?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Sep. 1st, 2016 11:49 am (UTC)
"Мидсаммер найтс дрим еще меньше годится. Это подчеркнутый капустник, сделанный для чьей-то свадьбы"

Да, согласна. Там совсем нет той "звериной серьезности", которая присутствует в фэнтези.

Вагнер - да, пожалуй. Косвенно. Похоже, в Англии была своя богатая традиция: упомянутый мною Моррис, Уильям Блейк, лорд Дансени. Мне трудно судить, потому что я совершенно не знакома с их произведениями.

"А фэнтези - как детектив или, прости господи, научная фантастика, - жанр массовый и коммерческий"

А разве Шекспир не был в свое время коммерческим автором? Если нет, вряд ли бы его пьесы дошли до нас ;)

Массовые жанры как раз наиболее показательны социологически. Правда, я думаю, что они не обязательно появляются в ответ на какой-то определенный "социальный заказ", а просто кому-то удается написать особо популярную книжку, и это вызывает массу последователей. Так что, нынешнее увлечение фэнтези - это просто отголосок популярности "Властелина колец".
diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 03:44 pm (UTC)
А разве Шекспир не был в свое время коммерческим автором? Если нет, вряд ли бы его пьесы дошли до нас ;)

"Я пишу для себя, а печатаю для денег" - эта пушкинская формула четко разделяет сочинительство и маркетинг, которые хороши только каждый на своем месте. Коммерческий автор - не тот, кто заработал на сочинительстве, а тот, у которого маркетинг диктует способ сочинения.

Массовые жанры как раз наиболее показательны социологически. - Да, наверное, но примесь фальши, которая в них есть, делает их ненадежными свидетелями вообще чего-либо, даже социологических явлений. Но я могу и ошибаться.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:34 pm (UTC)
"тот, у которого маркетинг диктует способ сочинения"

А Вы думаете, Толкин относится именно к этой категории? Я совсем плохо знакома с его биографией (хотя ссылка из поста ведет как раз на нее), но мне сдается, что он писал все это по зову сердца ;)
diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 11:47 pm (UTC)
Нет-нет, про него я этого не думаю. Я не поклонник, но там все сделано честно.

В его время не было рынка фэнтези. Впрочем, наличие рынка не означает, что все пишущие в этом жанре пишут из личных коммерческих побуждений.

А когда рынок сложился - тут коммерческий момент уже встроен в жанр: я могу быть лично честен и бескорыстен, но работа по законам популярного жанра делает меня коммерсантом. Так что мое личное бескорыстие в этом случае было бы чистой глупостью и оксюмороном: как бизнесмен, не желающий получать прибыль.
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:18 am (UTC)
Да, мне тоже кажется вероятным этот сценарий: некая "для себя" написанная книжка неожиданно задевает какие-то струны в душе массового читателя и производит бум в книгопродаже, и тогда множество коммерческих писателей пытаются повторить ее успех, создавая таким образом новый популярный жанр ;)
diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 06:31 pm (UTC)
PS

"Вагнер - да, пожалуй. Косвенно."

Если говорить о Властелине колец, то Кольцо Нибелунга повлияло на него не косвенно, а супер-прямо, прямее просто уже некуда. Это - если не плагиат, то почти римейк вагнеровской идеи.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:44 pm (UTC)
"Кольцо Нибелунга повлияло на него не косвенно, а супер-прямо, прямее просто уже некуда"

Вики пишет, что сам Толкин открещивался от этого влияния:

"Tolkien sought to dismiss critics' direct comparisons to Wagner, telling his publisher, "Both rings were round, and there the resemblance ceases." According to Humphrey Carpenter's biography of Tolkien, the author claimed to hold Wagner's interpretation of the relevant Germanic myths in contempt, even as a young man before reaching university."

Кажется, просто и тот, и другой независимо использовали один и тот же источник - Volsunga saga.
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:18 am (UTC)
Дело не в том, какой конкретный источник использован. У Вагнера это Старшая Эдда и Песнь о Нибелунгах прежде всего, но это мог быть и киргизский эпос Манас, неважно. Вагнер создал целую область творчества, формы работы со старинными текстами, технику написания своих собственных текстов (там множество чисто литературных инноваций, предвосхищающих 20 век). Отрицания Толкиена выглядят странно: это как если бы человек, работающий в какой-то науке, отрицал влияние на себя основателей этой науки. Опомнись, голубчик, вся твоя методика, эстетика и технология созданы этим человеком, а ты отрицаешь его "прямое влияние"? Несерьезно.

Там, видимо, были прежде всего, политические мотивы, а скорее всего - просто проблема выживания: популярность Вагнера и вообще мифотворчества у нацистов ("Миф 20 века", все такое) вызывали нехорошие ассоциации у британцев, и Толкиену было важно откреститься от этих ассоциаций. Иначе пришлось бы долго доказывать в МИ-5, что он - decent and honorable man.

На самом деле: Вагнер, при всем антисемитизме своем, сущностно очень далек от нацистов, у него было много противоядий против той травы, которую курили в третьем рейхе: 1. античность (мощнейший антидот) 2. невероятный, сверхчеловеческий уровень профессионализма в музыке (он - ремесленник, работяга в фартуке за верстаком). Плюс экспериментальная экспрессионистская поэзия (тексты опер), - тоже такой ремесленный антидот.

