?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Sep. 1st, 2016 12:21 pm (UTC)
"А сейчас их стало много, и они выплеснулись на поверхность"

Да, очень возможно. Примерно как то, что нынешняя "массовая неграмотность населения" - скорее всего, просто результат выхода этого населения на просторы интернета ;)

Но, может быть, тут все же есть и некая закономерность. Мне видятся тут три хронологических этапа: 1) приключенческая литература - "Оцеола" и т.д.; 2) научная фантастика (расцвет приходится на середину 20 в.); 3) фэнтези. Переход от 1 к 2 - понятен: закончились неизведанные территории. А переход от 2 к 3?

"А "Бова Королевич" самое настоящее фэнтези!"

Правда? Я, признаться, никогда не читала про Бову, но мне казалось, что это ближе к Гомеру?

Про Гомера согласна, что это не реализм. Я просто не знала, как точнее обозначить то отличие от современного фэнтези, которое я там вижу.

"Предшественник фэнтези, имхо - рыцарский роман"

Да. Правда, у Томаса Мэлори был из волшебников один только Мерлин, если я правильно понимаю.

И еще: и у Гомера, и в повествованиях о Бове, и у Мэлори действие разворачивается все же в нашем единственном мире, а не в каких-то параллельных вымышленных мирах. Пусть в нем и обнаруживаются какие-то отдельные фантастические существа, но все же не весь мир в целом является фантастическим. Не иначе как идея переноса действия в параллельный мир появилась у Толкина и Ко под воздействием рассуждений физиков о многих вселенных ;)

Edited at 2016-09-01 12:54 pm (UTC)
chyyr
Sep. 1st, 2016 01:41 pm (UTC)
>в нашем единственном мире, а не в каких-то параллельных вымышленных мирах.

Во многих фентези действие происходит именно в нашем мире. В некотороых - в условной невообразимой древности, например, вскоре после потопления Атлантиды, как скажем в "Конане-варваре", а возможно, и во "Властелине колец" (Толкин наговорил много такого, что допускает такую трактовку - начиная с того, что затонувшая страна носит среди прочих имя Atalantë)
В некоторых - просто в историческом прошлом, "когда еще не кончилась магия" - как в "Туманах Аваллона" М.Брэди или "Сломанный меч" П.Андерсона.
А в некоторых так и вовсе в нашем с вами современном мире, просто в тех краях, куда мы не можем попасть, или которые не дано нам увидеть (как в "Гарри Поттере")

Так что как критерий это не работает, к сожалению
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:16 pm (UTC)
"просто в тех краях, куда мы не можем попасть, или которые не дано нам увидеть"

Но ведь такие края и есть - параллельная реальность или, если угодно - альтернативная история?
steblya_kam
Sep. 2nd, 2016 09:07 am (UTC)
Мэлори ещё не весь рыцарский роман. В поздних рыцарских романах магии до фига (то, что читал Дон Кихот). "Бова Королевич" - никакой не эпос, а итальянский рыцарский роман нового времени в переводе на русский язык.
Параллельные миры прекрасно известны ирландским сагам (мир фей под холмами, где время течёт не так, как в нашем мире).
"Нашесть" мира, описываемого Мэлори, кстати, весьма сомнительна.
Да, и альтернативная история рыцарскому роману тоже известна. См. роман "Белый тиран", который "отменил" падение Константинополя.
egovoru
Sep. 2nd, 2016 11:07 am (UTC)
Иными словами, Толкин представляет собой никакое не новшество, а очередной этап весьма богатой и никогда не прерывавшейся традиции?
steblya_kam
Sep. 4th, 2016 07:19 am (UTC)
Нельзя ставить так вопрос - традиция или новшество. Очень наивно представлять себе, что вот была-была непрерывавшаяся традиция, а потом раз - на её пути торчит новшество. Это как с вопросом, какая из обезьян родила человека.
egovoru
Sep. 4th, 2016 01:20 pm (UTC)
"Нельзя ставить так вопрос - традиция или новшество"

Согласна, что все всегда стоят на плечах гигантов, но все же, наверное, в некоторых случаях бывают более резкие рывки, чем в других? Недаром же кого-то (кто совершает совсем уж маленький рывок) мы называем "эпигонами"?

Степень новаторства Толкина мне крайне сложно оценить, потому что я не только не прочла у него ничего, кроме "Хоббита", но и уж тем более не читала никого из его непосредственных предшественников. А вот уважаемый hyperboreus, который кое-кого из них читал, все же считает, что Толкиен уникален.
steblya_kam
Sep. 6th, 2016 07:42 am (UTC)
Толкиен уникален в том отношении, что он подошёл к созданию вымышленного мира системно, скопировав метод научных фантастов. Только научные фантасты используют естественнонаучные знания, а Толкиен использовал гуманитарные.
Хотя отдельные элементы такого метода были и раньше, например, Томас Мор придумал "утопийский алфавит".
Я бы сказала, скачок происходит тогда, когда количество переходит в качество.