?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жаркие споры о человеческой природе не стихают с начала времен. С одной стороны – Гоббс, с его войной всех против всех, с другой – Руссо, с его благородным дикарем, испорченным цивилизацией. В двадцатом веке разговор сместился из метафизической плоскости в естественно-научную: гены или воспитание? Гитлер верил в гены – кончилось это Освенцимом. Большевики уповали на воспитание – кончилось Гулагом.


В своей книжке, на которую меня вывел уважаемый 3seemingmonkeys, Мэтт Ридли рассматривает историческую перспективу и современное состояние проблемы. Его вывод: «Люди обладают рядом инстинктов, питающих общее благо, и рядом других, поощряющих эгоизм и асоциальное поведение. Мы должны создать общество, которое стимулирует первые и не содействует вторым.»

Книжка интересна вся целиком (русский перевод полностью доступен по ссылке), но я ограничусь упоминанием только двух идей автора, привлекших мое внимание. Во-первых, он считает, что в целях создания хорошего общества надо скрывать правду об общечеловеческой склонности к эгоизму: пусть лучше люди верят в свою добродетель. Основанием ему послужили результаты Роберта Фрэнка, обнаружившего, что студенты экономического факультета, которых учили, что человечество в основе своей эгоистично, в игре «дилемма заключенного» предавали чаще, чем студенты других факультетов. Иными словами, нас возвышающий обман не только нам дорог, но и для нас благодетелен:

Только я, очарованный зритель,
Глубоко потрясенный до слез,
Брошу к черту родную обитель
И коня оседлаю всерьез.

И поеду скакать и бороться
Против темных таинственных сил,
Ибо есть на земле благородство –
Я в себе его вдруг ощутил!

Во-вторых, Ридли убежден, что проблемы охраны окружающей среды можно решить только при помощи частной собственности – вопреки всем, кто считает их тем «крепким орешком», на котором рано или поздно сломается капитализм. Представления же о гармоничном сосуществовании с природой первобытных общин он называет мифом – и приводит достаточно примеров в подтверждение.

Примечательна биография автора. Обладатель степени доктора зоологии, он написал еще нескольких популярных книг и состоит журналистом в штате газеты «The Economist». Но, будучи пятым виконтом и пэром Англии, он еще и заседает в Палате лордов от партии консерваторов ;)



картинка отсюда

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

alex_new_york
Aug. 6th, 2016 11:25 pm (UTC)
Все же мне кажется, что мораль сложнее, чем простая договоренность. Простую договоренность рационально нарушить, когда выгода велика, а шансы быть уличённым малы. А нормам морали люди следуют даже когда для них намного полезнее этого не делать. Что говорит о том, что следование нормам морали - не только вопрос договоренности, но и мощный социальный инстинкт.

Edited at 2016-08-06 11:28 pm (UTC)
egovoru
Aug. 7th, 2016 12:24 am (UTC)
"следование нормам морали - не только вопрос договоренности, но и мощный социальный инстинкт"

Результат отбора, да. Ридли, собственно, и пытается в этом разобраться - он же зоолог по образованию. Тут, видимо, как с языком: каждому из нас необходимо ему учиться, но в то же время у нас есть некая врожденная способность к языку, которой у шимпанзе нет (или, вернее, у них она куда более ограниченная - несколько слов и они в состоянии выучить).
alex_new_york
Aug. 7th, 2016 12:32 am (UTC)
Да, именно так. А вот знаковую речь высшие приматы осваивают удивительно хорошо. Даже порой шутят довольно забавно.