?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Sep. 1st, 2016 11:54 am (UTC)
"толкиен предлагает идеальных хороших и плохих"

Вот это интересная мысль! Помнится, на уроках литературы нас учили, что классицизм уступил место реализму именно потому, что авторы научились создавать более объемных, неоднозначных персонажей, а не просто надевать на них черно-белые маски героев и злодеев. А теперь, получается, маятник качнулся в обратную сторону? А почему, как думаете?

"героизирует маленького человека"

А разве только он? Вспомните, например, Платона Каратаева?

"в эру холодной войны это была отличная отдушина"

Форма эскапизма, да. Но почему именно такая, со средневековым оттенком?
3seemingmonkeys
Sep. 1st, 2016 12:53 pm (UTC)
ну персонажи там вроде довольно интересные, черно-белые скорее декорации, как в ссср в фильмах про войну. там могли быть какие-то неоднозначные поступки у героев но то что ссср это добро а рейх зло под сомнение никогда не ставилось.

платон второстепенный герой насколько я понял а фродо ключевую роль играет, сюжетообразующую.

а с каким она должна была быть оттенком
средневековье а точнее древность это максимальное удаление от текущего момента, где возникает меньше злободневных ассоциаций. в то же время рыцарская эпоха связана с представлениями собственно о рыцарстве, благородстве мотивов. вообще толкиен увлекался европейской мифологией. любил бы он ближний восток написал бы в той стилистике но вероятно это меньше проняло бы народ т.к. архетипы не те.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:08 pm (UTC)
"платон второстепенный герой насколько я понял а фродо ключевую роль играет, сюжетообразующую"

Хотела было возразить, что половина всей вообще литературы - это вариации на тему Давида и Голиафа, но спохватилась. Вот, скажем, типичный Давид - Мартин Иден, но как он кончил? Или еще один - Жюльен Сорель, конец тоже не самый вдохновляющий. А если хороший конец - так это непременно сказка: например, история Золушки ;)

"в то же время рыцарская эпоха связана с представлениями собственно о рыцарстве, благородстве мотивов"

Очень хорошо - ну, и напиши себе роман из рыцарских времен, как всю жизнь делал автор "Айвенго"? Зачем же нужна именно параллельная вселенная с эльфами?
3seemingmonkeys
Sep. 2nd, 2016 05:47 am (UTC)
толкин интересовался эльфами, поэтому написал про эльфов. вопрос в том почему людям понравилось.

масштаб конфликта свершенно другой, айвенго это как драка у ларька в сравнении с ВК. и какие аналоги в истории есть тысячелетним волшебникам, губящим душу кольцам и т.п.? это как из НЗ убрать все упоминания чудес, бога, царствия небесного и всего такого - ерунда получится.
egovoru
Sep. 2nd, 2016 10:35 am (UTC)
То есть, ключ к успеху - описание волшебства? Но оно, наверное, было привлекательно во все времена - почему же такой взлет интереса именно сейчас?
3seemingmonkeys
Sep. 2nd, 2016 01:21 pm (UTC)
волшебство это художественный прием. ключ это вызов читательского интереса. людям нравится что-то необычное, что воздействует на чувства и дает пищу для размышлений. чем более органично и талантливо это в произведении сочетается тем больше популярность.

какого-то особого взлета интереса не было, перед ВК были хроники нарнии, до них принцесса марса, до нее копи царя соломона и т.д., в общем есть некая последовательность от исторических романов к ВК, когда писатели переходили от древности к другим странам, другим планетам, будущему, параллельным или вообще не связанным с землей мирам по мере того как все это приедалось.

другое дело популярность литературы, искусства вообще в данный момент времени. когда люди устают от реальности или разочаровываются в ней они обращаются к искусству чтобы найти в нем отраду, может какието новые смыслы и образы к-рые вдохновили бы их на жизнь. это я имел ввиду в исходном комментарии. совпало что толкин написал хорошую книгу, и унылая ситуация в мире, возник резонанс и родился культ.
egovoru
Sep. 3rd, 2016 12:33 pm (UTC)
"в общем есть некая последовательность от исторических романов к ВК"

Да, мне тоже кажется, что фэнтези явилась закономерным следствием после приключенческой литературы об освоении новых земель, которая, когда такие земли закончились, сменилась научной фантастикой, а потом и последняя пошла на убыль из-за разочарования в техническом прогрессе.

"толкин написал хорошую книгу, и унылая ситуация в мире, возник резонанс и родился культ"

Это замечание тоже кажется мне весьма правдоподобным.
egovoru
Oct. 29th, 2016 01:53 pm (UTC)
А вот еще случайно наткнулась на попытку понять популярность Гарри Поттера:

"В этом смысле Гарри Поттер - отражение новой современной культуры, где что бы поймать золотую рыбку не нужно даже забрасывать невод - рыбка тебя сама найдёт."

Интересная мысль, но ведь то же самое можно сказать и об "Алых парусах"?
3seemingmonkeys
Oct. 30th, 2016 05:15 am (UTC)
в большей части русских сказок наверное ГГ пассивный персонаж. царевна лягушка, сивка бурка, щука - все обслуживают его и решают проблемы. новая культура возможно для запада, может дальше в тренде будут маги которые выклянчили себе волшебную палочку в собесе.

вообще гарри поттера я не читал, а смотрел пару фильмов и не очень понял, в чем там соль. так что мне сложно рассуждать на эту тему.
мне понравился персонаж рэйф файнса, вроде фильм детский но в некоторых местах он выглядит довольно пугающе и благодаря не гриму а игре. замечательный актер.
egovoru
Oct. 30th, 2016 12:19 pm (UTC)
Я Гарри Поттера тоже не читала, а от фильма (одного из) выдержала только минут двадцать: он показался мне уж слишком скучным. Так что я могу только ссылаться на чужие мнения ;)

А Файнс - конечно, замечательный актер. Мне особенно нравится, как он сыграл в "Списке Шиндлера".