?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читал украдкой Апулея

На заре истории человечества, когда совокупный объем накопленных им знаний был еще невелик, главная цель обучения новых поколений состояла в передаче этого знания непосредственно от одной головы к другой. Но постоянно увеличивающийся запас потребовал привлечения внешних носителей информации – посредством письменности, книгопечатания и, наконец, интернета. Изменились и цели образования.


Пришло осознание, что в нынешнем быстро меняющемся мире невозможно угадать, какие именно знания пригодятся детям, когда они вырастут, а передать им все знания невозможно, так что лучше сосредоточиться на обучении их самой способности учиться. А также на развитии интеллекта, для чего, как и для усвоения языка, важно не упустить восприимчивую возрастную стадию. Но что конкретно следует делать?

Мне таки кажется, что из всех школьных предметов для этой цели больше всего подходит математика, потому что она требует максимума размышления при минимуме запоминания. Но не все задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни, подлежат решению математическими способами, так что одной математики в школе явно недостаточно.

Уважаемый philtrius (филолог по профессии), полагает, что идеалом было бы изучение латыни, «не имѣющей проблемъ произношенiя и налагающей со своей простой и ясной морфологiей половинную нагрузку на память въ сравненiи съ новыми языками и болѣе мощную, нежели они, интеллектуальную нагрузку». В пользу изучения латыни высказывался и генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский («Зубр»), но из соображений чисто практических: он считал, что латынь дает знание корней всех европейских языков.

Сама я могу только в конце письма поставить «Vale» (не считая остатков греко-латинских названий биологических видов, еще не совсем выветрившихся из памяти со студенческих времен), так что я сужу о латыни со стороны. Смущает меня то, что тренировать интеллект предлагается на мертвом языке. Да, языки романской группы – потомки латыни, и во всех европейских (и не только) языках полно латинских заимствований. Но все же практическую ценность изучение латыни имеет только для тех, кто собирается посвятить себя весьма узкому кругу занятий. А для остальных получается нечто вроде игры в шахматы: тренировка ради тренировки.

На мой взгляд, любой школьный предмет можно использовать для развития интеллекта – было бы желание и умение. А что думаете Вы, уважаемые?



Рукописная латинская «Астрономия» Кристиана Пролиана. 1478
(фото John Rylands Library)

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

Comments

egovoru
Aug. 18th, 2016 10:48 pm (UTC)
Дело еще в том, что нельзя один раз и навсегда разработатать концепцию "правильной" школы и потом ее придерживаться: времена быстро меняются, и школа должна меняться вместе с ними. Мне кажется, что в нынешних условиях резко возросшей доступности информации, с одной стороны, и очень быстро меняющейся конъюнктуры специалистов, с другой, просто невозможно обеспечить "практическую направленность" образования.

Я согласна, что какой-то набор конкретных фактов ученикам необходимо давать, поскольку без их запоминания невозможно тренировать мозги, но нынешнюю тенденцию заваливать учеников все возрастающей лавиной фактов надо срочно прекратить в пользу возвращения обучения в более "формальное" (по Вашей классификации) русло. А?
p2004r
Aug. 19th, 2016 08:05 am (UTC)
"Легкая доступность" как раз и обессмысливает весь процесс "изменения школы вместе с временами". Пытаться заставить ребенка заучивать факты, которые он легко находит поиском в сети нерационально, кроме протеста и списывания ничего не получишь в ответ.

Поэтому на мой взгляд возрастает ценность "формального" компонента образования.

Даже иностранный язык лучше учить на "искусственном словаре" (если ваша цель изучить именно правила языка), где "смысл слов выключен". Ну типа скажите по английски (на самом деле всё равно "по каковски" скажите). "Колючая птица сидит на зеленой телеграмме" :)

Такие "правильные по правилам" примеры может генерировать любая система заданий в любом количестве и "подсмотреть в сети" ответы невозможно принципиально. То есть и достичь эффекта "10000 повторений" легко и просто.

Другой вопрос, что надо помнить, что нам не всегда нужно "10000 повторений". Нам не нужен "мастер перевода с латыни", нам не нужен "еще один устный расчетчик" и т.д., нам нужна еще одна "точка опоры"-"ступенька образовательной лестницы", что бы перейти к овладеванию более сложным учебным материалом...

А даже если потом человек и забудет "устный счет", или "спряжения неправильных глаголов", так и беды уже никакой не будет. :)
egovoru
Aug. 19th, 2016 12:45 pm (UTC)
"Легкая доступность" как раз и обессмысливает весь процесс "изменения школы вместе с временами".

Под изменениями школы со временами я имела в виду не изменение набора требующих запоминания фактов, а сдвиг цели образования от запоминания фактов к развитию интеллекта. Какие-то факты все равно надо запоминать - без этого, наверное, не развивается память - но, может быть, не так важно, какие.
p2004r
Aug. 19th, 2016 12:52 pm (UTC)
К сожалению у "изменений школы в ногу с временем" настолько негативный привкус появился, что даже разъяснения слабо помогают. :(