?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 04:52 am (UTC)
"его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм" - мне ближе точка зрения, что Гомер - автор декаданса и авангарда из эпохи, предшествующей классической Греции. Там много иронии и литературной игры, и нет никакой простодушной религиозности. Скорее Эсхил-Софокл-Эврипид были богословами-реалистами, их теологию воспринимали всерьез. Но они не тянут на родоначальников "фэнтези" никаким боком.

Мидсаммер найтс дрим еще меньше годится. Это подчеркнутый капустник, сделанный для чьей-то свадьбы, так что свадебный стол в конце спектакля отражает свадебный стол у зрителей, и актеры, играющие для мололоженов "Пирама и Фисбу" - точное отражение актеров, играющих "летнюю ночь" для настоящих молодоженов.

И никакого подросткового умиления мифологией или, хуже того, "создания миров" там нет и близко.

Единственный учитель всех фэнтезистов, которому они ни по отдельности, ни вместе взятые, не годятся и в подметки, - это Вагнер, с Лоэнгрином, Кольцом Нибелунга, Тристаном и Парсифалем. Все, что делается у фэнтезистов как литературная игра "для бедных", у него сделано всерьез. Но к нему массовому читателю очень-очень трудно подобраться - непростые тексты, сложная музыка, немецкий язык...

А фэнтези - как детектив или, прости господи, научная фантастика, - жанр массовый и коммерческий.

Я к фэнтези отношусь плохо. Я думаю, ее партнер - не научная фантастика, а эзотерика.

Edited at 2016-09-01 04:54 am (UTC)
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:49 am (UTC)
"Мидсаммер найтс дрим еще меньше годится. Это подчеркнутый капустник, сделанный для чьей-то свадьбы"

Да, согласна. Там совсем нет той "звериной серьезности", которая присутствует в фэнтези.

Вагнер - да, пожалуй. Косвенно. Похоже, в Англии была своя богатая традиция: упомянутый мною Моррис, Уильям Блейк, лорд Дансени. Мне трудно судить, потому что я совершенно не знакома с их произведениями.

"А фэнтези - как детектив или, прости господи, научная фантастика, - жанр массовый и коммерческий"

А разве Шекспир не был в свое время коммерческим автором? Если нет, вряд ли бы его пьесы дошли до нас ;)

Массовые жанры как раз наиболее показательны социологически. Правда, я думаю, что они не обязательно появляются в ответ на какой-то определенный "социальный заказ", а просто кому-то удается написать особо популярную книжку, и это вызывает массу последователей. Так что, нынешнее увлечение фэнтези - это просто отголосок популярности "Властелина колец".
diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 03:44 pm (UTC)
А разве Шекспир не был в свое время коммерческим автором? Если нет, вряд ли бы его пьесы дошли до нас ;)

"Я пишу для себя, а печатаю для денег" - эта пушкинская формула четко разделяет сочинительство и маркетинг, которые хороши только каждый на своем месте. Коммерческий автор - не тот, кто заработал на сочинительстве, а тот, у которого маркетинг диктует способ сочинения.

Массовые жанры как раз наиболее показательны социологически. - Да, наверное, но примесь фальши, которая в них есть, делает их ненадежными свидетелями вообще чего-либо, даже социологических явлений. Но я могу и ошибаться.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:34 pm (UTC)
"тот, у которого маркетинг диктует способ сочинения"

А Вы думаете, Толкин относится именно к этой категории? Я совсем плохо знакома с его биографией (хотя ссылка из поста ведет как раз на нее), но мне сдается, что он писал все это по зову сердца ;)
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 1st, 2016 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 2nd, 2016 12:18 am (UTC) - Expand
diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 06:31 pm (UTC)
PS

"Вагнер - да, пожалуй. Косвенно."

Если говорить о Властелине колец, то Кольцо Нибелунга повлияло на него не косвенно, а супер-прямо, прямее просто уже некуда. Это - если не плагиат, то почти римейк вагнеровской идеи.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:44 pm (UTC)
"Кольцо Нибелунга повлияло на него не косвенно, а супер-прямо, прямее просто уже некуда"

Вики пишет, что сам Толкин открещивался от этого влияния:

"Tolkien sought to dismiss critics' direct comparisons to Wagner, telling his publisher, "Both rings were round, and there the resemblance ceases." According to Humphrey Carpenter's biography of Tolkien, the author claimed to hold Wagner's interpretation of the relevant Germanic myths in contempt, even as a young man before reaching university."

