?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

3seemingmonkeys
Sep. 1st, 2016 05:17 am (UTC)
вероятно люди устали от политики
толкиен предлагает идеальных хороших и плохих за которых можно болеть и наоборот, плюс героизирует маленького человека
в эру холодной войны это была отличная отдушина
спасение от навязшей на зубах идеологии
steblya_kam
Sep. 1st, 2016 09:16 am (UTC)
Толкиен вне политики и идеологии? ха-ха... Это, кажется, только в одной России так считают.
egovoru
Sep. 1st, 2016 12:23 pm (UTC)
"Толкиен вне политики и идеологии?"

А как по-Вашему, каков его "идеологический посыл"?

А еще вопрос к Вам как к филологу: разве эта "е" в его фамилии произносится?
steblya_kam
Sep. 2nd, 2016 08:58 am (UTC)
Не произносится. Как и мифическое "Г" в начале фамилии Виктора Гюго (который Юго на самом деле).
А про восприятие "Властелина колец" в англоязычном мире - немного вот:
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Lord_of_the_Rings#Themes
(там со ссылками)
egovoru
Sep. 2nd, 2016 10:54 am (UTC)
Другой комментатор высказал мысль об идейной близости Толкина к нацистам и, надо сказать, он меня убедил. А Вам как кажется?
(no subject) - steblya_kam - Sep. 4th, 2016 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Sep. 6th, 2016 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Sep. 7th, 2016 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2016 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 21st, 2016 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 22nd, 2016 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 22nd, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 24th, 2016 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 27th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 30th, 2017 07:36 am (UTC) - Expand
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:54 am (UTC)
"толкиен предлагает идеальных хороших и плохих"

Вот это интересная мысль! Помнится, на уроках литературы нас учили, что классицизм уступил место реализму именно потому, что авторы научились создавать более объемных, неоднозначных персонажей, а не просто надевать на них черно-белые маски героев и злодеев. А теперь, получается, маятник качнулся в обратную сторону? А почему, как думаете?

"героизирует маленького человека"

А разве только он? Вспомните, например, Платона Каратаева?

"в эру холодной войны это была отличная отдушина"

Форма эскапизма, да. Но почему именно такая, со средневековым оттенком?
3seemingmonkeys
Sep. 1st, 2016 12:53 pm (UTC)
ну персонажи там вроде довольно интересные, черно-белые скорее декорации, как в ссср в фильмах про войну. там могли быть какие-то неоднозначные поступки у героев но то что ссср это добро а рейх зло под сомнение никогда не ставилось.

платон второстепенный герой насколько я понял а фродо ключевую роль играет, сюжетообразующую.

а с каким она должна была быть оттенком
средневековье а точнее древность это максимальное удаление от текущего момента, где возникает меньше злободневных ассоциаций. в то же время рыцарская эпоха связана с представлениями собственно о рыцарстве, благородстве мотивов. вообще толкиен увлекался европейской мифологией. любил бы он ближний восток написал бы в той стилистике но вероятно это меньше проняло бы народ т.к. архетипы не те.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:08 pm (UTC)
"платон второстепенный герой насколько я понял а фродо ключевую роль играет, сюжетообразующую"

Хотела было возразить, что половина всей вообще литературы - это вариации на тему Давида и Голиафа, но спохватилась. Вот, скажем, типичный Давид - Мартин Иден, но как он кончил? Или еще один - Жюльен Сорель, конец тоже не самый вдохновляющий. А если хороший конец - так это непременно сказка: например, история Золушки ;)

"в то же время рыцарская эпоха связана с представлениями собственно о рыцарстве, благородстве мотивов"

Очень хорошо - ну, и напиши себе роман из рыцарских времен, как всю жизнь делал автор "Айвенго"? Зачем же нужна именно параллельная вселенная с эльфами?
3seemingmonkeys
Sep. 2nd, 2016 05:47 am (UTC)
толкин интересовался эльфами, поэтому написал про эльфов. вопрос в том почему людям понравилось.

