?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читал украдкой Апулея

На заре истории человечества, когда совокупный объем накопленных им знаний был еще невелик, главная цель обучения новых поколений состояла в передаче этого знания непосредственно от одной головы к другой. Но постоянно увеличивающийся запас потребовал привлечения внешних носителей информации – посредством письменности, книгопечатания и, наконец, интернета. Изменились и цели образования.


Пришло осознание, что в нынешнем быстро меняющемся мире невозможно угадать, какие именно знания пригодятся детям, когда они вырастут, а передать им все знания невозможно, так что лучше сосредоточиться на обучении их самой способности учиться. А также на развитии интеллекта, для чего, как и для усвоения языка, важно не упустить восприимчивую возрастную стадию. Но что конкретно следует делать?

Мне таки кажется, что из всех школьных предметов для этой цели больше всего подходит математика, потому что она требует максимума размышления при минимуме запоминания. Но не все задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни, подлежат решению математическими способами, так что одной математики в школе явно недостаточно.

Уважаемый philtrius (филолог по профессии), полагает, что идеалом было бы изучение латыни, «не имѣющей проблемъ произношенiя и налагающей со своей простой и ясной морфологiей половинную нагрузку на память въ сравненiи съ новыми языками и болѣе мощную, нежели они, интеллектуальную нагрузку». В пользу изучения латыни высказывался и генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский («Зубр»), но из соображений чисто практических: он считал, что латынь дает знание корней всех европейских языков.

Сама я могу только в конце письма поставить «Vale» (не считая остатков греко-латинских названий биологических видов, еще не совсем выветрившихся из памяти со студенческих времен), так что я сужу о латыни со стороны. Смущает меня то, что тренировать интеллект предлагается на мертвом языке. Да, языки романской группы – потомки латыни, и во всех европейских (и не только) языках полно латинских заимствований. Но все же практическую ценность изучение латыни имеет только для тех, кто собирается посвятить себя весьма узкому кругу занятий. А для остальных получается нечто вроде игры в шахматы: тренировка ради тренировки.

На мой взгляд, любой школьный предмет можно использовать для развития интеллекта – было бы желание и умение. А что думаете Вы, уважаемые?



Рукописная латинская «Астрономия» Кристиана Пролиана. 1478 (фото John Rylands Library)

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

Comments

p2004r
Aug. 25th, 2016 05:44 am (UTC)
В жидкостях возникают уже с введенными выше понятиями дополнительные "хитрые явления" гидродинамики и гидростатики, например при смешении жидкостей с разными свойствами "становятся возможны" мембраны, которые избирательно пропускают некоторые вещества и т.д. этой цепи нет конца

https://www.youtube.com/watch?v=xP5-iIeKXE8

Вот как то так как на видео соотноситься "вышестоящий уровень" с "подлежащим уровнем". Вместо "подлежащего уровня" мог бы быть практически любой другой "конечный автомат". И "управляемость-наблюдаемость" между уровнями _полностью_ отсутствует.

Мы даже не способны предположить (находясь в "вышестоящем уровне") как устроен на самом деле "подлежащий уровень". :) То есть мы не можем на самом деле так уж просто "редукционизмом заниматься". Ну как из "Стандартной модели" следует последовательность ходов в игре Го между ЛиСедоном и АльфаГо? :)

Я приводил ссылку на библиографию по Э, лучше там почитать по интересующему разделу. http://philpapers.org/browse/emergence/ . Там массу вещей люди рассмотрели, что бы иметь возможность _содержательно_ рассуждать на тему Э. А вот так вот "на естественном языке и пальцах" это просто "неуважение к предшествующим поколениям" :)

Если прочитать английскую страницу на вики https://en.wikipedia.org/wiki/Emergence , там про "вязкость и температуру" сразу написано.

Вот еще например одно из "коротких исторических введений" в вопрос "как говорить о Э" http://plato.stanford.edu/entries/properties-emergent/
egovoru
Aug. 25th, 2016 11:43 am (UTC)
Спасибо за полезные ссылки.