Кажется, просто и тот, и другой независимо использовали один и тот же источник - Volsunga saga.
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 2nd, 2016 12:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 2nd, 2016 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 2nd, 2016 12:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 2nd, 2016 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 2nd, 2016 12:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 2nd, 2016 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 2nd, 2016 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 3rd, 2016 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Oct. 30th, 2016 02:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 30th, 2016 02:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 2nd, 2016 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2016 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 3rd, 2016 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 8th, 2016 02:12 am (UTC) - Expand
egovoru
Sep. 12th, 2016 12:48 pm (UTC)
diejacobsleiter
Sep. 12th, 2016 03:28 pm (UTC)
Я сильно Вас огорчу, если скажу что не согласен ни в малейшей степени? Не согласен с самой постановкой вопроса, не то что с ответом на него.
egovoru
Sep. 12th, 2016 11:34 pm (UTC)
А расскажите, пожалуйста, подробнее, почему несогласны?
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 13th, 2016 12:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 13th, 2016 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 13th, 2016 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 13th, 2016 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 14th, 2016 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2016 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 14th, 2016 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2016 11:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 15th, 2016 09:47 pm (UTC) - Expand
Re: не прошло и полгода... - egovoru - Sep. 28th, 2016 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 28th, 2016 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 28th, 2016 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 29th, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 29th, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 14th, 2016 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2016 11:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 28th, 2016 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 28th, 2016 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 28th, 2016 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 13th, 2016 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 13th, 2016 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 14th, 2016 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 14th, 2016 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 14th, 2016 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 17th, 2016 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 18th, 2016 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 18th, 2016 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 19th, 2016 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 19th, 2016 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 10:59 am (UTC) - Expand
egovoru
Sep. 30th, 2016 01:53 pm (UTC)
Пока я путешествую, подкину Вам соображения другого пользователя о фэнтези, правда, посвященные только одному конкретному ее аспекту. По беглом прочтении сама я далеко не со всем согласна, но мне интересно, что думаете об этом Вы?
diejacobsleiter
Sep. 30th, 2016 04:59 pm (UTC)
Спасибо. Самое вежливое, что я могу сказать об этом, - ничего не понимаю в том, о чем пишет автор. Самое прямое, но неосторожное - что современное православие само является литературно-театральным фэнтезийным проектом и ролевой игрой, и ему не с руки достраивать над собой второй фэнтезийный этаж.
egovoru
Oct. 13th, 2016 10:55 am (UTC)
"современное православие само является литературно-театральным фэнтезийным проектом и ролевой игрой, и ему не с руки достраивать над собой второй фэнтезийный этаж"

Да, и автор, кажется, тоже хочет сказать нечто в этом роде. Сама я вообще не берусь судить о современном православии: слишком неизгладимое впечатление на меня произвело освящение новопостроенного Дворца молодежи, случайно увиденное по телевизору во времена перестройки ;)
egovoru
Nov. 20th, 2016 10:34 pm (UTC)
Попалась примечательная статья о привлекательности фэнтези. Вот длинная цитата, мысль которой кажется мне заслуживающей внимания:

"Главный секрет современного мира как раз в том и состоит, что нами управляют отнюдь не Первые Лица Государств, - но, увы, и не Тайные Ордена, но и не Сионские Мудрецы, и даже не капризы Природы (все-таки не так обидно) - а ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Рынок, Техника, Политика - все эти абстракции, безличные "процессы", эти слепые и безжалостные из-за своей слепоты Мойры нашего мира. Нами управляет даже не Сатана, как надеются некоторые оптимисты. Нам не дано даже последнее утешение - представить себе эти абстракции в виде могучих и злобных существ и покориться им. Мы не можем даже сдаться на их милость. Сдаваться-то некому. Нами правит "ничто". Вот что обидно."
diejacobsleiter
Nov. 20th, 2016 10:40 pm (UTC)
Я почитаю, спасибо. По цитате - это такая конспирология наизнанку. Вместо "все под колпаком" - все в дурацких колпаках.

Я бы все-таки не сбрасывал со счетов работу отдельных людей или сплоченных команд. Сильные, убежденные и сплоченные команды могут влиять на мир.

Например, Трамп - это работа очень сплоченной и убежденной команды, которая оседлала нарождающиеся новые настроения. Влияние этой команды на историю будет серьезным.
egovoru
Nov. 20th, 2016 11:07 pm (UTC)
Автор той статьи видит причину увлечения фэнтези в общем обезличивающем действии современного жизненного уклада. А магия - это личное уникальное достижение (как он там пишет - не бывает "магического конвейера"), и тем она особенно привлекательна именно современному читателю. На мой взгляд, достаточно правдоподобно.

Что же касается Трампа, то меня более всего удивляют две вещи: 1) что за него голосовали рабочие (как будто он - выходец из их среды, а не акула империализма); 2) что его победе так радовались в России. Я не в силах усмотреть никакой логики ни в одном из этих пунктов :(
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 20th, 2016 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 12:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 21st, 2016 12:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 21st, 2016 12:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 12:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 21st, 2016 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 21st, 2016 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 20th, 2016 11:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 12:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 21st, 2016 12:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 12:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 21st, 2016 12:32 am (UTC) - Expand