )