?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жаркие споры о человеческой природе не стихают с начала времен. С одной стороны – Гоббс, с его войной всех против всех, с другой – Руссо, с его благородным дикарем, испорченным цивилизацией. В двадцатом веке разговор сместился из метафизической плоскости в естественно-научную: гены или воспитание? Гитлер верил в гены – кончилось это Освенцимом. Большевики уповали на воспитание – кончилось Гулагом.


В своей книжке, на которую меня вывел уважаемый 3seemingmonkeys, Мэтт Ридли рассматривает историческую перспективу и современное состояние проблемы. Его вывод: «Люди обладают рядом инстинктов, питающих общее благо, и рядом других, поощряющих эгоизм и асоциальное поведение. Мы должны создать общество, которое стимулирует первые и не содействует вторым.»

Книжка интересна вся целиком (русский перевод полностью доступен по ссылке), но я ограничусь упоминанием только двух идей автора, привлекших мое внимание. Во-первых, он считает, что в целях создания хорошего общества надо скрывать правду об общечеловеческой склонности к эгоизму: пусть лучше люди верят в свою добродетель. Основанием ему послужили результаты Роберта Фрэнка, обнаружившего, что студенты экономического факультета, которых учили, что человечество в основе своей эгоистично, в игре «дилемма заключенного» предавали чаще, чем студенты других факультетов. Иными словами, нас возвышающий обман не только нам дорог, но и для нас благодетелен:

Только я, очарованный зритель,
Глубоко потрясенный до слез,
Брошу к черту родную обитель
И коня оседлаю всерьез.

И поеду скакать и бороться
Против темных таинственных сил,
Ибо есть на земле благородство –
Я в себе его вдруг ощутил!

Во-вторых, Ридли убежден, что проблемы охраны окружающей среды можно решить только при помощи частной собственности – вопреки всем, кто считает их тем «крепким орешком», на котором рано или поздно сломается капитализм. Представления же о гармоничном сосуществовании с природой первобытных общин он называет мифом – и приводит достаточно примеров в подтверждение.

Примечательна биография автора. Обладатель степени доктора зоологии, он написал еще нескольких популярных книг и состоит журналистом в штате газеты «The Economist». Но, будучи пятым виконтом и пэром Англии, он еще и заседает в Палате лордов от партии консерваторов ;)



картинка отсюда

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

ltraditionalist
Aug. 4th, 2016 12:57 pm (UTC)
Ну, понятно: деньги приносят власть, а власть, в свою очередь, приносит деньги. Которые приносят власть... Как в том бесконечном стишке "У попа была собака..."

Это значит, что деньги превратились в пушкинского "золотого петушка". "Кикирики! Кирику! Царствуй лёжа на боку!" Правда, в итоге петушок клюнул в темечко царя-лежебоку и улетел.
egovoru
Aug. 4th, 2016 01:01 pm (UTC)
"деньги приносят власть, а власть, в свою очередь, приносит деньги"

Да, так и есть. Все попытки разорвать эту цепь кончались еще более плачевно :( Или Вам известны какие-то положительные примеры?
ltraditionalist
Aug. 4th, 2016 02:16 pm (UTC)
Если власть покупается на деньги, значит деньги правят миром. Деньги, а не Разум. Значит, разумные люди с разумными идеями не окажутся во власти. А без этого, как я уже вначале говорил, все разговоры о спасении Природы - пустой трёп. Для спасения Природы нужно коллективное самопожертвование (об этом Андрей Тарковский говорил в фильме "Жертвоприношение"). И что же я со своих восьми тысяч рублей инвалидской пенсии буду жертвовать, зная, что лежат без дела миллиарды долларов? Если миллиардеры пожертвуют своими миллиардами, тогда и я пожертвую свою тысячу.
egovoru
Aug. 5th, 2016 12:00 am (UTC)
"Для спасения Природы нужно коллективное самопожертвование"

А Вы полагаете, его реально осуществить?