?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Sep. 1st, 2016 11:59 am (UTC)
"Уменьшение роли религии и сказок"

Ну, что касается религии, то уж по крайней мере в России никакого ее "уменьшения" отнюдь не наблюдается - по сравнению с советскими-то временами! Скорее, можно говорить о фантастическом расцвете. И сказки тоже вроде никто не отменял, только сказки всегда были (и есть) для детей, а теперь вдруг стали популярны сказки для взрослых.

"по языку, стилю, еще каким-то особенностям соответствовало запросам 20 века"

А могли бы Вы более конкретно охарактеризовать особенности языка и стиля фэнтези? В "Хоббите" я что-то не помню никакого особенного языка или стиля.
moscow_i_ya
Sep. 1st, 2016 08:20 pm (UTC)
Я имею в виду мировые тенденции. Мода на Толкиена и фэнтези пришла из-за границы. Насчет сказок - не хватает познаний, но сказки очевидно создавались отнюдь не для детей, и сколько-то лет назад были вполне серьезным взрослым чтением.
Насчет "охарактеризовать" тоже не рискну, но знаю точно, что чем меньше времени стоит между автором и читателем, тем легче восприятие. А для сказок и религиозных текстов этот промежуток измеряется тысячелетиями
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:12 am (UTC)
"Мода на Толкиена и фэнтези пришла из-за границы"

Толкин - англичанин, и мода на него, надо думать, пришла именно оттуда. Бывает, правда, когда какой-то автор становится более популярен за пределами своей страны, чем внутри нее, но к Т. это вроде бы не относится.

"чем меньше времени стоит между автором и читателем, тем легче восприятие"

То есть, Вы хотите сказать, что современного автора всегда легче читать, чем жившего много лет назад? Но ведь современные авторы творят и в разных других жанрах - почему же читать именно фэнтези, а не, например, детективы? Или ту же научную фантстику?
moscow_i_ya
Sep. 2nd, 2016 07:00 am (UTC)
Не всегда, но при прочих равных - да.

Моя гипотеза заключается в том, что в связи с устареванием религиозных текстов и сказок, падением интереса к религии и переходом сказок в детскую нишу возник дефицит "волшебных" текстов для взрослых, который и заполнился фэнтези