А вот Толкиен - по-настоящему близок наци: он - не высокий ремесленник слова, верующий в "правильные слова в правильном порядке", а скорее "интеллектуал", "смысловик", спец по мифам, "создатель новых миров". Такие легко подсаживаются на нацистскую "травку".
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:25 am (UTC)
"А вот Толкиен - по-настоящему близок наци"

У Оруэлла, помнится, было эссе, где он пытается понять, почему в его стране нацизм так и не пришел к власти, хотя это произошло в столь многих других европейских странах. Его вывод: британцам не хватило воображения!

Принимая во внимание, что Толкин - родоначальник фэнтезийного жанра, требующего как раз воображения, Ваше утверждение стыкуется с тем, что сказал Оруэлл. Я, правда, не знаю, в чем вы усмотрели у Толкина близость к нацизму?
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:37 am (UTC)
Вы будете смеяться, но - воображение. Похожий тип воображения: мифотворчество с сильным привкусом эзотерики (а этот коктейль как раз и отличает нацистский проект от придурковатого муссолиниевского "Рима"), глобальный замах, создание альтернативной вселенной...
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:40 am (UTC)
"этот коктейль как раз и отличает нацистский проект"

А что же у Гитлера было такого эзотерического?
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:58 am (UTC)
О, это тема бесконечных монографий. Бросьте хотя бы быстрый взгляд сюда:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
egovoru
Sep. 2nd, 2016 10:41 am (UTC)
Да, действительно. Я как-то не отдавала себе в этом отчет, хотя одно только использование свастики или эсэсовской "двойной молнии" говорит о многом. (Впрочем, и у большевицкой звезды-пентаграммы - весьма богатая история). Должна сказать, что в свете этой ассоциации и современное увлечение фэнтези начинает выглядеть как-то куда более зловеще :(
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 03:48 pm (UTC)
"в свете этой ассоциации и современное увлечение фэнтези начинает выглядеть как-то куда более зловеще"

Да, именно так и есть. Сутью немецкого нацизма и его уникальной особенностью в истории было не завоевание мира и не антисемитизм (экая невидаль, это все старо, как мир), а именно оккультное фэнтези, эти эзотерические ролевые игры. Да, это были хорошо знакомые нам ролевики, просто они с немецкой последовательностью довели это до Освенцма. Британцам и другим тут не столько фантазии не хватило, сколько именно последовательности, которая всегда была главным немецким качеством, и которое когда-то сделало из них лучших музыкантов, философов и пр. Впрочем, и тут мы должны быть им условно благодарны: они довели идею до логического предела, и показали, что стоит в логическом пределе этих невинных игр: эльфийские офицеры СС, мудрые маги-фюреры...

PS Страница вики, на которую я сослался, не годится в источники знаний, она написана не профессионалом. Но там просто дается перечень тем, на которые можно искать более серьезные источники, если интересно...

Edited at 2016-09-02 04:00 pm (UTC)
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 3rd, 2016 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Oct. 30th, 2016 02:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 30th, 2016 02:21 am (UTC) - Expand
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 05:02 pm (UTC)
Я бы хотел прибавить одну вещь. Я писал выше, что учителем фэнтезистов был Вагнер, при этом фэнтези своим эзотерическим мифотворческим близко нацистским оккультным играм, а Вагнер, при всей своей популярности в 3-м рейхе - нет.

Вагнер не писал фэнтези, он писал древнегреческие трагедии; это была его сверхзадача - ренессанс лучшего литературного жанра в истории. Он знал греческий, судил об Эсхиле-Софокле-Эврипиде не по "переводам Маршака", и был совершенно адекватным исследователем-историком (наш лучший медиевист А. Гуревич в разговоре со мной называл Вагнера непревзойденным спецом в этой области, который просто работал в жанре оперы, а не научной монографии).

Поэтому драмы Вагнера - это не волшебные сказки, а греческие трагедии на материале не греческих, а немецких мифов. Его тексты начисто лишены всякой эзотерики и оккультизма, - ну, за вычетом святого Грааля, конечно, который играет третьестепенную роль. Это прежде всего именно драмы личностей, как у греков или как у Шекспира.

Но он создал прецедент, выглядящий на простодушный (и не вполне адекватный) взгляд как "мифотворчество", как литературные фантазии на тему древней мифологии, как fairy tales для взрослых.

Именно это послужило моделью фэнтезистам, по формуле "Вагнер лайт", т.е Вагнер минус главное, в чем он силен (античность и ремесло музыканта и поэта) = фэнтези. Плюс - по копеечке, внесли вклад Вальтер Скотт, рыцарский роман, Томас Мэлори, волшебные сказки, и продолжите этот список в любом направлении, потому что все это - третьестепенные вещи. Сказочные мотивы существовали всегда, а фэнтези - жанр принципиально новый, небывалый. (Как и диктатуры были всегда, а третий рейх - нечто принципиально новое и небывалое. И как оккультизм существовал всегда, но теософия, оккультизм и эзотерика последних 150 лет - явление принципиально новое.)
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2016 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 3rd, 2016 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 8th, 2016 02:12 am (UTC) - Expand