?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое время, плавно вписался в представление об отдельной от тела душе, узаконенное большинством религий. Ну, а идея души, по-видимому, возникла из наблюдений за смертью: вот вроде бы человек с виду совсем не изменился, но он уже не человек, а труп. Значит, у живого человека было что-то не телесной, а иной природы, и это что-то и есть душа.


Однако «с виду не изменился» – именно что только с виду: на клеточном и молекулярном уровне отличить труп от человека не составляет труда. Иными словами, смерть все же характеризуется необратимой утратой материальной структуры. Мы, однако, не спешим сворачивать с однажды проторенного пути и продолжаем мыслить дуалистически.

Психолог Энтони Шемеро – один из тех, кто пытается освободиться от этой привычки при помощи «радикально телесной науки о мышлении» («radical embodied cognitive science»), которую он противопоставляет более распространенной модели мышления как вычислительного процесса. Должна, однако, признаться, что я не уловила сущность его подхода, якобы состоящего в описании мышления как «динамического взаимодействия организма со средой». Я просто не понимаю, что конкретно означает закавыченная фраза в разговоре о мышлении :(

Для пояснения автор приводит такой пример. Распространенный способ изучения памяти у крыс – это регистрация их исследовательского поведения, которое проявляется, когда крыса попадает в новую обстановку. Шемеро обнаружил, что результаты этих экспериментов зависят от того, какие предметы эту обстановку составляют: а именно, может или не может крыса на них залезть. А прежние исследователи не замечали этой разницы, и Шемеро считает, что тому виной их чрезмерная зацикленность на представлении о мозге как о компьютере. Но мне непонятно, почему обнаружение дополнительного фактора среды, влияющего на поведение, опровергает это представление.

А вот здесь можно послушать живого автора:



The Human-Environment System from Franklin & Marshall College on Vimeo.


Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Говорите все о печальном

    Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта…

Comments

egovoru
Jun. 9th, 2016 12:45 pm (UTC)
"в идеальной депривационной камере, психическая деятельность должна с течением времени завершится"

На практике, наверное, человек просто быстро сойдет с ума, но в теории я как-то не вижу причин, почему? Почему нельзя вечно раздумывать о том, что уже содержится в твоей памяти?

Если угодно, мне думается, что нечто подобное - постепенное замещение внешних впечатлений воспоминаниями - происходит и в ходе нашей нормальной жизни. Я, во всяком случае, определенно замечаю за собой нечто подобное ;)

Edited at 2016-06-09 12:47 pm (UTC)
protey_009
Jun. 9th, 2016 08:08 pm (UTC)

На практике, наверное, человек просто быстро сойдет с ума, но в теории я как-то не вижу причин, почему? Почему нельзя вечно раздумывать о том, что уже содержится в твоей памяти?


Тут два варианта: либо контуры обратной связи разорваны и замыкаются на среду, либо возможны замкнутые системы полностью внутри мозга. В последнем случае мозг может может вечно пережевывать воспоминания, но тогда возможны замыкания (эпилепсия?)  и наверное требуются специальные механизмы предотвращения приступов. Может быть сознание таким механизмом?


Второе замечание связано с тем, что я вместе с Бергсоном считаю, что памяти никакой нет :-) Есть творческая попытка восстановить прошлое из настоящего. Нестрогое решение обратной задачи. Источником и движителем психической деятельности, воспринимаемой нами как память, опять же являются сенсорные сигналы от органов чувств. Нет сигналов - нет памяти :-)

egovoru
Jun. 9th, 2016 11:34 pm (UTC)
"но тогда возможны замыкания (эпилепсия?)"

Причина эпилепсии - не "замыкание", а ненормальная деполяризация (возбуждение) определенных участков коры; к памяти никакого отношения не имеет.

"Есть творческая попытка восстановить прошлое из настоящего"

Да, но именно ее мы и называем памятью ;)

"Источником и движителем психической деятельности, воспринимаемой нами как память, опять же являются сенсорные сигналы от органов чувств"

Несомненно бывает, что какие-то внешние стимулы заставляют нас очень живо вспомнить какие-то давние события (самый знаменитый пример такого описан у Пруста), но разве не бывает, что какое-то воспоминание всплывает просто так, само собой, или одно воспоминание (а не внешний стимул) тянет за собой другое?

Edited at 2016-06-09 11:35 pm (UTC)
protey_009
Jun. 10th, 2016 06:37 pm (UTC)

Причина эпилепсии - не "замыкание", а ненормальная деполяризация (возбуждение) определенных участков коры; к памяти никакого отношения не имеет.


Имеет, эпилептики не помнят приступ и прилегающие к нему моменты времени.

egovoru
Jun. 10th, 2016 11:11 pm (UTC)
Тогда и удар дубиной по голове имеет отношение к памяти, потому что и после него она иногда нарушается ;)
protey_009
Jun. 10th, 2016 06:41 pm (UTC)

Несомненно бывает, что какие-то внешние стимулы заставляют нас очень живо вспомнить какие-то давние события (самый знаменитый пример такого описан у Пруста), но разве не бывает, что какое-то воспоминание всплывает просто так, само собой, или одно воспоминание (а не внешний стимул) тянет за собой другое?


Если мы знаем, что внешние стимулы активируют память, не проще ли предположить, что любая память активируется внешними стимулами, пусть и опосредовано (через промежуточные воспоминания) , пусть и с большой задержкой.

egovoru
Jun. 10th, 2016 11:14 pm (UTC)
"Если мы знаем, что внешние стимулы активируют память, не проще ли предположить, что любая память активируется внешними стимулами"

Вспомните, что мы ведь можем самопроизвольно заставить себя вспомнить что-то, без всякого внешнего стимула, так что предположение, что любая память активируется внешними стимулами, заведомо неверно :(