масштаб конфликта свершенно другой, айвенго это как драка у ларька в сравнении с ВК. и какие аналоги в истории есть тысячелетним волшебникам, губящим душу кольцам и т.п.? это как из НЗ убрать все упоминания чудес, бога, царствия небесного и всего такого - ерунда получится.
(no subject) - egovoru - Sep. 2nd, 2016 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 2nd, 2016 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2016 12:33 pm (UTC) - Expand
egovoru
Oct. 29th, 2016 01:53 pm (UTC)
А вот еще случайно наткнулась на попытку понять популярность Гарри Поттера:

"В этом смысле Гарри Поттер - отражение новой современной культуры, где что бы поймать золотую рыбку не нужно даже забрасывать невод - рыбка тебя сама найдёт."

Интересная мысль, но ведь то же самое можно сказать и об "Алых парусах"?
(no subject) - 3seemingmonkeys - Oct. 30th, 2016 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 30th, 2016 12:19 pm (UTC) - Expand
egovoru
Nov. 20th, 2016 11:12 pm (UTC)
Вот еще попалась статья, автор которой пытается понять нынешнюю популярность фэнтези. Что скажете о его соображениях?
3seemingmonkeys
Nov. 21st, 2016 07:42 am (UTC)
мне кажется это всегда актуально было, человек не более был свободен от общества в 18м веке чем сейчас, а может и менее - из-за сословности, этикета и т.п., но только если раньше люди в фантазиях убегали в америку или африку то сейчас эти земли не дикие, и новые места приходится уже придумывать. магия, власть и свобода не главное в фентези, в каноничном ВК например магия вообще не находится в центре сюжета, магические кольца это больше как декорации и реквизит. Мне кажется главный стимул для читателя ВК это exploration - герои все время путешествуют, попадают в новые локации, читатель узнает их историю и т.п.
есть направление - "героическое фентези", там действительно все сводится к тому что главный герой кого-то побеждает, добивается своего. например циклы про Конана и планету Gor. Но и там магия особо не отсвечивает, плюс обычно колдун это зловредный антагонист вроде профессора мориарти, т.е. никакой разницы с не-фентези. хороший же колдун это чудаковатый "ботаник", помощник главного героя, тоже архетипический персонаж, владение магией ничего в этом образе существенно не меняет.
Я не специалист по фентези, но из того, что я читал, маг был главным героем только у Ника Перумова, на его книжке я потерял к фентези интерес, возможно сейчас герои-маги это мейнстрим и автор имеет ввиду какие-то книги которые я не читал.
egovoru
Nov. 21st, 2016 01:52 pm (UTC)
"главный стимул для читателя ВК это exploration"

Исчерпание неизведанных территорий на нашей планете - конечно, важный фактор. Но ведь потребности в освоении новых земель отвечают и космические путешествия? Ан нет, они почему-то вышли из моды; сейчас путешествуют в заведомо сказочные земли.

"возможно сейчас герои-маги это мейнстрим и автор имеет ввиду какие-то книги которые я не читал"

Я-то тем более ничего этого не читала и могу только поверить на слово автору статьи. Но дефицит возможности самовыражения в современной жизни кажется мне действительно важным фактором, влияющим на многое.
(no subject) - 3seemingmonkeys - Nov. 21st, 2016 02:19 pm (UTC) - Expand
egovoru
May. 27th, 2017 03:35 pm (UTC)
Автор вот этой статьи высказывает такую интересную мысль о причине взлета популярности фэнтези и упадка популярности научной фантастики:

"Разница между этими двумя ветвями эскапизма не сводится к тому, что в первой преобладает наука, а во второй — магия. Куда существеннее, что фантастика обращена лицом в будущее, тогда как фэнтези — обычно в прошлое, как правило, в модифицированное средневековье. В какой-то момент читательская масса решила для себя, что заглядывать в будущее бесполезно и опасно, — и этот поворот в общественном сознании знаменательнее, чем все прогнозы политологов."

Что скажете?
3seemingmonkeys
May. 28th, 2017 03:34 am (UTC)
редко какая история происходит просто "в будущем", обычно это космическое путешествие. со временем космическая тема просто приелась. потом было много антиутопий, постапокалипсиса, зомби муви и т.п. - это же тоже о будущем. Сейчас космические приключения один из жанров, довольно много в нем произведений выходит. мне кажется это просто декорации меняются, не стоит делать какие-то глобальные выводы из смены моды. когда появляется что-то новое - оно получает массу внимания, потом наступает пресыщение, упадок спроса, а потом оно становится частью культуры наравне с прочим.